Схема обследования ребенка с задержкой психического развития
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Из какого д/с поступил____________________________________________________
(№ д/с, район)
Дата поступления в группу ________________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от_________________________________
Протокол № ___________________ принят на срок____________________________
Заключение медико-педагогической комиссии
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дата заполнения карты___________________________________________________
Дефектолог ____________________________________________________________
Решением РМПК от _____________________________________________________
выпускается с _________________________________________________________
в____________________________________________________________________
(вид школы, д/с)
Члены РМПК___________________________________________________________
(фамилии логопедов, место работы)
Анамнез
Сведения о родителях___________________________________________________
Наследственные заболевания ____________________________________________
От какой по счету беременности ребенок___________________________________
Характер беременности (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)______ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________
Когда закричал ребенок _________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________
Резус-фактор (отрицат., положит.) _______________________________________
Вес и рост ребенка при рождении_________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал ли, поперхивание)______________
Выписался из роддома на_____день (причины задержки)
Раннее психомоторное развитие
(отметить, не было ли отклонений от нормы)_____________________________________
Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года)
________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова ____________________________________________________
(с какого возраста)
Первые фразы____________________________________________________
(с какого возраста)
Прерывалось ли речевое развитие___________________________________
Неврологический статус ____________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
I. Общие сведения
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении ___________________
(точность представлений)
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей__________________
3. Умение дорисовывать предмет______________________________________
4. Восприятие величины______________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) соотносит ли цвет_________________________________________________
(используя безречевую инструкцию, проверить)
б) различает ли цвета________________________________________________
в) различает и знает ли названия цветов_________________________________
6. Восприятие формы:
а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры _______________
б) узнает формы в рисунке, в предмете (задание: «Помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.)______
7. Восприятие пространства:
а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека___
б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)_________________
в) ориентируется в пространстве________________________________________
г) понимание предлогов (простых, сложных)_______________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года)_________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой историки
1. Срисовать картинку «Домик»:_________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)______________
Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1—5 раз, затем через 50—60 минут; норма — воспроизведение 3—4 слов через час). ____________
2. Заучивание короткого стихотворения___________________________________
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ______________________(используется 24—26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке) ________________________________
в том числе по назначению (что можно надеть, кушать)______________________
Подбор обобщающего слова ____________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда) ___________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок________________
7. Может ли объяснить смысл загадки____________________________________
9. Устанавливает ли причинно-следственные связи_________________________
10. Умение абстрагировать_____________________________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)_______________
2. Объем пассивного словаря ______________________________________________
(по предметным, сюжетным картинкам)
3. Объем активного словаря_______________________________________________
(по предметным, сюжетным картинкам)
4. Особенности фразовой речи ____________________________________________
(по предметным, сюжетным картинкам)
5. Связная речь:
а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________
б) составить рассказ по серии картинок_____________________________________
в) пересказ короткого текста______________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5—10 __________________________________________
2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев __________________
3. Выделение предметов из множества (1—5) по слову, образцу, показу_________
4. Сравнение множеств_________________________________________________
(больше, меньше, равно)
5. Счетные операции:
— :на конкретном материале — счет вслух_________________________________
— на конкретном материале — счет «про себя»____________________________
— отвлеченно (без конкретного материала)________________________________
6. Решение простых задач (6 лет)
— на конкретном материале ____________________________________________
— отвлеченно________________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— на конкретном материале ____________________________________________
— отвлеченно ________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу___________________________________________
2. Умение строить по графическому рисунку_______________________________
3. Умение строить самостоятельно_______________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку_________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования_________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________
б) целенаправленность деятельности____________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности__________________________________
(нуждается ли в помощи, в какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания __________________
4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов _____________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________
Консультации специалистов___________________________________________
Заключение дефектолога по результатам обследования _________________________________________