Взаимодействие логопеда и семьи в системе логопедической работы по преодолению заикания у детей

Главная > Инклюзия > Взаимодействие логопеда и семьи в системе логопедической работы по преодолению заикания у детей

Вопросы интеграции общественного и семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, задачи и принципы сотрудничества педагога и родителей воспитанников были всегда объектом пристального внимания  и ученых-дефектологов, и практиков. Одним из сложных и труднокоррегируемым речевых нарушений  является заикание.   Данные научно-методической литературы и практика работы логопедов с заикающимися детьми показывают, что эффективность логопедических занятий с заикающимися детьми во многом определяется активным и осознанным участием родителей в коррекционном процессе (Г.А.Волкова, Т.А. Болдырева, Л.М.Крапивина, И.Селиверстов, Н.А.Чевелева,  и др.). 

Консультативно-методическая работа с родителями (лицами их замещающими) является обязательной формой логопедической работы, объясняется она необходимостью воздействия на окружающую микросреду заикающегося ребенка. Ее целью является: обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка; создание правильного отношения к нему дома и в учреждении, которое посещает ребенок, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.

 Внимание логопедов при работе с детьми, страдающих данным расстройством речи, должно быть направленно не только на построение коррекционно-логопедической работы в диаде ребенок – учитель-логопед, но и в категории семья – ребенок – учитель-логопед, так как при этом виде нарушении речи у ребенка семья, оказывая влияние на эмоционально - личностное развитие  заикающегося ребенка, может как способствовать эффективности преодоления речевого недуга, так и тормозить его.   Участие семьи в структуре логопедической работы, отсутствие строго регламентированного содержания и форм организации работы с родителями, создают благоприятные условия для творческого подхода логопеда в организации работы по данному направлению в системе комплексного коррекционного процесса с заикающимися детьми.

Однако, многолетний опыт практической деятельности логопедов показывает, что  родители детей с речевыми нарушениями не готовы к коррекционной деятельности, не всегда объективно оценивают уровень их развития, не уделяют достаточно внимания целенаправленному воспитанию ребенка в семье, не могут оказать детям адекватную помощь в соответствии со структурой имеющихся у них отклонений в развитии.

В течение последних лет в рамках психолого-педагогического обследования заикающихся детей проводилось  анкетирование родителей( лиц их замещающих)  на базах  детских образовательных учреждений г. Москвы, г. Дмитрова  Московской области.  Анкетирование включало вопросы, касающиеся теоретических знаний о заикании  и применения их на практике, отношения к заикающемуся ребенку, готовности к сотрудничеству со специалистами.

Анализ ответов родителей на вопросы анкеты, направленных на изучение родительской активности, показал, что заикание у ребенка родители заметили сразу в  81,3% семей, за помощью к специалистам все родители обратились в течение первого полугода возникновения заикания у ребенка. Анализ родительской оценки степени заикания у ребенка показал, что не всегда  родители адекватно оценивают степень заикание ребенка, преувеличивая степень его выраженности(46%), некоторые  - занижая(35%). Анализ ответов выявил, что у преобладающего большинства родителей изменилось отношение к ребенку в связи с появлением у него заикания: стали более внимательней к ребенку, терпеливее, больше заботиться о нем -72,2%; появился страх, тревога за ребенка; отменили наказания и стали все разрешать - 27,3%.

Семьи, в которых выявились изменения отношения родителей к ребенку в связи с возникновением у него заикания, находятся в зоне риска.  Родители, у которых  появился страх, тревога за ребенка,  могут способствовать развитию тревожности и у их малыша, незаметно перейти на гиперопеку, создавая тем самым у ребенка «льготную позицию заикающегося» (потакание ребенку всем его капризам и т.д.).

Необходимо отметить, что 50%  матерей в изучаемых семьях готовы полностью взять на себя ответственность за участие в коррекционном процессе, демонстрируя этим свою заинтересованность и активную позицию в работе по преодолению заикания у их ребенка. Согласно анализу психологической документации, превалирующее большинство матерей этой группы имеют авторитарный психологический тип. Наличие же матерей (50%), не отрицающих передачу ответственности за лечебно-педагогическую работу другому члену семьи, указывает на необходимость повышения мотивации у данных матерей к участию в коррекционном процессе.

До начала коррекционного курса литературу по вопросу о заикании в той или иной степени читали 61,3% родителей. Однако,  они не смогли выделить ряд специалистов, участвующих в лечебно-педагогическом процессе. Сложным для них оказалось и определение условий, способствующих успешному преодолению заикания. Подавляющее большинство  отдало  предпочтение проведению специальных занятий с логопедом,  умаляя значимость медикаментозного лечения, соблюдения речевого режима и режима дня ребенка, нормализации семейного климата, ограничения сильных отрицательных эмоций, так и ярких положительных эмоций у ребенка. Применить на практике полученные теоретические знания без помощи специалистов родители не смогли. Об этом свидетельствуют их ответы на вопросы, касающиеся характера организации помощи заикающимся детям (ее комплексной направленности),  особенностей взаимодействия с заикающимся ребенком. Анализ ответов выявил, что преобладающее большинство родителей отдают предпочтение индивидуальным формам взаимодействия с логопедом (индивидуальные консультации). Только незначительная часть родителей готова взаимодействовать с логопедом посредством групповых форм организации сотрудничества. Таким образом,  для правильного взаимодействия со своим заикающимся ребенком в процессе коррекционной работы, родители нуждаются в повышении мотивации к участию в лечебно-педагогической работе и  своей компетентности по данной проблеме.

Анализ разработанных на настоящее время форм взаимодействия педагога и родителей  позволяет  выделить наиболее оптимальные  для организации  и активизации формы сотрудничества логопеда с родителями (лицами их замещающими). Коллективная работа представлена в нескольких видах: родительские собрания;  консультации, лекции; фронтальные открытые занятия; «круглые столы»; речевые праздники; функциональные тренинги. Родительские собрания -  важный элемент стратегии об­щения с семьей, на них закладываются основы сотрудниче­ства и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. На родительских собраниях логопед обозначает цели и задачи совместной работы с родителями, рассказывает о системе логопедических занятий с детьми, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы, акцентирует внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле.

В процессе консультаций, лекции решается задача повышения педагогической компетентности последних. Необходимо, чтобы консультации и семинары не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога-логопеда. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый  родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела.

В начале коррекционной работы с детьми педагог-логопед, проводя открытые фронтальные занятия, знакомит родителей с методами и приемами логопедической работы. После каждого открытого фронтального занятия, логопеду необходимо проводить с родителями беседы, в которых проводился бы анализ занятия. Для проведения открытого фронтального занятия логопеду важно продумать, что именно показать родителям, учесть особенности детей и интересы самих родителей.

 «Круглый стол» в работе логопеда с родителями  – это форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке. «Круглый стол» проводится с родителями, изъявившими желание участвовать в обсуждении предложенной логопедом темы.

Речевые праздники успешно влияют на развитие коммуникативных умений и навыков заикающихся детей, повышение самооценки, осознание необходимости правильной речи, закрепление пройденного материала. Праздники должны соответствовать следующим требованиям: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители).

Функциональный тренинг – форма организации взаимодействия логопеда с заикающимися детьми и их родителями, направленная на автоматизацию у детей навыков плавной речи.  Предполагающий групповой «выход» логопеда с заикающимися детьми и их родителями в места общественного пользования (магазин, почта и т.д.), функциональный тренинг способствует привлечению родителей к участию в коррекционной работе, закреплению эмоциональной сплоченности между родителями заикающихся детей.

Индивидуальные формы работы учителя-логопеда с семьей: беседа; индивидуальные консультации; альбом домашних заданий; анкетирование родителей. Беседа является одним из методов психологии, предусматривающим прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Через беседу логопед может получить информацию об особенностях семейного воспитания, потребностях родителей в знаниях, познакомить родителей с результатами обследования детей, дать рекомендации, советы и т. д.  Беседа ведется тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

В процессе индивидуального консультации члены семьи получают от логопеда необходимый объем знаний и практических навыков совместной деятельности с ребенком (это различные виды продуктивной деятельности, дыхательная гимнастика артикуляционно-мимическая гимнастика и т.д.). Эта форма взаимодействия с родителями позволяет не только ознакомить, но и научить родителей ребенка элементарным методическим приемам для коррекции его речевых нарушений.

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудниче­ство логопеда с родителями заключается в выполне­нии последними домашних заданий, направленных на за­крепление тех умений и навыков, которые были приобрете­ны ребенком на  занятиях. Альбом домашних заданий является основной формой взаимодействия логопеда и родителей. Через него проходит информация о том, чем занимался ребенок, с каким новым материалом он познакомился, что у него получилось, а какое задание вызвало затруднения.  В альбоме родители могут записать свои вопросы, касающиеся коррекционного процесса.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей.  При помощи анкетирования педагог-логопед может узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Особенно эффективным является проведение анкетирования родителей в начале коррекционного процесса с детьми, так как с помощью полученной информации логопед получает сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

Третьей группой форм взаимодействия логопеда и семьи, является  наглядно-информационная: информационные стенды; применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На стенде могут быть представлены разные сведения: расписание занятий, объявления, информация о программном содержании занятий, перечни рекомендуемых книг, педагогические рекомендации, ответы логопеда на вопросы, заданные родителями («педагогическая почта»). В настоящее время  в ходе лекций для родителей  используются показы мультимедийных презентаций. Преимуществами применения ИКТ являются: придание лекции систематичности, законченности, целостности; мобильность и простота (требуется запустить только один файл); сохранение основного достоинства лекции – живого общения логопеда с родителями (лицами, их заменяющих) наряду с расширением методического аппарата лектора (в данном случае – логопеда).

Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнеров -  логопеда и родителей, а не  основным способом общения. Ведь именно общение способно помочь логопедам и родителям лучше понять друг друга, объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Поэтапное сопровождение семьи заикающегося ребенка, предполагающее использование разнообразных форм взаимодействия логопеда и родителей (лиц, их замещающих) будет способствовать активизации участия семьи в коррекционном процессе и в целом повышению эффективности логопедической работы.

 

Литература

1. Волкова Г.А. Игровая деятельность  в устранении заикания у дошкольников. – М..,  2003.

2.  Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания. / Под ред. В.И. Селиверстова. – М..,  2004.

3.  Миронова С.А., Геркина М.И., Тугова Н.А.  Преодоление заикания у дошкольников. / Под. ред. Р.Е.Левиной. –  М..,  2009 .

4. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. ­–  М.., 1979, 1994,  2001.

5. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М..,  2001.

Автор: 
С. В. Леонова ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет», г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7