Возможности реализации инклюзивного образования в условиях образовательного кластера

Главная > Инклюзия > Возможности реализации инклюзивного образования в условиях образовательного кластера

Возможности реализации инклюзивного образования в условиях образовательного кластера На современном этапе развития общества изменения, происходящие в России, модернизация и внедрение инноваций в различных сферах жизнедеятельности требует пересмотра устоявшихся взглядов, в том числе и на предоставление образовательных услуг.

В настоящее время в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено рядом факторов:  новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья;  эффективным решением вопросов их социализации и интеграции;  обновлением категориального аппарата в соответствии с международной практикой и тенденций гуманистического подхода;  появлением новых типов образовательных учреждений, в которых оказываются образовательные и коррекционные услуги детям с особыми образовательными потребностями;  разработкой новых стандартов специального образования и вариативных моделей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения.

В последние годы большое внимание в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья уделяется вопросам инклюзивного образования, под которым понимается процесс, предусматривающий совместное обучение детей не зависимо от особенностей их развития – в дошкольном учреждении, в школе, ВУЗе. Введению понятия «инклюзия» способствовало распространение Декларации ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, способствующих «включенному образованию» (г. Саламанка, 1994). Российские ученые указывают, что инклюзивное образование – это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей (Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко, 2006).

Следует отметить, что в международной практике термин «интегрированное образование», описывающий процесс обеспечения доступа к образованию для детей с особыми образовательными потребностями, был заменен термином «инклюзивное образование». В этой связи, можно попытаться обозначить основное отличие указанных терминов. Интеграция предполагает адаптацию ребёнка к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям ребёнка. Инклюзивное образование получает все большее распространение, как в Российской Федерации, так и в Алтайском крае.

Актуальность внедрения инклюзивного образования обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное существование с остальными членами социума. Проблема развития инклюзивного образования в Алтайском крае находится под пристальным вниманием не только руководителей управления образованием, родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

В крае сформирован ряд программ, создающих возможности удовлетворения образовательных потребностей детей независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития, позволяющих создать условия непрерывного образования на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. Одной из форм обеспечения реализации прав детей-инвалидов, в том числе и интеграции в общество, является работа с ними в Центрах социальной помощи семье и детям.

В крае их 4 и 32 отделения реабилитации в территориальных центрах. Сотрудники таких центров оказывают методическую помощь родителям, проводят с детьми различные групповые занятия, в том числе занятия, способствующие формированию психологической готовности детей с особыми образовательными потребностями к обучению в общеобразовательном учреждении.

В решении проблемы обучения детей-инвалидов особая роль принадлежит объединениям родителей. Члены таких организаций имеют право и должны участвовать в принятии решений, касающихся всех аспектов деятельности по обучению. Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в 2010 году разработан план совместной работы с общественными организациями по реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

Однако следует отметить, что в настоящее время еще недостаточно используется потенциал негосударственных учреждений для решения указанных вопросов. С 2010 года в крае функционирует центр дистанционного образования, созданный на базе Алтайского краевого педагогического лицея. В настоящее время успешно обучаются в центре 122 ребенка. Стоит отметить, что учебный процесс осуществляется высококвалифицированными специалистами, прошедшими курсы подготовки по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-технологий, обладающими необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов.

В Алтайском крае, начиная с 2011 года, формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушение развития. Данные мероприятия проводятся в рамках соглашения между Минобрнауки России и администрацией Алтайского края. Наряду с созданием инклюзивных групп в детских садах, в крае постепенно появляются инклюзивные классы в школах.

Специалисты считают, что совместное обучение положительно скажется и на детях с нарушениями здоровья, и на обычных школьниках, научит терпимости, участию, доброте, поможет всем стать самостоятельнее и вести интересную, полноценную жизнь. В 2011 году в 10 базовых общеобразовательных школах была реализована программа «Доступная среда». Участие школ в этой программе позволило переоборудовать входы, лестницы, помещения, закупить необходимый инвентарь, оборудовать сенсорные комнаты, кабинеты адаптивной физкультуры.

Всего в крае в настоящее время в 26 общеобразовательных школах края созданы условия для совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Следует отметить, что инклюзивное образование требует системного подхода при решении данных проблем, т.е. принятие во внимание и приведение в соответствие на государственном, региональном и муниципальном уровнях все подсистем (образовательных, социальных, нормативно-правовых, экономических), прямо или косвенно связанных с интеграционными процессами.

На современном этапе одной из инновационных стратегий развития является кластерный подход, суть которого состоит в том, что учреждения (предприятия) группируются по некоторому отраслевому признаку и территориальной близости. Так, в системе общего образования создание кластера позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него.

В том числе развивать социальное партнерство, привлекать внебюджетные средства, использовать имеющиеся ресурсы для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, получать качественно новые результаты образования. Подразумевается, что создание образовательного кластера как некоммерческой организации, основной на принципе доверия между участниками, будет способствовать созданию образа (бренда), качество продукции которого выше, чем это обычно принято.

Объединение ресурсов и усилий коллективов отдельных учреждений в рамках кластера позволяет расширять возможности получения качественных образовательных услуг. А совместная деятельность коллективов учреждений, имеющих уникальный опыт по отдельным направлениям работы, обеспечивать повышение профессионального мастерства педагогов всех учреждений. Для того чтобы кластер функционировал успешно, необходимо соблюдение ряда условий:  наличие соответствующих инфраструктур;  наличие оформленной организацинно-коммуникативной структуры, выполняющей управленческие (самоуправленческие) функции;  использование новых технологий.

Наличие этих условий позволило создать первый образовательный кластер в г. Барнауле в 2011 году. Реализовать первое условие позволила территориальная близость (микрорайон) учреждений различных ступеней общего образования: это детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, высшие учебные заведения. Управление кластером осуществляется координационным советом, в состав которого входят как представители образовательных учреждений, так и представители различных уровней власти (района, города), - это позволяет соблюдать второе условие.

Реализация третьего условия обеспечивается наличием необходимых высококвалифицированных кадров и опыта работы в отдельных направлениях у конкретных образовательных учреждений. В этом случае у всех учреждений, входящих в кластер, есть возможность не только познакомиться с различными технологиями работы (теоретический уровень), но и использовать уже готовые проверенные на практике.

Ресурсные возможности образовательного кластера позволяют распределить обязанности по решению приоритетных задач и реализации выбранных направлений между учреждениями, практически не используя бюджетные средства. При этом каждое из учреждений кластера берет на себя обязанности по обеспечению реализации одного из направлений (проектов), имея в этой области богатый опыт, обучает специалистов других учреждений или берет на себя обязанности по реализации этого направления (проекта) и в других учреждениях кластера. В данном образовательном кластере одним из приоритетных направлений деятельности является осуществление инклюзивного обучения на базе одной из школ, входящих в его состав.

Главной задачей работы в данном направлении является создание условий для адаптации образовательного пространства школы к нуждам и запросам каждого субъекта образовательного процесса. В соответствии с поставленной задачей можно выделить следующие условия, способствующие адаптации образовательного пространства школы в условиях инклюзивного образования:  разработка нормативно-правовой базы не только в самом учреждении, но и на уровне отделов образования района и города, края;  организация переподготовки и повышения квалификации всех участников образовательного процесса (в том числе и родителей) используя ресурсный потенциал ВУЗа;  определение учреждений курирующих отдельные направления (проекты) реализуемые в образовательном кластере;  предоставление информации о ребенке перед поступлением в школу педагогам и специалистам дошкольными учреждениями: результаты диагностического обследования, свидетельствующие об актуальном уровне развития и потенциальных возможностях ребенка.

Для уточнения образовательного маршрута дошкольное учреждение направляет ребенка с родителями на психолого-медико-педагогическую комиссию;  формирование образовательной среды всеми участниками образовательного процесса, т.е. командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве;  преемственность принципов и технологий преподавания, образовательных и развивающих программ, предназначенных, как для обучения детей с нормальным вариантом развития, так и для детей с особыми образовательными потребностями;  необходимое материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);  участие родителей и близких в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями и его адаптации, их активное и партнерское взаимодействие со специалистами образовательного учреждения.

\Таким образом, при реализации концепции инклюзивного образования на выбранной основе необходимо учитывать практическую ситуацию, имеющиеся в наличии ресурсы, культурную среду. Подводя итог, следует отметить, что организация образовательного кластера позволяет более качественно обеспечить реализацию инклюзивного образования, выступающего одной из форм альтернативного обучения, основанного на следующих приоритетах: социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе; природосообразность образовательных задач, методов и методик, как возможностям ребенка, так и общей логике развития; развитие информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми; создание безбарьерной образовательной среды.

Автор: 
М.В. Сурнина, Н.А. Чуешева, Алтайская государственная педагогическая академия г Барнаул, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7