Влияние коллективной художественной деятельности на взаимодействие детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования

Главная > Инклюзия > Влияние коллективной художественной деятельности на взаимодействие детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования

Взросление ребенка, вхождение его в социальную жизнь и «врастание в культуру», по мнению Л.С. Выготского, возможно только в коллективе, в котором проявляется индивидуальное поведение. О влиянии коллективной деятельности на развитие личности указывают многие исследователи в области педагогики и психологии. Изучая факторы развития поведения ребенка, Л.С. Выготский считает, что «высшая психическая функция появляется в процессе поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, а затем вторично, как способ индивидуального поведения ребенка.

Сама природа детского развития диктует педагогам и психологам организовать коллективную художественную деятельность, отношения сотрудничества, которые обеспечивают настоящую «социальную координацию» поведения. Одним из механизмов, реализующих отношения между людьми, является общение, и оно ярко представлено в искусстве.

Искусство и собственно художественная деятельность (музыкальная, изобразительная, театрализованная и др.) - огромное пространство общественных отношений, в которое вступает ребенок. Общение в искусстве и художественной деятельности позволяет детям проявить свой характер, раскрыть «внутренний мир». В общении проявляются как эстетические, так и этические аспекты личности.

Общение через искусство осуществляется на основе семиотических средств культуры, где, по мнению М.С.Кагана, оптимальным средством общения становятся чисто художественные языки: словесный (язык искусства слова), жесто-мимический (язык танца, пантомимы, театра), звукоинтонационный (язык музыки), пластический (язык живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, дизайна).

Раскрывая содержание художественной коллективной деятельности, Т.С.Комарова отмечает: «Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа».

Коллективная художественная деятельность имеет особенности процесса становления навыков общения как у нормально развивающихся детей, так и у детей с проблемами развития:

  • в рамках продуктивной деятельности между детьми складываются реальные, а не игровые взаимоотношения;
  • результатом данного вида деятельности является конкретный продукт, к качествам которого можно предъявить определенные требования, а желание добиться более успешного результата приводит к необходимости повышения результативности общения;
  • дети имеют одну общую цель, ради достижения которой необходимы деловые качества, то есть умение договориться друг с другом;
  • результат этой деятельности может быть ценным не только для отдельной группы детей, но и для всего коллектива, что повышает мотивационную сферу ребенка, обеспечивает становление адекватной самооценки.

Отношения, складывающиеся между ребенком и его ближайшим социальным окружением на определенном возрастном этапе, Л.С. Выготский обозначил как «социальную ситуацию развития», которая определяет весь образ жизни, социальное бытие человека.

В каждом возрасте ребенок взаимодействует с окружающими по-разному. В младенчестве социальную ситуацию развития - это ситуация «Мы», когда ребенок не отделяет себя от матери и живет с ней общей жизнью. В раннем детстве в ситуации совместной деятельности со взрослым ребенок осваивает мир окружающих его предметов. В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир человеческих отношений, стремясь включиться во взрослую жизнь, имитируя ее, главным образом, в игре.

В младшем школьном возрасте социальной ситуацией развития становится ситуации обучения, в которой ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Свобода дошкольного детства сменятся отношениями зависимости и подчинения новым правилам. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка с взрослыми и сверстниками [14]. Происходит смена «значимого взрослого» - снижение социальной значимости родителей как объекта для подражания и идентификации в пользу учителя. Каждому ребенку при взаимодействии с ровесниками приходится учиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право быть равноправным в общении с другими людьми.

Исследования особенностей и закономерностей развития межличностных отношений младших школьников в коллективе таких авторов, как Г.М. Бреслав, Н.С.Евланова, Г.А.Карпова, Я.Л. Коломинский, А.В.Петровский, показывают  наличие у детей начальной школы потребности в социальной компетентности, стремлении включиться в отношения, желания быть как все в группе. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии.

Таким образом, в младшем школьном возрасте закладываются психологические основы для межличностного взаимодействия, коллективистских отношений. «Ребенок школьного возраста является социализированным и индивидуализируемым субъектом общения и деятельности» [5].

В последние годы наблюдается тенденция использования искусства, продуктивных видов деятельности в процессе сопровождения развития личности ребенка с легкими формами психического недоразвития. Раскрывая механизм социализации детей с отклонениями психического развития, Л.С. Выготский подчеркивал значимость коллективных форм сотрудничества с окружающими, подчеркивая, что интериоризация – это не просто некоторое влияние извне (из социума во внутренний мир личности), а движение ребенка от совместной коллективной деятельности (со взрослым и сверстниками) к деятельности самостоятельной, в процессе которой формируются индивидуальные коммуникативные формы поведения.

По мнению Е.А.Медведевой именно искусство, «полихудожественная среда» и взаимодействие в ней как нормально развивающихся детей, так и с нарушениями в развитии могут являться тем связующим элементом или той «творческой средовой формой» интеграции всех детей в одном образовательном пространстве.

Несмотря на то, что искусство расширяет опыт общения между детьми, позволяет познать и прожить ситуации, недоступные в повседневной жизни, дает возможность оценить их с точки зрении другого человека, а У.В. Ульенкова отмечает, что продуктивные виды деятельности  при определенных условиях их проведения могут оказаться наиболее близкими по свой структуре учебным занятиям школьного типа, в начальной школе прослеживается однобокость приобщения ребенка к культуре, снижение значимости  предметов художественно-эстетического цикла. И в это время неоценимое значение для детей приобретает дополнительное образование.

Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями, где одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие.

Дополнительное образование компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путём реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные творческие запросы. Дополнительное образование способствует:

  • выравниванию стартовых возможностей развития личности ребенка;
  • выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечивает каждому ученику «ситуацию успеха»;
  • содействует самореализации личности ребенка и педагога.

Дополнительное образование:

  • расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале детей;
  • обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, в том числе и учебной;
  • создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей;
  • в ряде случаев становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.

Дополнительное образование является мощным средством социализации личности обучающихся, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Дополнительное образование доступно для  каждого, в том числе для детей с особыми проблемами развития, для чего в системе дополнительного образования целенаправленно создаются «обходные» условия для удовлетворения образовательных потребностей и интересов учащихся данной категории. Зачастую дополнительное образование является основным, а иногда и единственно возможным для успешной интеграции таких детей в среду нормально развивающихся сверстников.

Созданные специальные условия в учреждениях дополнительного образования для детей с особыми проблемами в развитии смогут  способствовать и профилактике вторичных нарушений, и коррекции нарушенных функций, создадут основу для выравнивания стартовых возможностей развития личности детей данной категории, обеспечения воспитанникам «ситуации успеха» в различных видах деятельности.

Таким образом, художественная деятельность создаёт более благоприятную среду для формирования как коллективного общения, так и выработки индивидуального коммуникативного поведения. Посредством общих успехов, выраженных в продуктах этой деятельности и взаимодействия со сверстниками в процессе его создания, дети могут найти источник познания себя, сформировать положительное, позитивное отношение к себе и окружающим. Художественная деятельность создаёт большие возможности в превращении спонтанной непосредственной активности ребенка в опосредованное культурное коммуникативное поведение, сотрудничество, социально-личностное развитие, что дает положительную перспективу использования художественной деятельности для преодоления трудностей коллективного общения со сверстниками и социализации детей как нормально развивающихся, так и с проблемами развития в системе общего и дополнительного образования.

 

Литература

1. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве - М., 1990.

3. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей с проблемами в здоровье и развитии.

4. Выготский Л.С. Психология искусства - М., 1987.

5. Защиринская О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии - СПб.: Речь, 2003.

6. Ильина И.Б. Особенности коллективного общения младших школьников с задержкой психического развития в условиях художественной деятельности.

7. Каган М.С. Социальные функции искусства - Л.: Знание, 1978.

8. Карпова Г.А.Диагностика межличностных отношений - СПб.: Речь, 2003.

9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах - Минск, 1976.

10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества - М.: Мнемозина, 1995.

11. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития - М.: Эксмо, 2009.

12. Медведева Е.А. Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: Монография - М., МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007.

13. Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.

14. Мухина В.С. Детская психология - М., 1985.

15. Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности - М.: Педагогика, 1987.

16. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития – Н.Новгород, 1994.

Автор: 
А.С.Павлова,ГБОУ ДОД Детская школа искусств имени М.А. Балакирева, г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7