Условия реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Главная > Инклюзия > Условия реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Реформирование системы специального образования является необходимым шагом на пути модернизации современного российского образования, что обусловлено усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное существование с остальными членами социума, пониманием эффективности индивидуального подхода к их обучению в условиях массового образования. В связи с этим возникает объективная необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) такого ребенка и разработки индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ. Такую возможность предоставляет внедрение моделей интегрированного и инклюзивного образования в практику общеобразовательных учреждений. Сегодня инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии [5].

В основе интегрированного и инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей. Дети должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования [4].

Следовательно, ИОМ необходим для организации образовательного процесса учащихся с ОВЗ и их психолого-педагогического сопровождения. Успешность ИОМ зависит от ряда условий: 1) от внешних условий: создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды и программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение учащегося с ограниченными возможностями здоровья, возможность дополнительной профессиональной подготовки педагогов, работающих в условиях интегрированного и инклюзивного образования, желание родителей обучать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе и их готовность помогать ему в процессе обучения и сотрудничать со специалистами и т. д.; 2) от внутренних условий: уровень психического и речевого развития ребенка, возможность овладения учащимся с ограниченными возможностями здоровья общими образовательными стандартами, психологическая готовность к обучению в условиях массового образования [1; 6].

Проектирование ИОМ ребенка с отклонениями в развитии предполагает реализацию целевого, содержательного и результативного компонентов. Целью индивидуальной комплексной коррекционно-образовательной программы является помочь детям адаптироваться к условиям образовательного учреждения, поддержать их в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками, оказать им педагогическую помощь, а членам семьи – консультативную поддержку.

Содержание индивидуальной коррекционно-педагогической работы предполагает: выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка; определение основных направлений специального коррекционного воздействия специалистов: дефектолога (учебная и познавательная деятельность), логопеда (речевая деятельность), психолога (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие); динамическое изучение уровня умственного развития ребенка и результатов коррекционного воздействия; отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; проведение индивидуальных и групповых занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся; консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания конкретного ребенка, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными особенностями [2].

Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут является составляющей индивидуальной комплексной коррекционно-образовательной программы и составляется учителем совместно со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) и администрацией. Учебная нагрузка определяется учебными планами (у учащихся с разным уровнем умственного развития еженедельная нагрузка складывается из количества учебных занятий в общеобразовательном классе, классе коррекционно-педагогической поддержки и коррекционных занятий). Направления коррекционного сопровождения зависят от психологических и социальных особенностей развития ребенка, а также рекомендаций специалистов ПМПК. В ИОМ учащегося с ОВЗ определяется необходимая психологическая, логопедическая, медицинская, социальная коррекция, определяются направления коррекционного воздействия в системе дополнительного образования. Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут составляется на учебный год, но в него могут вноситься изменения по результатам контрольных диагностических мероприятий или вследствие ухудшения состояния здоровья ребенка. Затем составляется расписание учебных и коррекционных занятий для каждого ученика, при составлении расписания просчитывается ежедневная учебная нагрузка для ребенка и определяется его общенедельная учебная загруженность. Все участники образовательного процесса и родители должны быть информированы о тех уроках, которые ребенок посещает в общеобразовательном классе, об уроках в классе коррекционно-педагогической поддержки и в системе коррекционных кабинетов. Реализация ИОМ должна осуществляться как в урочное, так и внеурочное время [3].

В качестве необходимых условий составления индивидуального образовательного маршрута выделяют следующие:

1) необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе;

2) организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительное время для отдыха);

3) организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ по учебным программам и учебникам общеобразовательных школ или специальных (коррекционных) школ соответствующего вида;

4) организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности;

5) организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с дефектологом, психологом, логопедом и другими специалистами;

6) целесообразность нахождения учащихся с ОВЗ в школе полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки учащихся [4].

Приведем пример индивидуального образовательного маршрута:

Краткие сведения о ребенке: 12 лет, ученик общеобразовательной школы; диагноз: ДЦП (гемипарез), ЗПР церебрально-органического генеза; посещал начальную общеобразовательную школу.

Проблемы: нарушены познавательные процессы, общая и мелкая моторика, испытывает стойкие трудности в обучении, дизорфография, грубых нарушений поведения не выявлено.

Рекомендации ПМПК: рекомендованы обучение в общеобразовательной школе по индивидуальному маршруту, коррекционно-развивающие занятия с дефектологом.

Организация обучения:

  • общеобразовательные предметы (природоведение, история, музыка, рисование, трудовое обучение) изучаются фронтально;
  • основные общеобразовательные предметы (русский язык, математика)  изучаются индивидуально с учителем-предметником;
  • организована дистанционная поддержка ребенка и семьи со стороны общеобразовательного учреждения;
  • на базе Центра продленного дня, созданного на базе нашего вуза, проводятся коррекционно-развивающие занятия с дефектологом (2 раза в неделю, продолжительностью 60 минут во внеурочное время). Основной формой коррекционно-педагогической работы с данным учеником являются индивидуальные занятия, направленные на: сенсорное и сенсомоторное развитие, формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (коррекция и развитие всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления)); формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала и формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Несомненно, вхождение российской системы образования в мировое образовательное пространство определяет необходимость его кардинальной перестройки, в том числе и в отношении обучения детей с ОВЗ. Одним из механизмов этого процесса является реализация моделей интегрированного и инклюзивного образования. Учитывая это обстоятельство, разработка технологий проектирования индивидуального образовательного маршрута учащегося с ОВЗ является важной и актуальной проблемой, требующей дальнейшего рассмотрения и обсуждения.

                                                                                             

Литература

  1. Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, И. Е. Пушкова // Гуманитарные науки и образование : научно-методический журнал. – 2011. – № 1. – С. 30–32.
  2. Вильшанская, А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе / А. Д. Вильшанская. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 112 с.
  3. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения: пособ. для вузов/ Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
  4. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с.
  5. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.  2009. – № 6. – С. 3–9.
  6. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – С.151–152
Автор: 
И. В. Абрамова ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7