Тема сообщения на родительском собрании: «Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта».

Главная > Статьи по логопедии и дефектологии > Тема сообщения на родительском собрании: «Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта».

        В коррекционной школе речевая деятельность рассматривается во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это средство формирования мысли и форма ее выражения.

         В современной психологии детей с нарушением интеллекта является одной из важнейших задач коррекционной – воспитательной работы. Недостатки речи у детей данной категории проявляются в бедности словаря, и правильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Наряду с  игрой, учением, трудом  - речевое общение является важнейшим видом деятельности. В общении происходит обмен мыслями, выражения чувств, воздействие на поведение ребенка и взрослого человека. Среди различных появлений аномального развития психики детей с нарушением интеллекта особое место занимает отклонения в речи. Очень важна роль в речи развитие познавательной деятельности.

         Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательная деятельность характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Уровень речевого развития большинства детей с нарушением интеллекта гораздо меньше, чем позволяет их умственное развитие.

         Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь медленно формирующимися и нестойкими дифференцированными  условными связями в области слухового анализатора. Из - за этого ребенок не дифференцирует звуков речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Он не глух, он слышит даже тихий шорох или изолированный звук, но звуки обращенной к нему связной разговорной речи воспринимаются им нерасчлененно. Такой ребенок выделяет и различает лишь немногие слова. Процесс выделения этих воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным, более медленным темпом, чем в норме. Это и есть первая основная причина запоздалого и неполноценного развития речи.

         У детей с нарушением интеллекта значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи. Речь их скудна и неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние речи, - слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком – либо одном.

         Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает  взаимодействие  различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В структуре речи детей с нарушением интеллекта прослеживается нарушение всех этих компонентов. Учащиеся начальных классов коррекционной школы имеют выраженные дефекты (от 40% до 60%). К наиболее распространенным из них относятся косноязычие, гнусавость, заикание. Эти недостатки обуславливают недоразвитие коммуникативной функции речи, вследствие чего снижена потребность в общении, ситуативная мотивация речевого общения.

         В коммуникативной функции речи  детей с нарушением интеллекта оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально – выразительная, регулятивная. Ученики затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ (недоразвитие информационной стороны); испытывают большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету ( недоразвитие выразительной стороны); не могут с помощью речи побудить слушателей к желаемому говорящим поведению (недоразвитие регулятивной стороны).

         Интеллектуальное недоразвитие ведет к более позднему формированию фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значения слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем

самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие ребенка с интеллектуальным нарушением играет так же определенную роль в замедленном развитии речи.

         Нарушения моторики ограничивают контакты с окружающим миром, затрудняет накопление представлений, замедляет расширение опыта и отрицательно влияет на произносительную сторону речи.

         Фонетические недостатки речи детей с нарушением интеллекта затрудняют овладение грамотой, усугубляет нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости,  нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах.

         Грамматический строй речи учащихся недостаточно развит и развернут. Употребляются простые предложения, реже – сложноподчиненные и сложно – сочлиненные. В предложениях нарушена связь  между словами, опускаются предлоги, не учитываются падежные окончания имен существительных, редко вводятся определения, обстоятельства, дополнения.

         Овладение письменной речи у школьников с интеллектуальным нарушением очень своеобразно. Написать слово труднее, чем его прочесть. Это связано с необходимостью соотнести звук с буквой, знать графическое изображение букв и написать в определенной последовательности.

         Такие дети долго не понимают соотношение между буквой и словом, списывают слова, как простой набор букв. Трудны такие формы работы, как изложение, сочинение, составление деловых бумаг. Наиболее легким оказывается списывание.   

            Для того,  чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна проводиться не только в школе, но и в семье.

Ни для кого ни секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит эффективный результат в учебной деятельности. Успех коррекционного обучения во многом определяется насколько организовано взаимодействие логопеда и родителя. Мы должны стать коллегами, сотрудниками, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Зачем необходима эта связь? Логопеда и родителей. Прежде всего,  несформированностью контроля, слабостью волевых процессов. Часто я сталкиваюсь с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда дети пользуются полученными умениями и навыками,  но перенести эти умения и навыки в самостоятельную жизнь не могут. Какие бы значительные изменения в речи у ребенка не происходили  на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

         Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые смогут все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий с логопедом, закрепить в процессе повседневной жизни, где бы вы не были с ребенком: на улице, в парке, дома.

         Такая организация позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.

Литература

1.Волкова Л.С. Логопедия. –М., изд. «ВЛАДОС», 2003.

2. Гурова Н.Н. О коррекционно – развивающем образовании детей с трудностями в обучении. Дефектология №5 – 1996.

3. Данилюк В.Б. Родителям о подготовке умственно отсталого ребенка в школе. Дефектология №3 – 1979.

Автор: 
Коньшина Наталья Геннадьевна, учитель - логопед МАС(К)ОУ «Белоевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7