Технология включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения в рамках реализации инклюзивной практики

Главная > Инклюзия > Технология включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения в рамках реализации инклюзивной практики

Определение и реализация стратегии коррекционно-развивающей работы для овладения соответствующей образовательной программой и успешной социализации ребенка с парциальным недоразвитием компонентов психической деятельности смешанного типа в инклюзивной среде.Данная статья посвящена возможностям коррекционно-развивающей работы, построенной в рамках реализации инклюзивной практики, в содействии развитию дошкольника с парциальным недоразвитием компонентов психической деятельности смешанного типа.

Можно в общих чертах рассказать о технологии включения детей с ОВЗ в образовательную среду инклюзивного учреждения, но каждый ребенок – уникальная личность, с присущими только ему индивидуальными особенностями. Тем более индивидуален ребенок с ограниченными возможностями психического или\и физического здоровья. Поэтому в своей статье мы подробно исследовали включение детей с конкретным типом нарушения развития в инклюзивную группу. Такой вариант нарушения развития, как парциальное недоразвитие смешанного типа, был выбран не случайно. Как известно при этом варианте дизонтогенеза недостаточно сформированы регуляторный и когнитивный компоненты. Учитывая, что оба компонента являются основными «составляющими» познавательной деятельности, становится понятно, что в данном случае дети демонстрируют несформированность познавательной деятельности, другими словами, интеллектуальную недостаточность. Выраженная недостаточность обоих компонентов часто выглядит как пограничный с тотальным недоразвитием вариант  дизонтогенеза. Характер несформированности обоих компонентов может в значительной степени различаться, что может служить основанием для дальнейшей дифференциации данного вида отклоняющегося развития [1]. У данной категории детей максимально представлены проблемы, связанные как с операциональными характеристиками деятельности – работоспособностью, темповыми характеристиками, пресыщаемостью и истощаемостью в целом, так и с недостаточностью регуляторного и когнитивного компонентов деятельности в целом. А при наличии неблагоприятных социальных условий развития, социального и семейного неблагополучия вся феноменология может быть схожей с вариантами тотального недоразвития легкой степени [4]. Приведем диагнозы специалистов, которые могут регистрироваться у детей этой категории: «задержка психоречевого развития», «задержка психического развития церебрально-органического генеза», «неврозоподобный синдром», «дизграфия» и т.п. Часто таким детям в дошкольном возрасте может быть ошибочно поставлен диагноз «легкая умственная отсталость», что определяет весь жизненный путь ребенка и его семьи [3].

Наше практическое исследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида № 2506 г. Москвы. В детском саду всего 12 групп. Из них 1 группа - коррекционная (старшая) для детей с задержкой психического развития. Начиная с 2010 года, учреждение активно реализует инклюзивную практику. В основу практической работы в ходе исследования легла разработка стратегии включения конкретного ребенка с парциальным недоразвитием компонентов психической деятельности смешанного типа в массовую группу дошкольного учреждения.

Возраст ребенка на момент поступления в ДОУ – 4 года 2 месяца. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии: ЗРР, ЗПР церебрально-органического генеза. В результате первичного обследования были выявлены основные проблемы и поведенческие особенности ребенка:

- неврологическое неблагополучие,                     - полевое поведение,

- двигательная расторможенность,                       - импульсивность,

- необходимость во внешнем программировании и контроле деятельности,

- быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности и темпа деятельности,

- замедлена обучаемость,                                       - задержка  речевого развития,

- упрощена игра, чаще «облегченные» игры двигательного характера,

-неадекватность самооценки,                                - агрессивное поведение,

- черты инфантильной демонстративности,         - тревожность,

-произвольность и регуляция собственного поведения выражены незрело,

- пространственные представления недостаточно сформированы.

Тщательно исследуя работы ведущих специалистов по инклюзивному обучению и рекомендации по включению ребенка с данным видом нарушения в инклюзивную группу детского сада, мы распланировали поэтапно план коррекционно-развивающих мероприятий и включение ребенка в групповые работы.

В работе с ребенком использовались следующие методики работы: прелингвистическое средовое обучение, невербальные техники, вербальные техники, управление позициями взаимодействия, метод направляемой ребенком интеракции (НРИ), арт-терапевтические методики. Первоначально велись индивидуальные занятия с психологом, направленные на:.                                                                                  

-повышение уровня активности и продуктивной работоспособности

-формирование произвольного компонента деятельности, включая моторную коррекцию [6]

-формирование пространственных представлений, как основа для развития познавательной деятельности [7]. На данном этапе также была подключена логопедическая коррекция.

Далее, когда появилось произвольное поведение и сформировались основные пространственные представления, было реализовано поэтапное включение в мини-групповые формы работы [5]:

1 этап - адаптация к воспитателям и игровому пространству группы.

2 этап - основной целью второго этапа явилось развитие предпосылок коммуникативной деятельности. В процессе проведения индивидуальной работы в группе психолог и воспитатель создавали ситуации, провоцирующие ребенка вступать во взаимодействие с другими детьми сначала на уровне простых предметных манипуляций.

3 этап - на третьем этапе организовалась игровая деятельность группы детей. Целью этого этапа было формирование навыков опосредованного взаимодействия ребенка в группе. Во время игровой деятельности психолог и воспитатель являлись посредниками в установление контакта между детьми. Они помогали организовывать игровую ситуацию, способствующую общению и взаимодействию детей.

4 этап - целью четвертого этапа было формирование непосредственного коммуникативного поведения с другим ребенком в паре.

Так же параллельно велась активная работа с семьей в виде бесед и консультаций. Мать с удовольствием включалась в игровые сеансы, внимательно слушала рекомендации специалиста и  работала над ошибками по взаимодействию с ребенком.

В результате исследовательской работы мы пришли к выводу о том, что адекватное и своевременное определение и реализация стратегии развивающей и коррекционной работы может привести к созданию прочных основ для овладения соответствующей образовательной программой и успешной социализации ребенка с парциальным недоразвитием компонентов психической деятельности смешанного типа в инклюзивной среде.

 Данная коррекционно-развивающая работа с ребенком велась в течение всего учебного года. Отметим основные достижения ребенка на данный момент:

- присутствуют элементы волевого поведения, повышен уровень продуктивной работоспособности,

- ребенок придерживается режимных моментов и старается, подражая другим детям, удерживать внимание на определенной деятельности продолжительное время,

- значительно снижено агрессивное поведение,

- сформированы основы пространственных представлений,

- усложнились игры, появилась сюжетно-ролевая игра,

- снизился уровень тревожности,

- появилось стремление к взаимодействию со сверстниками, потребность в общении и принятии другими детьми, необходимость в совместной игре «вместе», а не «рядом».

 Прослеживается положительная динамика развития ребенка, а также его вполне успешная социализация среди сверстников. В перспективе намечается полное включение этого ребенка в образовательную среду детского сада, что в свою очередь не исключает дальнейшего сопровождения специалистами. Плановые психолого-медико-педагогические консилиумы дадут возможность специалистам отслеживать положительную динамику пребывания ребенка с ОВЗ в массовой группе.

В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации своего ребенка в обществе. На данный момент не все учреждения готовы принять детей с подобными проблемами, но и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому перед педагогами встает проблема «щадящего» включения ребенка в группу сверстников. 

Если все замечания относительно особенностей оказания помощи этой группе детей учтены, а сама работа начата не позднее 7,5 - 8-летнего возраста, то можно предполагать, с одной стороны, невысокую динамику развития в целом, а с другой - прогноз дальнейшего развития можно оценивать как достаточно благоприятный. При позднем обращении к специалистам вполне возможна девиация развития в сторону тотального недоразвития, часто осложненного личностной дисгармонией и нарушениями поведения. При этом помимо нарастания проблем обучения, может резко сужаться сфера интересов ребенка, будут уплощаться эмоциональные реакции. Велика вероятность формирования асоциальных форм поведения, а также вовлечение такого ребенка (подростка) в различные виды зависимого поведения [2].

Социальная ситуация развития может вносить как положительные, так и отрицательные коррективы в развитие ребенка. При неблагоприятных условиях (неполная, малообеспеченная семья, алкоголизм родителей, низкий социальный уровень семьи и т.п.) часто приходится с сожалением констатировать, что ребенку, которого можно было “вытянуть” при раннем (5-7 лет) вмешательстве, приходится выносить такой диагноз, как “социально обусловленное тотальное недоразвитие”

 

Литература

  1. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. /Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности.–М.: Институт коррекционной педагогики РАО
  2. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Технология определения образовательного маршрута  для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. /Н. Я. Семаго – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  3. Семаго Н. Я., Семаго М.М., Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. «Аркти», 2000
  4. Семаго Н.Я., Чиркова О.Ю. Типология отклоняющегося развития: Недо­статочное развитие. Книга 2 /Под общ. ред. М.М. Семаго - М.: ГЕНЕЗИС, 2010.
  5. Технология подготовки детей с ОВЗ к включению в групповые формы работы в условиях Лекотеки. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония». Авторы статьи: Самуйлова О.И., Черничкина Ю.Д., Добровольская О.А., Фатхатдинова Е.В. http://www.c-psy.ru/index.php/specialists/pedagogu-psyhologu/master-class/6348-2011-02-02-08-13-13
  6. Электронная газета /Интерактивное образование/ тема номера «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи». Выпуск №22 Апрель 2009

     http://io.nios.ru/index.php?rel=22&point=13&art=144

  1. i-GNOM.ru /Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста

      http://www.i-gnom.ru/books/formirovaniye_math_predstavleniy/mathematic36.html

Автор: 
Э. Г. Барбарян ГБОУ Детский сад комбинированного вида №2506, г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7