Специфика зрительного восприятия у детей с дислексией

Главная > Дислексия > Специфика зрительного восприятия у детей с дислексией

В современном информационном мире все большее значение приобретает скорость получения и передачи поступающей учебной информации, восприятие которой, как известно, нарушено у детей с трудностями обучения при дислексии. На первом этапе овладения читательскими навыками особую значимость имеет  восприятие четких зрительных образов буквенных знаков и умение соотносить оптические представления буквы с ее акустической и речедвигательной характеристикой. Нарушение этого звена неизбежно ведет к  дислексии.

Сведений о зрительных механизмах нарушения чтения у детей в отечественной логопедии недостаточно, что делает  изучение этого вопроса  весьма актуальным. Исследование особенностей зрительного восприятия в процессе  чтения проводилось на базе начальных школ г. Москвы у 34 детей 1-4 классов. Для исследования была выбрана методика отслеживания движений глаз И.А. Секериной и Патриции Брукс.  Движения глаз регистрировались с помощью одетого на голову  козырька ISCAN, с двумя камерами. Одна камера фиксировала происходящее во время эксперимента с точки зрения левого глаза испытуемого, а другая давала крупным планом изображение самого глаза. Устройство было подключено к ноутбуку и видеомагнитофону. На экран ноутбука выводился стимульный материал, а также компьютер анализировал изображение глаза в режиме реального времени, накладывая направление его взора по вертикали и горизонтали на изображение происходящего во время эксперимента. Изображение  материала вместе с наложенным на него движением взора записывалось по фреймам на плёнку (в одной секунде 30 фреймов).

 Материалом для исследования являлись слоги ХЫ и ФУЩ черного цвета, расположенные на голубом экране ноутбука. Результаты обследования обрабатывались с помощью видеомагнитофона c монтажным пультом, что позволяло просматривать по фреймам запись, сделанную во время обследования. Для определения скорости движения глаз использовался  режим паузы. При паузе на статичной картинке был виден крестик, обозначающий фиксацию (остановку взгляда ребёнка). Фиксация – это нахождение взора в одной точке продолжительностью от 3 фреймов (99,9 миллисекунд). Точка фиксации – это объект (например, одна из букв слога), на котором находился крестик, обозначающий взгляд ребёнка.

Полученные данные были занесены в таблицу Еxcel, с помощью которой вычислялись: 1) длительность выполнения зрительных заданий (то количество фреймов, которое потребовалось для их выполнения) для каждого ребёнка; 2) длительность фиксации на отдельных буквах задания; 3) специфика (количество) фиксаций, проявляющаяся на остановке глаза во время прочтения  на согласных или гласных буквах в слогах.

Обработка результатов, полученных в ходе исследования, позволила определить длительность индивидуального выполнения заданий  каждого ребенка,  после чего  был высчитан её средний показатель.

На основании этих результатов, 34 учащихся младших классов были разделены на контрольную (n=25) и экспериментальную (n=9) группы. Таблица 1 демонстрирует длительность восприятия слогов учащимися  контрольной(КГ) и экспериментальной группы (ЭГ).

Таблица 1

Длительность восприятия вербального материала

Слог

Буква в слоге

ЭГ

КГ

 

 

ХЫ

1

44.22

17.04

2

106.56

29.12

Всего:

150.78

46.16

 

 

 

ФУЩ

1

45.67

15.36

2

49.22

21.2

3

94.33

38.12

Всего:

189.22

74.68

 

 

Из таблицы 1 наглядно видно, что для прочтения слогов ХЫ и ФУЩ учащимся экспериментальной группы  потребовалось значительно больше времени, чем школьникам контрольной группы (340: 121), т.е. дети экспериментальной группы тратили в 2,7 раза больше времени на их опознание. 

При этом   времени для прочтения кроткого слога ХЫ детям экспериментальной группы нужно было  в среднем в 3.2 раза больше, чем школьникам контрольной группы. А на опознавание более длинного слога ФУЩ учащиеся из ЭГ потратили времени только в 2.3 раза больше, чем ученики КГ, что свидетельствовало о большем временном интервале необходимом детям с нарушениями чтения для опознавания слога-слияния

Так как длительность восприятия может зависеть от количества и длительности каждой фиксации при чтении слогов, мы подробно проанализировали материал, который представлен в таблице 2.

 

Таблица 2

Количество и длительность фиксаций взора на согласных и гласных буквах в слогах

Слог

Буква в слоге

ЭГ

КГ

Количество

Длительность

Количество

Длительность

 

 

ХЫ

1

4.1

10.8

1.12

15.21

2

7.6

13.9

2

14.56

Всего

11.7

24.7

3.12

29.77

 

 

 

ФУЩ

1

3.2

14.27

1.04

14.77

2

4

12.3

1.72

12.3

3

6

15.72

2.28

16.72

Всего

13.2

42.29

5.04

43.79

 

 

Исследование показало, что количество фиксаций для прочтения слогов  детям экспериментальной группы  (11,7 и 13,2) по сравнению с количеством фиксации в контрольной группе(3,12 и 5,04) потребовалось в три раза больше. Интересным показался факт, что  в среднем учащиеся ЭГ демонстрировали больше фиксаций (в сравнении с КГ) на слоге ХА, чем на более сложном слоге ФУЩ.

Относительно длительности фиксации можно констатировать отсутствие  существенных различий в двух изученных группах - ЭГ(67,6) и КГ (73,4). 

Следовало проанализировать еще один важный, на наш взгляд, факт-длительность движения глаза от одной буквы к другой.  Результаты смотреть в таблице3.

 

Таблица 3

                           Длительность движения глаза от буквы к букве

 

 

Время движения глаза

Слог

ЭГ

КГ

ХЫ

35,5

26,0

ФУЩ

91,4

35,6

Всего:

126,9

61,6

 

 

При сравнении длительности передвижения глаза от буквы к букве двух групп школьников , было выявлено, что значительно больше времени  на это движение уходит у детей ЭГ (126,9)  по сравнению с детьми КГ (61,6).

На основании полученных результатов исследования были сформулированы следующие выводы:

1, Учащиеся с дислексией, по сравнению с хорошо читающими детьми,  больше времени тратят на опознание зрительных вербальных стимулов составляющих слог;

2. Количество фиксации во время прочтения простых слогов у детей экспериментальной группы оказывается существенно большим, чем у детей  контрольной группы.

3. Большая длительность опознания слогов у детей экспериментальной группы связана со значительно  большим количеством времени требуемом для движения глаза от одной читаемой буквы до другой.

4. Полученные в ходе экспериментального исследования  результаты объективно свидетельствуют о нарушении различных показателей скорости обработки вербальных стимулов у школьников с дислексией, что необходимо учитывать при построении методик коррекционного воздействия.

 

Литература

  1. Егоров Т.Г. Перестройка процесса чтения под влиянием ограничения свободы движения глаз по тексту / Т.Г.   Егоров // Вопросы психологии обучения чтению и письму. Труды ин-та психологии. Под ред. Т.Г.Егорова и Е.В.Гурьянова. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. Вып. 42. - С. 127-144.
  2. Иншакова О.Б. Стратегия обработки зритель­ной информации у детей с нарушениями письма и чтения // О.Б.Иншакова, О.В.Левашов, М.Н. Русецкая. Актуальные проблемы  логопатологии: исследование и коррекция. Отв. Ред. Г.А.Волкова.- СПб.: Ассо­циация логопатологов Санкт-Петербурга и области, 2001.- С. 159-166.
  3. Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций  у младших школьников: Дис. …канд. пед.наук / М.Н.Русецкая – М., 2003. - 166 с.
  4. Ярбус А.Л. Запись движений глаз в процессе чтения и рассматривания изображений на плоскости / А.Л.Ярбус / Сборник посвящённый памяти академика П.П.Лазарева. – М., 1956. – С.343-348.
  5. Sekerina Irina A., Patricia J. Brooks Eye movements during spoken word recognition in Russian children // Journal of Experimental Child Psyhology 98. 2007 – 1. 

 

Автор: 
Л.И. Шашкина, ГОУ Центр образования №1487, г. Москва Ю. Ильина ГОУ ВПО «Московский педагогический госуниверситет», г. Москва

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7