Специфика работы практического психолога с «особыми» детьми

Главная > Инклюзия > Специфика работы практического психолога с «особыми» детьми

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Во всем мире существуют люди, требующие к себе особого внимания, с недавнего времени, так называемые: инклюзивные люди. Как поется в замечательной песне: «Мы просто другие, мы просто живем на другой глубине». Действительно, чтоб понять людей с ограниченными возможностями необходимо находиться на «другой глубине».  Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

-  каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.  В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.  Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Существующие барьеры:

  • Архитектурная недоступность школ.
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Анализируя вопрос о расширении инклюзивности образования и общества в целом, следует отметить огромную роль таких явлений как «толерантность» и «эмпатия» в развитии процесса «инклюзии». Воспитание толерантности и эмпатии, не только может, но и обязано начинаться с самого раннего возраста, как и любое воспитание. Понятие «толерантность» можно представить как терпимость, веротерпимость, (лат.) [2].

Современный вариант понятия «Толерантность» можно трактовать также в соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.). Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами. Уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [3].

Рассматривая приведённые определения понятия, разделённые целым столетием, отмечается огромная разносторонность, многосложность, разноуровненность и многогранность современного представления о «толерантности». Понятие «эмпатия» представлено как (от греч εμπάθεια — сопереживание)-  постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием [4]. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает [5].

В каждом из структурных подразделений прием ребенка происходит после первичной консультации совместно с родителем. Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. С каждым из детей необходимо проводить индивидуальные занятия  с психологом, с логопедом, с  дефектологом.

Главной целью группы является подготовка ребенка посещению, в дальнейшем, инклюзивной группы, соответственно уровню возрастного развития.
Важную роль осуществляет начальное психологическое сопровождение, консультации специалистов. За консультацией может обратиться семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии или риском нарушения. В ходе консультации составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления дальнейшего обучения, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.

Основная цель работы служб – подготовка детей с различными стартовыми возможностями к посещению инклюзивной группы, в соответствии с возрастом или уровнем сформированности навыков и компетенций. Работа психолога в структурных подразделениях направлена на снижение переживаний, связанных с психологической травмой от рождения «особого» ребенка, нормализацию семейных и микросоциальных отношений. В службе ранней помощи вся работа строится системе «Мать – дитя», предполагающей развитие адекватного типа материнской привязанности, активизации самостоятельного совершенствования детско-родительских отношений.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную. Структурные подразделения являются первичной основой для подготовки ребенка к включению в инклюзивную группу. Данный вид включения можно назвать «точечной инклюзией», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Принцип семейно-ориентированного сопровождения позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап сложного  процесса.
Грамотное психологическое консультирование в методах психотерапии, поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша.

Сегодня на вооружении психотерапевтов и психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов это арттерапия - лечение искусством. Такие виды арттерапии как: цветотерапия, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия и другии. Сказкотерапия - самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь. Сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

 Цветотерапия это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах.

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Игровая психотерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.

Таким образом, разработка проблемы инклюзивного образования сталкивается, с главным направлением  становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае психологический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому инклюзивному участнику группы.

 

Литература

1. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона /В современной орфографии. – Петербург: Изд. “Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон”, 1907-1909.

2. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.

3. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. - М.: Мысль. Под ред. В. С. Стёпина. 2001.

4.Роджерс Р. Сопереживать: недооцененный способ бытия. Консультации психолога. 1975. Т. 5, № 2. P. 2-10.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. «Питер», 2002.

Автор: 
В.В.Каземиров НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7