Специфика логопедического обследования дошкольников со стертой дизартрией и патологией опорно-двигательного аппарата

Главная > Дизартрия > Специфика логопедического обследования дошкольников со стертой дизартрией и патологией опорно-двигательного аппарата

Дизартрические расстройства наблюдаются у 70-80% детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Речевая патология у этого контингента детей  часто базируется на речедвигательной недостаточности, проблемах орального праксиса и артикуляционной моторики. В настоящее время дизартрические нарушения рассматриваются как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Учитывая сложность диагностики минимальных проявлений дизартрии, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка (сформированностью артикуляторной моторики, уровнем развития общей и тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук). В связи с этим очевидна актуальность комплексного обследования речевых и моторных функций у детей со стертой дизартрией при патологии органов опорно-двигательного аппарата.

Проблема диагностики и коррекции нарушений при стертой дизатрии разработана недостаточно, хотя есть определенный объем  современных научных представлений о симптоматике и структуре речевого дефекта при стертой дизартрии (Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова). По мнению Е.Ф. Соботович [7], стертая дизартрия представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого наряду с выраженными фонетическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи (несформированность большинства компонентов речевой функциональной системы, многих языковых процессов). Это выражается в бедности словаря и трудности актуализации его в экспрессивной речи.

Для детей со стертой дизартрией и патологией ОДА характерна неразборчивая речь, нарушение речевого дыхания, изменение тонуса мимических мышц и органов артикуляционного аппарата, нарушение звукопроизношения, что обусловлено наличием неврологической симптоматики ЦНС. У детей с патологией органов ОДА психомоторное развитие и сенсорные функции ниже возрастной нормы, отмечается невысокий уровень развития внимания, памяти. Эти дети в большинстве неуклюжи, с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Плохо развита не только общая, но и мелкая моторика (артикуляционная, тонкая моторика пальцев рук), понижено речеслуховое и ритмическое восприятие, поэтому возникает необходимость нейропсихологического обследования сформированности моторных функций данного контингента детей [Приходько, 5].

Для детей с патологией ОДА и стертыми дизартриями является актуальным наиболее полное обследование возможностей общей и тонкой моторики, пространственных ориентировок, темпо-ритмических координаций в движениях и речи, возможностей голосообразования и дыхания, поэтому при диагностике данного контингента детей имеет смысл использовать наборный вариант обследования, состоящий из различных коррекционных технологий. Для осуществления комплексного подхода к обследованию речи и моторных функций вполне логичным является использование опыта различных поколений авторов логопедической науки.

В связи с вышесказанным, разработка материалов для обследования детей со стёртой дизартрией и патологией ОДА должна осуществляться  с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским [2] и развитых другими исследователями (С.Л. Рубинштейн, 1970; А.Р. Лурия 1973 и 1979; А.Н. Леонтьев, 1965): системного изучения; комплексного подхода; динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития»); качественного анализа результатов обследования.

При разработке технологии обследования использовался известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента» (И.Ю. Левченко, 2000, Е.А. Стребелева, 2005). Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включением в обследование анализа основных составляющих речевую систему компонентов. К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают  примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей с двигательными и речевыми нарушениями. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.

С учётом особенности речи детей с двигательной патологией и различными дизартрическими симптомами  обследование речи проводится по следующим направлениям: изучение коммуникативно-речевых умений (беседа, игровая ситуация, диалог по картинке); лексическое развитие (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий, притяжательных местоимений; многозначность слова, подбор синонимов, антонимов; дифференциация близких по смыслу понятий; уровень обобщений); изучение сформированности грамматического строя речи (проверка общего уровня языковой компетенции, умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, сравнительную степень прилагательных, усвоения предложно-падежных форм существительных, умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, навыки словообразования); обследование строения и моторики артикуляционного аппарата; изучение звукопроизносительной стороны речи; изучение сформированности фонематического слуха (отраженное воспроизведение рядов или пар слогов, различение на слух оппозиционных фонем на материале слов, дифференциация звуков в произношении); изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов; обследование речевого дыхания, фонационных процессов и просодии; изучение сформированности фонематических процессов; исследования связной речи.

Бабина Г.В.[1] рекомендует более подробное исследование всех сторон просодии, как наиболее уязвимой речевой составляющей при различной патологии двигательного звена (интонационных и тембровых характеристик голоса как физиологической базы речевого поступка, темпо-ритмического чувства, координации речи и движения и др.)

Обследование состояния сформированности моторных функций у этой категории детей включает нейропсихологическое обследование артикуляционной, тонкой и общей моторики по следующим направлениям: праксис позы и праксис серии движений; произвольное управление движениями; статическая и динамическая координация движений; пространственная координация движений (по инструкции и по образцу); темп, объём и качество выполнения движений.

Для оценки уровня речевого развития  предлагается балльная система. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 4-х балльной системе (конкретное содержание оценок разработано для каждого задания отдельно и дается в конце описания содержания задания). Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически. Это дает возможность выяснить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок). Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения и состояния сформированности моторных функций у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом. Сами задания доступны по сложности и объёму для ребёнка дошкольного возраста, речевой и картинно-игровой материал подобран с учетом возрастных показателей развития речи и моторики дошкольников.

Результаты обследования предлагается заносить в специально разработанные таблицы, затем в  речевую карту и отображать их графически («речевой профиль»). Для оценки  динамики логопедической работы предполагается обследовать ребенка в начале и в конце года, тем самым особенности обследуемого контингента детей могут быть максимально учтены и сделан объективный вывод о степени сформированности всех сторон речи и моторики в количественном и качественном отношении. Использование такого подхода к технологии логопедического обследования детей со стёртой дизартрией и патологией ОДА  позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, спланировать направления коррекционной работы, выявить динамику развития коррекционного процесса.

Итак, спецификой логопедического обследования детей со стёртой дизартрией и  патологией ОДА является:

-необходимость более подробного исследования всех сторон просодии, как наиболее уязвимой речевой составляющей при различной патологии двигательного звена;

-необходимость подробного нейропсихологического обследования  сформированности артикуляционной, мимической, общей и ручной моторики ребёнка;

-использование комплекса технологий разных авторов, привлечение достижений смежных наук с опорой на зарекомендовавшие себя методики (Г.В. Бабиной[1], Е.А. Стребелевой [8], Г.В. Чиркиной [9], О.Г. Приходько [5], И.Д. Коненковой [3] и др.);

- учёт неврологического статуса обследуемого контингента детей;

-вовлечение процесса логопедического обследования в общую концепцию здоровьесберегающих технологий в психологической и коррекционно-педагогической помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата.

 

Литература

  1. Бабина Г.В. «Методические рекомендации к педагогической практике студентов». – М.: МГПИ, 1993.
  2. Выготский Л.С. «Мышление и речь». – М.: 1934.
  3. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР». – М.: 2004
  4. Лопатина Л.В. «Особенности моторных функций у дошкольников со стертой дизартрией»// Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. – СПб.: 1993.
  5. Приходько О.Г., Левченко И.Ю. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». – М.: Академия, 2001.
  6. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». – М.: Академия, 2002.
  7. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. «Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики» (1974) в хрестоматии по логопедии под ред. Л.С. Волковой, том 1, стр. 208.
  8. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 2005.
  9. Чиркина Г.В. «Методы обследования речи детей». – М.: Аркти, 2005.

 

 

Автор: 
О.В. Сапронова ДОУ №2032, г. Москва

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7