Современные представления и история логопедической ритмики

Главная > Статьи по логопедии и дефектологии > Современные представления и история логопедической ритмики

В статье рассматриваются современные проблемы логоритмического воспитания в России. Представлены основные понятия логоритмики, цели, задачи, средства и содержание. Раскрыта история развития логоритмики в России. Сформулированы задачи логоритмического воспитания детей с речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и с заиканием.

Ключевые слова: движение, двигательное умение, двигательный навык, логопедическая ритмика, фонетико – фонематические нарушения, общее недоразвитие речи, заикание.

Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки  и речи. Логопедическая ритмика, являясь  составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.  В соответствии с целью определяются основные задачи логоритмики: коррекционные, образовательные и воспитательные.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). 

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале.

Для понимания содержания понятия логопедической ритмики необходимо определить что такое ритмика вообще и для чего она нужна.

В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно и функционально, изменяет и приспосабливает среду. В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык.

Двигательное умение - это степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.

Двигательный навык - высокая степень овладения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью.

Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие “ритм” применяется в разных случаях и имеет широкое распространение: ритм дыхания, сердца, ритм стихотворной строки, прозы, ритм времен года, дня и ночи, ритм работы.  Ритм характеризуется основным признаком - это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов.

В педагогическом аспекте ритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. На ритмических занятиях развивается чувство ритма - способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок в движении: постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную и эмоциональную природу. Музыкально - ритмическое воспитание строится на основе развития музыкально-ритмического чувства - способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведения.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз  в 1912 г. Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по  преодолению заикания у дошкольников В.А. Гиляровским в 1932 г. и  получила высокую оценку специалистов.

В статье по логопедической ритмике В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская в 1936 г. поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи. Практический материал для занятий с  заикающимися  детьми разработала и изложила в 1941 г. Н. С. Самойленко в статье "Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста". Она классифицировала  упражнения по степени трудности с учетом нарушения моторики заикающихся детей и определила основные принципы проведения занятий. В. А. Гринер разработала практический материал для заикающихся дошкольников.  Она подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания  состоит  в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть и в комплекс воздействия на  больных  афазией. Логоритмика в отношении больных афазией применяется прежде всего к расстройствам музической стороны речи (просодия речи).

В 50-70-е гг. появились работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей. В 1958 г.  переиздается работа В. А. Гринер "Логопедическая ритмика для дошкольников".  В 1960 г. В. И. Рождественская в работе "Воспитание речи у заикающихся дошкольников" подчеркивает роль упражнений на сочетание слова с движением.  Ритм производимых движении способствует нормализации речи. В работах  Е. Ф. Шершневой,  Е. Ф. Рау  отмечается значение логопедической ритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста.

Логопедическая ритмика  в  70-80-е гг. привлекает внимание исследователей по-прежнему лишь в отношении заикающихся.

Н. А. Тугова  в 1968г.   разрабатывает   систему   коррекционно - воспитательных упражнений для музыкально-ритмических  занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и поведения.

В. И. Дресвянников в 1972г.,  исследуя  особенности  моторики заикающихся школьников VI - VIII классов, выявляет зависимость между развитием моторики и экспрессивной речи,  между степенью заикания и степенью нарушения моторики  и  предлагает  систему физических  упражнений  для  устранения  заикания у школьников 12-15 лет. В 1976 г.  Г. А. Волковой был представлен разнообразный логоритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных  методиках,  и  в 1985 г.  в книге "Логопедическая ритмика" была дана методика занятий при  разных  формах нарушений речи. [1].

Вопрос о логоритмике в системе  коррекционной  работы  по преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н. А. Рычкова в 80-е годы  и  предлагает  приемы обследования  моторики  у  заикающихся  детей дошкольного возраста.

Проблемой логопедической ритмики для заикающихся занимаются также А. В. Крапухин и А. А. Высоцкая.

Логопедическая ритмика  широко   представлена   в   работах Е. В. Оганесяна при  коррекции  невротического  и неврозоподобного заикания у взрослых.

В ряде наших работах мы подчеркивали значение теории Э. Жака – Далькроза, которые легли в основу музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей в нашей стране.  [2, 3]. В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств - на занятиях по физической культуре.

В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают различные виды деятельности: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах. Основные задачи музыкальных занятий - это воспитание и интереса к музыке, к произведениям разного жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха; совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.

Музыкально - ритмические движения тесно связаны с общими движениями, которые развиваются воспитателем на занятиях по физической культуре. Основными задачами занятий являются развитие основных качеств общей моторики - мышечного тонуса, координации движений, переключаемости, двигательной памяти. Умение владеть своим телом развивается с помощью ходьбы, бега, прыжков, перестроений, спортивных игр.

Задачи по развитию физических умений и ритмических способностей у детей решаются на протяжении всего дошкольного возраста - с 3 до 7 лет, готовя их к возрастающим нагрузкам в школе. Музыкальные занятия и занятия по физической культуре развивают психомоторику детей, что благоприятно сказывается при их обучении в начальной школе.

У детей с нарушениями речи, в отличии от детей с нормальным речевым развитием, имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.

В группе для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией.  У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм.  У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы - общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.

Занятия физической культурой и музыкальные не решают основных коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи  являются занятия логопедической ритмикой.

Лечение посредством движения предполагает применение различных видов движений в кинезитерапии. С помощью системы физических упражнений под музыку развивается чувство ритма в коррекционно - лечебных целях.

Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А.Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985.

2. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с ФФН.  - М., 1996, 16 с., автореферат дисс. канд. пед. наук.

3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации - М., 2001.

Сведения об авторе

Шашкина Гульнара Рустэмовна

Кандидат педагогических наук, доцент.

Доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ) и зав. кафедрой специального дефектологического образования Московского социально – гуманитарного института (НОЧУ ВПО МСГИ).

111673, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, к. 4, кв. 38.

Телефон 8 916 906 31 18

Автор: 
Шашкина Г.Р. к.п.н., доцент кафедры логопедии ГБОУ ВПО МГПУ

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7