Социально-реабилитационное сопровождение профессионально-образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья

Главная > Инклюзия > Социально-реабилитационное сопровождение профессионально-образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья

В условиях актуализации интеграционных тенденций в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, принципиальное значение для развития высшего профессионального образования приобретают вопросы специализированного социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного вузовского обучения инвалидов. Опыт реализации такого сопровождения накоплен сегодня в ряде университетов страны, среди которых одно из ведущих мест занимает Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Так, в 2012 году общая численность студентов с ограниченными возможностями здоровья составила в нашем университете 200 человек. Причём, эта официальная статистика не включала студентов с ОВЗ, которые, в соответствии с современными нормативными документами, также стали выступать в качестве объектов поддержки в процессе получения высшего профессионального образования.

Наличие этой проблемы показало необходимость создания инфраструктуры включенного образования. Актуальность решения вопроса о создании  такой структуры обусловливалась расширением спектра факультетов, на которых  обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. Если раньше основной контингент инвалидов традиционно был сосредоточен на факультете коррекционной педагогики, то сегодня, при неизменном лидерстве в этом вопросе факультета (сегодня здесь обучается 34 инвалида), студенты данной категории обучаются ещё на 20 факультетах университета. Причем на многих из них количество инвалидов достигает значительных цифр. Так, на факультетах иностранных языков, психолого-педагогическом, юридическом обучается от 24 до 26 инвалидов; в институте детства, на факультетах философии человека, социальных наук, филологическом  обучается от 10 до 18 инвалидов. Очевидно, что в обозначенных условиях проблема оказания поддержки данной категории студентов неминуемо перешла с факультетского на  общевузовский уровень.

В 2012 году инфраструктура включенного образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья была создана на факультете коррекционной педагогики. Это учебно-методическая лаборатория  социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и  инвалидов.  Деятельность лаборатории направлена на реализацию оптимальных способов удовлетворения образовательных потребностей студентов-инвалидов, потребностей в получении различного рода информации, помощи в активном включении в общественную и культурную жизнь университета, развития творческого потенциала. Основными направлениями работы Лаборатории являются:

- создание условий модернизации образования в университете (разработка новых реабилитационно-образовательных методик, разработка технологий дистанционной поддержки реабилитационно-образовательного процесса и др.);

-  научная и инновационная деятельность (становление новых направлений исследований в области инклюзивного профессионального образования, трансфер результатов интеллектуальной деятельности и распространение передовых реабилитационно-образовательных практик в рамках межфакультетского и межвузовского, в том числе сетевого, взаимодействия и др.);

- развитие кадрового потенциала (формирование профессионально-личностной компетенции профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала в области реабилитационно-образовательной деятельности в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов);

- содействие социальному партнерству (укрепление и расширение связей с общественными организациями инвалидов, фондами, реабилитационными учреждениями и т.п.).

Основным принципом деятельности такого подразделения университета стал комплексный подход, заключающийся в создании и реализации системы социально-психологических и реабилитационных мероприятий, охватывающих различные стороны жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебной, социальной, личной, профессиональной, правовой, информационной, культурно-досуговой.

Комплексный подход к сопровождению инклюзивного профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов предполагает различные виды сопровождения. Мы выделяем 7 видов социально-реабилитационного сопровождения студентов-инвалидов: диагностическое, учебно-методическое, психологическое, довузовское, программно-ресурсное, а также социальная поддержка и консультативные услуги по вопросам трудоустройства.

Диагностическое сопровождение включает формирование, а также обновление базы данных студентов с ограниченными возможностями в РГПУ им. А.И. Герцена. Ведущей задачей на данном этапе является проведение анкетирования студентов-инвалидов, обучающихся в РГПУ. С этой целью были разработаны анкеты с  предполагаемыми трудностями при обучении в университете этой категории студентов и особые образовательные потребности студентов. Возможности имеющегося в РГПУ им. А.И.Герцена ресурсно-информационного отдела позволили нам создать базу данных студентов-инвалидов, обучающихся в нашем университете. В дальнейшем, используя эту базу данных, мы собираемся проводить мониторинг потребностей, возникающих у студентов-инвалидов в период обучения в вузе. Отслеживать динамику трудностей обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, возрастающие или убывающие специфические потребности обучения в нашем университете.

Диагностическое сопровождение также предполагает и консультативную работу с преподавателями вуза и однокурсниками  с целью формирования лояльной среды и культуры общения.

Учебно-методическое сопровождение включает методическое обеспечение разных видов сопровождения обучения. Одной из основных задач данного направления является повышение квалификации педагогов, психологов и других специалистов, работающих с инвалидами в РГПУ им. А.И.Герцена, обучение их новым современным социально-психологическим технологиям. В этой связи разработана программа курсов повышения квалификации для преподавателей и других сотрудников университета по работе со студентами-инвалидами. Планируется организовать консультирование для студентов-волонтеров, оказывающих помощь студентам-инвалидам. Данный вид сопровождения предполагает составление индивидуальных маршрутов сопровождения образования, включающих рассмотрение возможности создания нелинейного расписания занятий и пропусков занятий в университете в связи с основным заболеванием и увеличение, в этой связи, доли самостоятельной работы студентов-инвалидов.

Большое место в данной работе  отводится задействованию ресурсов фундаментальной библиотеки РГПУ. Совместное сотрудничество Лаборатории и фундаментальной библиотеки позволит создать более широкий доступ студентов-инвалидов к ее фондам. Нами намечается разработка аудиоресурсов, сканирование основных информационных источников из плоскопечатного вида в рельефный, создание возможностей по использованию фондов библиотеки в режиме удаленного доступа.

Психологическое сопровождение предполагает создание условий для полноценного личностного и профессионального развития участников образовательного процесса и профилактики возможных затруднений в адаптации студентов-инвалидов. Сотрудничая с психологической службой сопровождения студентов в РГПУ, мы разработали программу по психологической поддержке студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в нашем университете. На сайте лаборатории студенты могут выбрать заинтересовавший их тренинг по формированию умений и навыков саморегуляции, релаксации и др. Задачами данного направления являются:

- консультирование участников образовательного процесса по вопросам личностного и профессионального развития студентов на всех этапах непрерывного образования;

- помощь студенту-инвалиду в гармонизации отношений к себе самому, к социальному окружению, повышение уверенности в себе;

- выявление  проблем студентов-инвалидов в образовательном процессе в ходе массовой диагностики, сбор информации о существе возникших проблем;

- изучение индивидуальных особенностей и личностных приоритетов студентов-инвалидов;

- консультирование преподавателей и сотрудников по особенностям физического и нервного состояния студентов-инвалидов, коррекция ситуаций затруднения.

Социальная поддержка включает студентов с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду, организует доступ к информации и  предоставляет возможности включения в социальную и культурную жизнь общества.  Тесно сотрудничая с профсоюзной организацией нашего вуза мы начали организовывать студенческие волонтерские организации для помощи в ориентировании студентов-инвалидов в предметно-пространственной и образовательной среде университета.

Планируется использовать помощь студентов-волонтеров и в привлечении студентов-инвалидов к участию в мероприятиях организуемых университетским центром творческого развития и досуга студентов. Этот раздел работы включает и ознакомление студентов-инвалидов с постоянно обновляющейся нормативно-правовой базой. На нашем сайте, в разделе социальной помощи, мы систематически обновляем информацию по этим вопросам.

Довузовское сопровождение предполагает оказание информационных,  а также психологических услуг для абитуриентов-инвалидов на этапе довузовской подготовки. В нашем университете существует центр по работе с талантливой молодежью, по привлечению абитуриентов к довузовскому образованию. Обобщив опыт их работы, мы также планируем оказывать помощь студентам-инвалидам в подготовке к поступлению в наш университет. В этой связи предполагается развивать социальное партнерство с общественными организациями инвалидов по двум направлениям: через привлечение потенциальных абитуриентов с инвалидностью, состоящих на учёте в общественных организациях и через решение общих задач в области оптимизации адаптационных процессов в условиях вуза. В частности, мы тесно сотрудничаем с Региональным Отделением ВОС и Санкт-Петербургским Правлением ВОГ. Предполагается проведение встреч студентов-инвалидов вуза с будущими абитуриентами, культурно-досуговых мероприятий, а также освещение вопросов инвалидности в студенческих газетах. Важной частью работы в этом направлении является предоставление сурдопереводчиков,  тифлопедагогов на вступительных экзаменах.

Программно-ресурсное сопровождение обеспечивает  для каждой категории лиц, имеющих инвалидность и  ограниченные возможности здоровья, как доступность восприятия и расширение путей получения учебной информации, так и расширение  технических возможностей  оперирования ею.

Широкое внедрение специфического оборудования, имеющегося на факультете коррекционной педагогики, в процесс сопровождения обучения студентов-инвалидов позволит лучше осуществлять техническое обеспечение их образования. Это учебные аудитории, оборудованные компьютерной техникой, с программами синтеза речи, брайлевскими дисплеями, принтерами и др. Помимо этого на факультете коррекционной педагогики имеется специализированный         учебный модуль для студентов с ограниченными возможностями здоровья. В него входят: специализированный радиокласс для инвалидов по слуху, программно-методический комплекс для многофункциональной лекционной аудитории, мультимедийные компьютеры специальной конфигурации для мониторинга, коррекции и реабилитации студентов-инвалидов по слуху.

Подобные адаптивные технологии и средства позволяют применять в образовательном процессе распечатки текстов как в рельефно-точечном варианте, так и в плоско-печатном, увеличивать изображения в десятки раз, подбирать оптимальные для зрительных возможностей инвалидов по зрению яркости, контрастности, цвета, фона изображения. Используются технические средства реабилитационно-образовательного назначения для  инвалидов по слуху включающие звукоусиливающую аппаратуру с компьютерным управлением и     звукоусиливающую аппаратуру с индивидуальной настройкой силы звука и тембра.

Консультативные услуги по вопросам трудоустройства предполагают подготовку к выходу на рынок труда через помощь в поиске потенциального  работодателя. В РГПУ им. А.И.Герцена успешно работает центр содействия трудоустройству выпускников «Мост». Надеемся, что наше тесное сотрудничество поможет выпускникам-инвалидам найти достойное и интересное место работы. Мы выделяем ряд задач на данном этапе  сопровождения образования. Это - формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с инвалидностью; помощь студенту в подборе места производственной и преддипломной практик, перспективных для трудоустройства; оказание помощи в подготовке резюме.

Сложившаяся в РГПУ им. А.И. Герцена система социально-реабилитационного сопровождения интегрированного вузовского обучения инвалидов обеспечивает как подлинную доступность высшего профессионального образования для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и высокую эффективность формирования у них профессиональных компетенций. Выпускники университета из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья не только успешно трудоустраиваются в учреждениях социальной защиты и специального образования, не только занимают лидирующие позиции во всероссийских общественных организациях инвалидов, но и, выдерживая конкуренцию на современном рынке труда, реализуют себя в других профессиональных сферах.

Автор: 
Е. Ю. Мамедова Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, г. С.- Петербург, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7