Схема обследования ребенка с заиканием
Анкетные данные
Фамилия, имя_____________________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________________
Национальность ___________________________________________________________
(Для школьника: № школы, класс)____________________________________________
Поступил(а) из_____________________________________________________________
Дата и № протокола________________________________________________________
Логопедическое заключение МПК____________________________________________
Сведения о семье
Мать _____________________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________________
Наследственные заболевания _________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________
Материально-бытовые условия в семье _________________________________________
Общий анамнез
Какая по счету беременность _________________________________________________
Особенности протекания беременности ________________________________________
Особенности течения родов __________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________
После выписки из родильного дома:
особенности сна ____________________________________________________________
особенности бодрствования __________________________________________________
Особенности грудного вскармливания _________________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:
до одного года _____________________________________________________________
после одного года __________________________________________________________
Психомоторное развитие
Стал держать голову с ______________________________________________________
сидеть ____________________________________________________________________
стоять ____________________________________________________________________
ходить ____________________________________________________________________
С какого времени стал раздеваться ____________________________________________
одеваться __________________________________________________________________
шнуровать ботинки _________________________________________________________
застегивать пуговицы _______________________________________________________
Особенности моторики:
излишне подвижен _________________________________________________________
излишне заторможен ________________________________________________________
Развитее речи
Время появления гуления ____________________________________________________
лепета __________________________________________________________________
первых слов _____________________________________________________________
фразы __________________________________________________________________
Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________
Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
в семье ____________________________________________________________________
в общении со сверстниками __________________________________________________
в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________
в незнакомой обстановке _____________________________________________________
(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ________________________
влияет ли заикание на успеваемость в школе ___________________________________)
Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________
Есть ли страх речи __________________________________________________________
Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка
Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________
по какой методике __________________________________________________________
Как долго занимался ________________________________________________________
Результат _________________________________________________________________
Причина рецидива _________________________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________
Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:
— Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.?
— Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми
людьми?
— Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?
— Как влияет волнение на речь?
— Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?
— Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?
— Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________
Данные объективного обследования
Состояние слуховой функции
1. Слуховое внимание ________________________________________________________
2. Восприятие речи __________________________________________________________
Состояние моторных функций
Общая моторика
1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) ___________________________________________________________________________
2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________________________________________________________________________
(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)
Мелкая моторика
1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________
2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)_________________________________________________________________
3. Манипуляции с мелкими предметами ________________________________________
Конструктивный праксис ____________________________________________________
Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________________________
4. Для школьников: состояние графомоторных навыков ___________________________
5. Наличие леворукости ______________________________________________________
Мимика и артикуляторная моторика
1. Мимические движения _____________________________________________________
(особенности мимики при речи _______________________________________________)
2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ___________________
Строение органов артикуляционного аппарата
________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Состояние импрессивной речи
1. Пассивный словарь ________________________________________________________
2. Понимание логико-грамматических конструкций ______________________________
Состояние экспрессивной речи
1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов ___________________________
2.Активный словарь _________________________________________________________
3. Грамматический строй речи ________________________________________________
Состояние фонематических функций
1. Фонематическая дифференциация ___________________________________________
2. Фонематический анализ ____________________________________________________
3. Фонематический синтез ____________________________________________________
4. Фонематические представления _____________________________________________
(У школьников проверяются также навыки слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.)
Состояние дыхательной функции
Тип дыхания _______________________________________________________________
Ритмичность дыхания _______________________________________________________
Характер вдоха при речи _____________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха __________________________________________
Состояние просодических компонентов речи
1.Темп речи ________________________________________________________________
Ритм речи __________________________________________________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания ________________
2. Характеристика голоса:
Сила голоса ________________________________________________________________
Высота ____________________________________________________________________
Тембр ___________________________________________________________________
Особенности модуляций ____________________________________________________
3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) _____________
4. Внятность речи __________________________________________________________
Симптоматика заикания
А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания
I. Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.) ______________________________________________________________________
1. Шепотная речь ___________________________________________________________
2. Сопряженная речь _________________________________________________________
3. Отраженная речь __________________________________________________________
4. Вопросно-ответная речь ____________________________________________________
5. Пересказ прослушанного текста _____________________________________________
(с опорой и без опоры на сюжетную картинку)___________________________________
6. Рассказ по серии картинок, по картинке ______________________________________
7. Самостоятельный рассказ __________________________________________________
8. Для школьников: отражение заикания на письме (репродуктивное и самостоятельное письмо) ___________________________________________________________________
Проявление заикания при чтении _____________________________________________
(В выводе зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)______________________________________________________________________
II. Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)_________________________
Локализация судорог:
— дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные)__________________
— голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные) ________________________
— артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)_____________________________
— смешанные_______________________________________________________________
III. Наличие непроизвольных движений тела, лица ______
Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания
I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) ____________________________________
а) произнесение отдельных звуков и междометий
II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:
1. Моторных _____________________________________________________________
2. Речевых:_______________________________________________________________
б) произнесение слов и словосочетаний.______________________________________
3 . Изменение стиля речи___________________________________________________
III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)_____________________________________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка
1.Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________________________________________________________________________
2.Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _______________
3.Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
— активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности) _______________________________________________________
— устойчивость и преобладающий фон настроения ______________________________
— степень эмоциональной возбудимости _______________________________________
4. Другие особенности: ______________________________________________________
5. Другие нарушения речи ____________________________________________________
Логопедическое заключение
Форма и локализация судорог _________________________________________________
Степень тяжести заикания ____________________________________________________
Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания _____________________
Степень фиксированности на заикании _________________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка ___________________________
Другие нарушения устной и письменной речи ___________________________________
Дата окончания обследования. ________________________________________________