Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)

Главная > Логопедическое обследование > Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________

Дата рождения, возраст ______________________________________________________

Национальность (отметить, если есть документ) _________________________________

Домашний адрес ____________________________________________________________

Из какого д/с поступил ______________________________________________________

(№ д/с, район)

Дата поступления в речевую группу ___________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от ___________________________________

Протокол № _____ Принят на срок ____________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________

Дата заполнения речевой карты _______________________________________________

Логопед ___________________________________________________________________

Решением РМПК от _________________________________________________________

выпускается с ______________________ речью

в __________________________________________ (вид школы, д/сада)

Ответственный за выпуск ____________________________________________________

Члены РМПК       __________________________________________

                              __________________________________________

                              __________________________________________

(фамилии логопедов)

 

Анамнез

Мать ______________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец ______________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания _________________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических, заболеваний до рождения ребенка

___________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ______________________

От которой по счету беременности ребенок _____________________________________

Протекание беременности ____________________________________________________

(токсикоз — 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) 

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _______________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ______________________

Когда закричал ребенок ______________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) _______________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)_____________________

Вес и рост при рождении _____________________________________________________

Вскармливание:

Когда принесли кормить_____________________________________________________

Как взял грудь _____________________________________________________________

Как сосал _________________________________________________________________

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания

Грудное вскармливание до ___________________________________________________

Когда выписались из роддома ________________________________________________

если задержались, то почему _________________________________________________

 

Раннее развитие

Когда стал держать голову ______________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть ______________________________ (в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ______________________________(в норме с 11—12 мес.)

Когда появились первые зубы_____________________ (в норме с 6—8 мес.)

 

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года_____________________________________________________________________

После года:

до 3 лет_____________________________________________________________________

после 3 лет__________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)

 

Раннее речевое развитие

Гуление ____________________________________________________________________

Лепет _________________________________(в норме — 4—8 мес.)

Характер лепета

Первые слова___________________________ (в норме — около 1 г.)

Первые фразы__________________________ (в норме — от 1,5 до 2 лет)

Отмечались ли:

— грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет__________________

— грубые аграмматизмы после 3 лет ___________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно __________________________________

Использование жестов _______________________________________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста ___________________________________

Результаты логопедической работы ____________________________________________

 

Исследование неречевых психических функций

1. Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)

____________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)__________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма: (- длительный звук, . короткий)

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --..,-..-, ..--, -..., ...- _________________________________

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): -.-..-, '--:-, --...,"...-- _________________________________

3. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий ____________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый

_______________________________________________________________

б) показ основных цветов ____________________________________________________

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4—7 лет — показать правую и левую руку, правую и левую ногу ________________

5—7 лет — показать правый и левый глаз, правое и левое ухо _____________________

6—7 лет — правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо ___________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади

__________________________________________________________________________

в) складывание разрезанных картинок из 2—4 частей (от 4 до 5 лет), из 5—8 частей (от 5 до 7 лет)

___________________________________________________________________________

г) складывание фигур из палочек ______________________________________________

5. Состояние общей моторики:

— сила движений ___________________________________________________________

— точность движений _______________________________________________________

— темп движений

— координация движений ____________________________________________________

— переключение от одного движения к другому

6. Состояние ручной моторики:

— точность движений _______________________________________________________

— темп движений __________________________________________________________

— синхронность движений правой и левой руки _________________________________

— переключение от одного движения к другому _________________________________

Задания. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

От 5 до 7 лет дополнительно: — «игра на рояле» (пальцы 1—5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

— кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой);

— чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука — кулак, далее — наоборот.

 

Состояние звукопроизношения

 

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

[б]-[п] - [м]

 

 

 

[в] -[ф]

 

 

 

[д]-[г]-[н]

 

 

 

[г]-[к]-[н]

 

 

 

[и]

 nbsp;

 

 

[с]

 

 

 

[с']

 

 

 

[з]

 

 

 

[3']

 

 

 

[ц]

 

 

 

[ш]

 

 

 

[ж]

 

 

 

[щ]

 

 

 

[ч]

 

 

 

[л']

 

 

 

[л]

 

 

 

[р']

 

 

 

[р]

 

 

 

 

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з — межзубное, ув. — увулярное и т.д.).

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);

д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

 

Речевая моторика

1. Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

— поднять брови вверх («удивиться») __________________________________________

— нахмурить брови («рассердиться») __________________________________________

— прищурить глаза__________________________________________________________

— надуть щеки («толстячок»)_________________________________________________

— втянуть щеки («худышка»)_________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляторной моторики.

Задания:

Губы

«Улыбка» — «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а) наличие или отсутствие движений___________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)___________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)____________________________

г) переключение от одного движения к другому__________________________________

д) объем движений (полный, неполный) ________________________________________

е) точность выполнения ______________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)_____________

з) замены движения _________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия) _________________________________

Язык

Широкий — узкий(под счет: 3 раза — до 5 дет),(5 раз — с 5 лет)__________________

Кончик языка поднять ______________________________________________________

опустить __________________________________________________________________

«Маятник» ________________________________________________________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу — на нижнюю губу)

______________________________________________________________________

«Цоканье» _________________________________________________________________

а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________

б) тонус ___________________________________________________________________

в) темп ____________________________________________________________________

г)переключение от одного движения к другому __________________________________

д) объем движения __________________________________________________________

е) точность выполнения ______________________________________________________

ж) замены движения _________________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения ________________________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезия)_________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ________________________

Мягкое нёбо

Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений.) _________________________________________

 

Состояние дыхательной и голосовой функций

1. Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха

_____________________________________________________________________

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)____________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка_____________________________________

в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)_______________________

 

Особенности динамической стороны речи

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный)_____________________________________

2. Ритм_____________________________________________________________________

3. Правильность употребления пауз ____________________________________________

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)

_______________________________________________________________

 

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

1. Изолированные слова:

С 4 до 5 лет

Дом,                       снег,               крыша,

мостик,                  каша,              хлеб,

кошка,                   капуста,         помидоры

С 5 лет:

помидоры,                        сквозняк,                   сковорода,

температура,                     свисток,                     скворечник,

милиционер,                    аквариум,                  лекарство,

простокваша,                    подснежник

2. Предложения (с 5 лет):

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

 

Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков)

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

С 4 лет

па–ба,                    ба–на,                         ва-та,

та-да,                      мя-ма,                         на-га,

та-на,                     га-да,                          ка-га,

С 6 лет

ба-ба-па,                та-да-та,

га-ка-га,                 ба-бя-ба,

са-ша-са,                жа-за-жа,

ча-ша-ча,               за-са-за

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

Мишка-мышка,                уточка-удочка,

бочка-почка,                     трава-дрова

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска — мишка,              крыса — крыша,

речка — редька,               челка — щелка,

цветик-Светик,                ветер-вечер,

косы-козы

 

Состояние фонематического анализа и синтеза

С 4 лет:

1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

С 6 лет:

3. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

4. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

5. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.

6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

 

Исследование понимания речи (импрессивной речи)

1. Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значений слов.)

— Покажи, где кукла, стол, стул.

— Посади куклу, мишку и т. д.

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

— Покажи, где:

стол — столы, дом — дома, стул — стулья, дерево— деревья, береза — березы.

2.2. Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около). :

— Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.

С 5 лет:

2.3. Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в — из, на — с, под — из-под:

— Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.

— Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3. Дифференциация форм словообразования.

С 5 лет:

3.1. Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

— Покажи, где: дом — домик, стул — стульчик, одеяло — одеяльце, подушка — подушечка, замок — замочек.

3.2. Дифференциация существительных с суффиксом -инк-:

— Покажи, где: виноград — виноградинка, бусы — бусинка, роса — росинка.

3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.

4. Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1. Словосочетания.

— Покажи:

ключом карандаш, ключ карандашом,

где хозяин собаки, где собака хозяина,

дочка мамы, мама дочки.

4.2. Простые распространенные предложения.

— Покажи картинку:

Девочка рвет цветы.

Девочка играет в мячик

Девочка убирает комнату.

4.3. Вопросительные предложения:

— Кого ловит девочка?

— Чем девочка ловит бабочку?

— Кто ловит бабочку?

С 6 лет:

4.4. Понимание связной речи.

 

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. — в соответствии с Программой детского сада.

1.2. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

С 5 лет:

— Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.________

— Части одежды: рукав, воротник, пуговица__________________

— Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье________

— Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ___________

С 6 лет:

— Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь_____________

— Части предметов одежды: воротник, манжета, петля______

— Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор___________

— Части окна: рама, подоконник, стекло ____________________

1.4. Название профессий.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 5 лет:

— Что ты делаешь в течение дня? _______________

— Кто как передвигается? _________________________

— Кто как кричит? ____________________________________

С 6 лет:

— Кто какие звуки издает?

— Кто что делает (с использованием названий профессий)?

1.6. Прилагательные.

Название цветов.

С 4 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый_______________________

С 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый _________________

Название формы.

С 5 лет: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

1.7. Подбор антонимов (с 6 лет):

добро — зло                                высокий — ...

горе — ...                                     легкий — ...

друг — ...                                     поднимать — ...

хороший — ...                             давать — ...

большой - ...                                 покупать — … 

2. Состояние словоизменения.

С 4 лет:

2.1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол — столы                              дерево —

кукла —                                       окно —

ухо —                                           стул —

слон —                                         воробей —

рукав —                                       пень —

глаз —                                          лев —

рот —                                           сон —

лист —

2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

— У меня есть карандаш (кукла) ______________________________________________

— У меня нет ... _____________________________________________________________

— Я рисую ..._______________________________________________________________

— Папа пишет ...___________________________________________________________

С 5 лет:

2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Много чего?

Шар – шаров

Стол - …                              Дом -…                            Береза…

Чашка-…                            Книга -…                           Дерево…

Лист - …                             Стул-…                             Мяч-…

Ключ-…                              Карандаш -…

2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, около).

2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов:

шар — ..., ведро — ..., платье — ..., машина —...., ботинок — ...

2.6. Употребление словосочетаний — числительных два и пять с существительными:

дом — два дома, пять домов

кукла - ...

жук — ...

шар - …

С 6 лет:

карандаш — два карандаша, пять карандашей

ключ — ...

лев - …

дверь — ...

озеро - …

3. Состояние словообразования.

С 5 лет:

3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— Как назвать маленький предмет?

стол — столик                                        кукла — ...

мяч — ...                                                  ложка — ...

дом — ...                                                  шкаф — ...

кровать — ...                                           миска — ...

береза — ...

С 6 лет

гриб — грибок                                        воробей — ...

лиса — ...                                                 одеяло — ...

лист — ...

3.2. Образование названий детенышей животных.

С 4 лет:

у кошки — котенок                    у гуся — ...

у лисы — ...                                 у утки - …

С 5 лет:

У зайца - …                                 у белки - …

у медведя — ...                            у волка — ...

С 6 лет:

у коровы — ...

у лошади — ...

у собаки — ...

3.3. Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):

— относительных (из чего сделано):

дерево — деревянный

бумага —

солома —

мех —

пух —

кирпич —

— притяжательных (чей? чья? чье?):

сумка мамы — мамина

кофта бабушки — ...

газета папы — ...

нора лисы — ....

хвост зайца…

лапа медведя - …

шерсть волка - …

3.4. Образование приставочных глаголов (с 6 лет).

Назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит — уходит — входит — выходит — переходит

бежит — убегает — выбегает — вбегает — перебегает

летит — ...

3.5. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)

рисовал — нарисовал

писал — ...

делал — ...

 

Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

 

Логопедическое заключение

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Дата______________________________Логопед________________________

Консультации врачей-специалистов:

ЛОР

Невропатолог

Психоневролог

Автор: 
Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7