Схема обследования ребенка с нарушениями чтения и письма

Главная > Логопедическое обследование > Схема обследования ребенка с нарушениями чтения и письма

Анкетные данные

1. Фамилия, имя___________________________________________________________

2. Возраст________________________________________________________________

3. Школа, класс____________________________________________________________

4. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье_________________

Анамнез

1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии.

2. Протекание 1-й и 2-й половин беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических — особенно облучения — факторов, инфекционных заболеваний — особенно краснухи, гриппа и др., — токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов угрожающего выкидыша.)

3. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес., нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др., использование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов).

4. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов, кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой); когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли кормить, как сосал.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях:

— при изолированном произнесении звуков;

— в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;

— в начале, середине и конце слов;

— во фразах;

— в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук, произнесение которого исследуется.

Примерный речевой и наглядный материал для исследования произнесения звука [р]

1. Исследование произнесения звука [р] в слогах.

Повторение слогов:

РА АР ДОР ТРА АТР

РО ОР ЗАР ДРО ОДР

РУ УР ГУР ГРУ УТР

РЫ ИР ВЫР КРЫ ЫДР

РЭ ЮР ЛИР МРЭ ИМР

2. Исследование произнесения звука [р] в словах. Называние предметных картинок.

Предлагаются картинки, в названиях которых звук произносится в начале, середине и конце слова, при этом звук находится в различных фонетических условиях.

Примерные картинки:

РАК РОЗА РУКА РЫБА

ГОРЫ КАРАНДАШ ВЕДРО ЛЮСТРА

ТИГР ТОПОР ПОМИДОР СВЕТОФОР

3. Исследование произнесения звука [р] во фразах. Логопед предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение.

В саду выросла черная смородина. Строители построили красивый дом. Рома раскрашивает картинку разноцветными карандашами.

Повторение скороговорок:

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Карл у Клары украл кораллы.

На дворе трава, на траве дрова.

4. Исследование произнесения звука [р] в тексте.

4.1. Чтение стихотворного текста. Например:

После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зеленый,

И в серебре лесных озер

Еще стройней его колонны,

Еще свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор.

(И.Бунин)

Мороз — красный нос

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

(Н. А. Некрасов)

***

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад:

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

(А Фет)

4.2. Пересказ текста

Рысь

В темном лесу, у лесной тропинки залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом — попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу.

Е. Чарушин

Журавль

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!

Полетел на горох — горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся — до чего хорош: ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться.

Е. Чарушин

В связи с тем что у учеников массовой школы нарушается произношение артикуляторно сложных звуков, исследуется прежде всего произношение звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [л'], [р], [р'].

Результаты исследования звукопроизношения вносятся в таблицу.

 

Условия

Исследуемые звуки

При изолированном произношении

[с]

[с’]

[з]

[з’]

[ц]

[ш]

[ж]

[щ]

[ч]

[л]

[л’]

[р]

[р’]

В открытых слогах без стечения согласных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В закрытых слогах без стечения согласных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В слогах со стечением согласных: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в начале 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

середине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в конце (кроме звонких)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во фразах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В связной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие звука обозначается в таблице прочерком. В случае замены звуков записывается звук-заместитель. В случае искажения звука сокращенно записывается характер искажения (м/3 — меж зубное произношение, п/з — призубное, г/3 — губно-зубное, бок. — боковое, ув. — увулярное, вел. — велярное, шип. — шипящее, г/г — губно-губное и т.д.).

Исследование умения воспроизводить звуко-слоговую структуру слова

Предлагается назвать картинки или повторить слова различной звуко-слоговой структуры:

сыр, снег, текст, роза, весна, гнездо, сенокос, картофель, звездочки, государство, отечество, электричка, разведчики, экскаваторщик, милиционер, сковородка, космонавт, велосипедист, чистильщик.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в мимическом строении:

челюсти (верхняя, нижняя)____________________________

соотношение верхней и нижней челюсти, т. е. дефекты прикуса (передний открытый, боковой открытый, перекрёстный прикус, прогения, прогнатия) _____

зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)_____________________

язык (толстый, мясистый, «географический» язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка) _________________________________

твердое нёбо (высокое узкое, так называемое «готическое» нёбо, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер) ______________________________

мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка, отсутствие его) _______

губы (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа) ________________________

Особенности ручной и речевой моторики

А. Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.

1. Определение ведущей руки, ноги, глаза____________

2. Выполнение пробы Хэда: «Покажи правой рукой левое ухо», «Покажи левой рукой правое ухо». Предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека

3. Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис «позы»).

Задания: соединить 1-й и 2-й пальцы в виде кольца. Вытянуть 2-й и 3-й пальцы, затем 2-й и 5-й пальцы (остальные пальцы при этом согнуты)._________

4. Динамическая организация движений пальцев.

Задания:

1) перебор пальцев (поочередное прикосновение большого пальца к 2, 3, 4, 5-му пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе;

2) «игра на рояле» (поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1) сначала правой рукой, затем левой и одновременно двумя руками._____________________________________

Б. Исследование речевой моторики.

Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам:

— наличие или отсутствие движений ____________________

— тонус, т. е, нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный тонус _______________

— активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность

— объем движений (полный, неполный)

— точность (точное или неточное выполнение движения) __

— длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении 'в течение определенного времени __________

— переключаемость движений (плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход)_____________________________________

— темп движения (нормальный, быстрый, замедленный)

— замены одного движения другим__________________

— наличие синкинезии, добавочных, лишних, содружественных движений_____________________

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.

Примерные артикуляционные и мимические упражнения представлены в таблице.

Проверяемые движения

Упражняемые органы. Движения

Наличие или отсутствие движения

Тонус

Активность

Объем

Точность

Темп

Замена

Синкинезии

Переключение

Для мышц лица

1. Нахмурить брови (рассердиться)

 

 

 

 

 

 nbsp;

 

 

 

2. Поднять брови (удивиться)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Зажмурить глаза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Спокойно закрыть и открыть глаза 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Надуть щеки – «толстячок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Втянуть щеки – «худышка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Надуть только правую щеку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Надуть только левую щеку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для челюстей

1. Рот широко открыть, закрыть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нижняя челюсть вправо-влево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для губ
1. Растянуть губы в улыбке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вытянуть губы вперед трубочкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. улыбка-трубочка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Поднять верхнюю губу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Опустить нижнюю губу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Одновременно поднять верхнюю губу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для языка

1. Язык широкий («лопаточкой») на нижней губе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Высунуть узкий язык («жалом»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Язык широкий, узкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу («качели»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Круговое облизывание кончиком языка губ («вкусное варенье»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Язык в форме «лодочки» (боковые края языка приподняты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Язык в форме «чашечки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Пощелкать (поцокать) языком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Язык вправо – влево («маятник»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для мягкого неба

1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук [а]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Широко открыть рот и зевнуть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследуется также координация движений, одновременное выполнение движений языка и губ.

Особенности динамической стороны речи

Указать:

— темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, дисритмия);

— употребление ударений (словесного, логического);

— употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);

— особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.); высота (высокий, низкий); тембр (отметить особенности тембра голоса в случаях его патологии: хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.);

— употребление основных видов интонации, их оттенков;

— выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная).

Исследование слуховой функции и восприятия речи

1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты).

2. Состояние восприятия речи (определяется логопедом в процессе беседы с ребенком и при выполнении специальных заданий).

Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем)

Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.

Задания.

1. Повторение серий слогов.

Серии из двух слогов

ба-па па-ба га-ка ка-га та-да да-та

за-са са-за са-ша ша-са са-ца ца-са

жа-ша ша-жа за-жа жа-за ша-ща ща-ша

ча-тя тя-ча ща-ча ча-щя ся-ща ща-ся

Серии из трех слогов

ба-па-ба па-ба-па га-ка-га ка-га-ка

да-та-да та-да-та за-са-за са-за-са

ца-са-ца са-ца-са са-ша-са ша-са-ша

ха-ша-жа ша-жа-ша ча-тя-ча тя-ча-тя

ща-ча-ша ча-ща-ча ща-ша-ща ша-ща-ша

2. Показать картинки. Исследование проводится по альбому картинок слов-квазиомонимов.

3. Придумать предложения со словами-квазиомонимами. Примерный речевой материал.

[п] - [п']; [п] - [б']

почка — бочка, палка — балка, пашня — башня, папочка — бабочка, папа — баба, Паня — баня, пой — бой, пот — бот, полит — болит, порт — борт, запор — забор, пил — бил, пей — бей, запирает — забирает

М - [д], [т'] - [д']

трава — дрова, тачка — дачка, том — дом, тоска — доска, точка — дочка, тушь — душ, там — дам, Толя — доля, уточки — удочки, катушка — кадушка, плоды — плоты, тело — дело, тина — Дина, Тима — Дима

М - [г], [к'] - [г']

класс — глаз, кора — гора, корка — горка, колос — голос, кол — гол, кот — год, кость — гость, калька — галька, крот — грот, калина — Галина, шакал — шагал, игра — икра, кит — гид

[ф] - [в], [ф'] - [в']

фаза — ваза, Фаня — Ваня, фас — вас, сова — софа, финт — винт

[л] - [в], [л'] - [в']

лоск — воск, лодка — водка, лес — вес, лесть — весть, лью — вью, лить — вить, Лена — вена, ленок — венок

[л] - [й], [л'] - [й]

галка — гайка, вол — вой, стол — стой, мал — май, галька — гайка

[Р] - [л]

рожки — ложки, рак — лак, роза-— лоза, ров — лов, рука — лука, ром — лом, гроза — глаза, бурки — булки, болт — борт, храм — хлам, жарко — жалко, игра — игла, город — голод, править — плавить, терка — телка, укор — укол

[р'] - [л']

репка — лепка, риза — Лиза, рейка — лейка, жарить — жалить, сорить — солить, варить — валить, Марина — малина, Варя —Валя, жарь — жаль, угорь — уголь, мерь — мель

[Р] - [л']

шар — шаль, сор — соль, бор — боль

[р], [р'] - [й]

рама — яма, рано — Яна, марка — майка, борцы — бойцы, баран — баян, дар — дай, ларь — лай

[с] - [з]

суп — зуб, сайка — зайка, собор — забор, суд — зуд, советы — заветы, сыпь — зыбь, слой — злой, коса — коза, росы — розы, сойка — Зойка, слить — злить, сев — зев

[с] - [Ц]

свет — цвет, сорить — царить, светик — цветик, лиса — лица, сел — цел

[ш] - [ж]

шар — жар, шаль — жаль, шутка — жутко, шить — жить, шесть — жесть, Саша — сажа, Луша — лужа, шито — жито

[ч] - [щ]

читать — считать, челка — щелка, чет — счет, горячий — горящий, плач — плащ, лечь — лещ, дочь — дождь, точить — тащить

[ч] - [ш]

чайка — шайка, чурка — Шурка, кочка — кошка, дача — Даша, туча — туша, качка — кашка

[ч] - [т']

челка — телка, чавкает — тявкает, честный — тесный, чинный — тинный, печка — Петька, вечер — ветер, качка — Катька, речка — редька, плечи — плети, мяч — мять, меч — медь, врач — врать, бич — бить

[с] - [ш]

сок — шок, сайка — шайка, миска — мишка, крыса — крыша, каска — кашка, касса — каша, посол — пошел, маска — Машка, мыс — мышь, нас — наш, ус — уж, усы — уши, басня — башня

[с] - [ж]

сук — жук, сыр — жир, ссора — Жора, усы — ужи, сало _--жало, косы — кожи

[с], [с'] - [щ]

писать — пищать, лес — лещ, плюс — плющ, сели — щели, весь — вещь, лезь — лещ

[с], [с']- [ч]

каска — качка, сайка — чайка, нос — ночь, бис — бич, село — чело

[з] - [ж]

зал — жал, роза — рожа, разок — рожок, луза — лужа

М - [м']

мышка — миска, мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил

[л] - [л']

ел — ель, юла — Юля, лук — люк, галка — галька, угол — уголь, ложка — Лешка, мол — моль

Исследование языкового анализа и синтеза

1. Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто -льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

2. Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Задания:

2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.

Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).

Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.

2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное
логопедом по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лксь поч-ки.

3. Фонематический анализ:

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

Выделение звука из слова.

Задания:

— Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

— Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

3.2. Выделение первого звука в слове.

Задание:

— Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3.3. Выделение последнего звука в слове.

Задание:

— Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Задания:

— Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

— Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Задание:

— Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Задания:

— Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

— Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.

4. Фонематический синтез.

Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

[ч][а][с]; [п][ы][л']; [т][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у] [к]; [ф][у][т][б][о][л]; [г][в][о][з'][д'][и]; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т]; [п][л][о][щ][а][д'][и]

5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Задания:

— Назвать слова, в которых есть звук [ш].

— Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков

— Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков. Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Исследование словарного запаса

Характеристика пассивного словаря (объем словаря, точность понимания слов, соответствие словаря возрасту).

Характеристика активного словаря (объем словаря, точность употребления слов, соответствие словаря возрасту).

Предлагается назвать предметы, действия, цвет, форму предметов — по картинкам (с учетом возраста ребенка).

Исследование грамматического строя речи

Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

Состояние словоизменения (употребление предложно-падежных конструкций, согласование существительного и прилагательного в роде и числе, дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глагола прошедшего времени в числе и роде).

Состояние словообразования (образование названий профессий женского рода, названий детенышей животных, образование прилагательных от существительных).

Исследование зрительно-пространственных функций

1. Состояние биологического зрения ребенка (данные взять из медицинской карты).

2. Состояние зрительно-пространственных функций.

2.1. Определение ведущей руки производится с использованием следующих проб.

— Проба на переплетение пальцев (при леворукости большой палец левой руки оказывается сверху);

— Проба на аплодирование (при леворукости активное участие принимает левая рука);

— Проба «поза Наполеона»— скрещивание рук на груди (у леворуких кисть правой руки оказывается сверху).

Используется также сравнение ширины ногтей на мизинцах.

Для определения ведущей ноги ребенку предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину.

Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки; используется проба с карандашом.

Для определения ведущего уха ребенку предлагается прислушаться, приложив ухо (например, к двери, чтобы услышать шум в коридоре).

2.2. Ориентировка в окружающем пространстве.

— Назови, что находится справа от тебя. А что слева?

2.3. Выполнение проб Хэда (показать правой рукой левое ухо, показать левой рукой правый глаз; показать правые и левые части тела сидящего напротив человека).

2.4. Составление картинки, разрезанной на 5, 6, 7, 8 частей.

2.5. Конструирование фигур из палочек (по образцу, по представлению).

3. Состояние речезрительных функций.

Исследование проводится по альбому оптических проб, разработанному сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена на основе исследований Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурия, Е. П. Кок и др.:

— знание букв — печатных и рукописных; дается задание назвать буквы, предложенные вперемешку;

— узнавание букв в усложненных условиях: «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных;

— узнавание букв, наложенных друг на друга, по типу фигур Попельрейтера;

— узнавание сходных по начертанию букв, предъявленных, изолированно или в буквенном ряду;

— возможность воспроизведения изолированных букв, рядов букв, сходных по начертанию;

— способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов.

Исследование процесса чтения

1. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных); слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре); предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных); текста.

2.. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.

3. Определить скорость чтения.

4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).

Примерный речевой материал для чтения

а) слоги:

МА СЮ АС ЯМ СТО КЛЮ ЛЬЕ

БЫ ЦЫ ОК ЕС ВРА ПРЯ ФЬЯ

ШО ЧО УП ЕН ГВО СТЕ ТЬЕ

ФУ РЯ ИТ ЮЩ ЖДЫ ЗВЕ РЬЮ

б) слова:

том мыло ягоды жаворонок макулатура

лес герой радуга фамилия первоклассница

боль весна сенокос движение экскаваторщик

юг ручьи дежурный смородина метрополитен

снег слезы коробка государство предложение

дождь вьюга картофель республика пограничники

грусть гнездо помощник отечество милиционер

текст письмо чтение электричка сковородка

чья рассказ ванная зверосовхоз велосипед

в) предложения:

Катя и Варя вышивают. Дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень — снопами. Весна дает цветы, а осень — плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.

Синицы

(85 слов)

Утром я проснулся. Вдруг слышу— кто-то тихонько в окно постучал: «тук-тук-тук».

Вскочил я с постели, заглянул за занавеску. За форточкой мясо мороженое в сетке висит. А на мясе две синицы. Что есть силы клювом долбят. Стараются выклевать кусочки сала.

Гляжу на ту синицу, что у самой форточки. Головка у нее в черной шапочке. На шее и на груди черный галстучек. Спинка, крылья и хвост темные. А грудка ярко-желтая. И вторая синичка точно такая же. Хлопочут обе, щиплют мясо и сало тоненькими клювами.

По Г. Скребицкому

Про нос и язык

(70 слов)

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один.

— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один?

— А потому, милая внучка,— отвечает бабушка,— чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

Е. Пермяк

Бумажный змей

(более 170 слов)

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота.

Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев запускают.

А у Сёмы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками прижимает. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небе дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота.

Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились — вот в чем беда.

Е. Пермяк

 

Исследование процесса письма

Определить в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок.

Примерный речевой материал

1. Списывание (с печатного и рукописного текста).

Быстро пролетело лето. Пришла осень. С каждым днем все меньше и меньше становится на деревьях листьев. Трепетная осинка стоит вся красная, багровая, золотистая. Но ветер срывает и это убранство. Исчезли цветы. Трава клонится к земле и как будто просит снега.

По К. Ушинскому

Осень пришла

Все меньше стало теплых дней. В садах и парках цветут последние цветы. Красив сейчас наряд леса: краснеют осинки. Березы стоят в золотом уборе. Вот на землю упал лист клена. Птицы тронулись в дальний путь.

2. Письмо под диктовку (слуховой диктант).

Осень

Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.

3. Изложение.

Пришла осень

Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С елки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

В кустах под деревом готовится к зиме колючий еж. Он натаскал в ямку сухую траву.

Птицы улетают стаями в теплые края.

По Г. Скребицкаму

План

1) Пришла осень.

2) Муравьи готовятся к зиме.

3) Белка.

4) Как приготовился к зиме еж.

5) Куда улетают птицы.

4. Письмо предложений или текстов с дефектно произносимыми данным учеником звуками. Например, при нарушении произношения звука [ш].

Летом Маша поехала в гости к бабушке. Машина бабушка умела шить и вязать. Она сшила Маше красный сарафанчик и связала красивую шапочку. У бабушки была пушистая кошка. Она часто ловила мышек в подвале дома. Около бабушкиного дома у пруда росли камыши. Они тихо шуршали от ветра. А на лугу росли белые ромашки, желтые одуванчики и синие васильки. Хорошо у бабушки.

5.Письмо предложений или текстов с не дифференцируемыми данным учеником по слуху звуками.

Глухие — звонкие

[п] - [б]

Час в добре пробудешь, все горе позабудешь.

Доброму худое на ум не пойдет.

[т]- [д]

Кафтан новый, да дыры стары.

За битого двух небитых дают, да и то не берут.

Не суди по приезду, а суди по отъезду.

[к]- [г]

Голодный откусил бы и от камня.

Загонят куда Макар телят не гонял.

[ф] - [в]

Фома не купит ума.

Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом.

Ему говорят про Фому, а он про Ерему.

[с] - [з]

Не суди по приезду, а суди по отъезду.

Взглянет, так лес вянет.

Слово — серебро, молчанье — золото.

За словом в карман не полезет

[ш] - [ж]

Из ежовой кожи шубы не сошьешь.

Кошка в печурку, стужа — во двор.

Аффрикаты и звуки, входящие в их состав

[ц] - [с]

Красна речь пословицей.

Слава сына — отцу отрада.

[ч] - [щ]

Не учи щуку плавать.

Щеголь отцу-матери не кормилец.

[ш] - [щ]

Щеголь Ивашка: что ни год, то рубашка.

Нашел дурак игрушки — лбом орехи щелкать.

Свистящие — шипящие

[с] - [ш]

Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь.

Доброе слово и кошке приятно.

Из сна каши не сваришь.

Дурное слово, что смола: пристанет — не отлепишь.

[з] - [ж]

Держать язык за зубами.

Незваный, да желанный.

Кто землю лелеет, того земля жалеет.

[ц] - [ч]

Из водицы да из мучицы баба пироги печет.

Голая речь — не пословица.

Как веревочке ни виться, а конец будет.

Не по отцу почет, а по уму.

Яйца курицу не учат.

[о] - [а]

Дождь с утра — будет осень вся мокра.

Сама скажет сорока, где гнездо свила.

[о] - [у]

У охотников дым густой, да живот пустой, а у рыбака рубаха

грязна, да уха жирна.

Ум хорошо, а два лучше.

Море — наше поле: даст Бог рыбу, даст и хлеб.

Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация букв.

[а] - [я]

Бояться несчастья — счастья не будет.

Апрель с водой, а май с травой.

Автомат да лопата — друзья солдата.

[у] - [ю]

День меркнет ночью, а человек — печалью.

Не угадаешь, где упадешь, где утонешь.

Встречают по платью, провожают по уму.

[о] - [е]

Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

Орла узнаешь по полету, а молодца по обороту.

[э] - [е]

Береги платье снову, а честь смолоду.

Это ежи, их руками не бери.

6. Письмо предложений или текстов с оптически сходными буквами.

[и] - [у]

Физкультура и труд здоровье несут.

У семи нянек дитя без глазу.

[т] - [ш]

Нет в мире краше родины нашей.

Шила в мешке не утаишь.

Каши маслом не испортишь

[и] - [Ц]

Не хвались отцом, а хвались сыном-молодцом.

Не велика птица синица, да умница.

[в]- [д]

Вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

В здоровом теле здоровый дух.

[б] -[д]

По добру добро, по худу — худо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Бодливую корову из стада вон.

[п] - [т]

При солнышке тепло, при матери добро

Рано не встал — день потерял, в детстве не научился — потерял жизнь.

[л] - [м]

Торопливый делу не помогает.

Малому да глупому все с рук сходит.

Лоб широк, да мозгу мало.

[о] - [а]

Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай.

Родилась пригожа, да по нраву негожа.

[ш] - [щ]

Книга — лучший товарищ.

Щи да каша — пища наша.

М - [ж]

Дом хороший, да хозяин негожий.

Хороша рыба на чужом блюде.

Если б хлеб да одёжа, да и ел бы лёжа.

[з] - [е]

Всяк Еремей про себя разумей

Здоровому все здорово.

(Отметить, проводилась ли коррекция дефекта; ее результат.)

 

Логопедическое заключение

Указать:

— степень нарушения чтения и письма (аграфия, дисграфия; алексия, дислексия);

—характер нарушения чтения и письма (вид дислексии, дисграфии).

Автор: 
Л. В. Бенедиктова, Р. И. Лалаева

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7