Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стертая дизартрия, ринолалия)
I. Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________________
Поступил(а) из______________________________________________________________
Заключение МПК ___________________________________________________________
II. Анамнез
1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка___________________________________________
2. Протекание беременности:
от которой по счету беременности ребенок _____________________________________
характер беременности_______________________________________________________
3. Протекание родов:
роды в срок, досрочные _____________________________________________________
характер родов _____________________________________________________________
4. Раннее постнатальное развитие ребенка:
вскармливание (когда принесли кормить) _______________________________________
характер грудного вскармливания _____________________________________________
характер «жизненного ритма» ребенка _________________________________________
раннее психомоторное развитие _______________________________________________
5. Перенесенные заболевания:
до года_____________________________________________________________________
после года__________________________________________________________________
ушибы, травмы головы_______________________________________________________
судороги при высокой температуре_____________________________________________
наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной расщелины, удаление аденоидов и др.)____________________________________________________
6. Речевое развитие ребенка (время появления и характер гуления, первых слов, речевая среда)______________________________________________________________
III. Логопедическое обследование
1. Психологические особенности ребенка:
контактность _______________________________________________________________
особенности поведения ______________________________________________________
2. Состояние слуховой функции:
слуховое внимание __________________________________________________________
восприятие речи ____________________________________________________________
3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса ________________
4. Состояние моторной сферы
— Общая моторика:
естественные движения ______________________________________________________
выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом) ____________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
— Ручная моторика:
кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)_____________________
кинетическая основа движений пальцев ________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
— Артикуляционная моторика:
движения нижней челюсти ___________________________________________________
движения губ _______________________________________________________________
движения языка _____________________________________________________________
движения мягкого нёба ______________________________________________________
работа мышц лицевой мускулатуры ____________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата ___________________________________________________________________________
6. Состояние звукопроизношения ______________________________________________
7. Состояние дыхательной и голосовой функции:
тип физиологического дыхания _______________________________________________
объем, продолжительность, плавность речевого выдоха ___________________________
характеристика голоса _______________________________________________________
направление голосовыдыхательной струи при речи _______________________________
8. Состояние просодических компонентов речи: темп _____________________________
ритм ______________________________________________________________________
паузация ___________________________________________________________________
и нтонация _________________________________________________________________
9. Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова ____________________________________
выделение звука из слова ____________________________________________________
определение первого, последнего звука в слове __________________________________
способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез_____________________________________________________
определение последовательности и количества звуков в слове ______________________
составление слова из последовательно названных звуков __________________________
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении ________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении __________________
в) Фонематические представления:
нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук _____________________
подбор слов с заданным звуком _______________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
10. Состояние лексики
Вывод: ____________________________________________________________________
11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:
словообразование __________________________________________________________
связная речь _______________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________________
Логопедическое заключение
1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).
2. Вид нарушения речи по клинико-педагогической классификации (механическая или функциональная (моторная, сенсорная смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.
Приложение к схеме обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением
I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных
1. При изучении характера протекания беременности отметить:
— токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);
— хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);
— простудные и инфекционные заболевания-(1-я, 2-я половина беременности);
противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);
— влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, фенолы и т.д.);
— повышенный фон радиационного излучения;
— употребление алкоголя, никотина, наркотиков;
— психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).
2. При изучении характера протекания родов отметить:
— нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);
— слабость родовой деятельности матери;
— применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов, кесарево сечение;
— наличие асфиксии (синей, белой);
— травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);
— резус-фактор (совместимость, отрицательный);
— вес и рост ребенка при рождении.
3. При изучении раннего постнатального развития
— характер грудного вскармливания (активное сосание; отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);
— характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);
— раннее психомоторное развитие (с какого времени удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).
4. При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слог речи; речевая среда.
II. Рекомендации к проведению логопедического обследования
1. Исследование слухового внимания и восприятия проводится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении источника звука.
2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»).
3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:
— называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;
— соотношение картинки с цветовым фоном;
— показ правой, левой руки;
— показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
— складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;
— складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).
4. Исследование состояния моторики.
- Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах: прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).
В выводах отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений нормальная, некоординированность).
— Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:
а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем);
б) кинетической основы движений (поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», «игра на рояле», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами; «кулак— реброладонь»).
В выводах отмечается: объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезий в общескелетной, мимической и артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.
— Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:
а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть — закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;
б) для губ: «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» — «хоботок»;
в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), попеременно широким— узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;
г) для мягкого неба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом.
— Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.
В выводах указывается: наличие или отсутствие объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении, способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.
5. При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:
— губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя);
— зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);
— прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);
— языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);
— твердого и мягкого нёба (высокое или готическое; низкое; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).
6. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах — в начале, в конце, в середине; во фразах).
7. При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3—4 .слов (для детей 5 лет), 4—6 слов (для детей 6—7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком — гнусавый, — глухой, монотонный).
8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).
9. При исследовании фонематических функций отмечается:
а) способность к фонематическому анализу и синтезу:
— при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней;
— при выделении звука из слова:
звук [с]: ; сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата;
звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;
звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;
звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол;
— при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец;
— при определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк;
— при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а;
б) слухо-произносительная дифференциация звуков:
— не смешиваемых в произношении: почка—бочка; мошка-ножка; банка—банька; мышка—мишка; корка—горка (на материале слов-квазиомонимов);
— смешиваемых в произношении: рак—лак; гроза—глаза; угорь—уголь; суп—зуб; коса—коза; лиса—лица; Луша—лужа; кочка-кошка; миска—мишка; речка—редька (на материале картинок слов-квазиомонимов);
— при повторении серий слогов: та—да, ба—ма, да—га, ва - та, ня—на, ка—га, фа—фя, ма—ка, ба—на—ба, ка—ка—га, на - ня—на, са—та—са, за—за—жа, ца—са—ца.
В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.
10. При исследовании состояния лексики:
а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:
— называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);
— обобщение картинок одним словом;
— называние целого предмета и его частей:
стул — ножки, сиденье, спинка;
машина — кабина, фары, колеса, кузов;
рубашка — рукав, воротник, пуговицы;
рука — плечо, локоть, кисть, пальцы;
лицо — брови, ресницы, подбородок, лоб;
б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:
— называние действий по картинкам или по демонстрации: птица — летает; рыба — плавает; змея — ползает; заяц —прыгает; самолет — летает; лодка — плывет; собака — лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет;
— называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):
врач — лечит; учитель — учит; строитель — строит; повар — варит; художник — рисует; музыкант — играет; балерина — танцует; маляр — красит;
в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:
— называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;
— подбор определений к слову: еж —колючий, роза - ... ;
— подбор антонимов (с 6 лет):
большой — ... открывать — ...
широкий — ... опускать — ...
длинный — ... добро — ...
грязный — ... далеко — …
молодой — ... радость — ...
В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.
11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.
— Изменение имен существительных по числам:
стол — столы книга — ...
жук — ... табуретка — ...
рот — ... ухо — ...
пень — ... окно — ...
стул — ... колесо— ...
рука — ... дерево — ...
кукла — ... перо — ...
— Изменение имен существительных по падежам:
У меня есть ручка (карандаш)
Я пишу (рисую) ...
У меня нет ...
Я говорю о ...
— Употребление формы родительного падежа множественного числа:
Много чего?
дом — домов платье — ...
ключ — ... кофта — ...
стакан — ... ручка — ...
день — ... блюдце — ...
книга — ... дерево — ...
вилка — ... окно — ...
— Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.
— Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):
шар — красный, кофта — красная, небо — красное.
— Согласование имен существительных с числительными два и пять:
гриб — два гриба — пять грибов
ночь — ... — ...
окно — ... — ...
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
ключ — ключик ведро — ...
тетрадь — ... лист — ...
кукла — ... ухо — ...
дом — ... ложка — ...
— Образование относительных прилагательных от существительных:
стакан из стекла — стеклянный
коробка из картона — ...
мяч из резины — ...
сумка из кожи — ...
варенье из яблок — ...
одеяло из шерсти — ...
— Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):
книга дедушки — дедушкина
уши лисы — ...
хвост зайца — ...
рог оленя — ...
платок мамы — ...
зубы волка — ...
— Образование приставочных глаголов:
летает — улетает, пролетает и т.д. ходит — ...
— Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.
В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.