Роль охранительного режима в комплексной системе коррекции заикания
Роль охранительного режима в комплексной системе коррекции заикания
Целевая аудитория: Логопеды, неврологи, родители заикающихся детей
В комплексе медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление проявлений нарушения плавности, темпа и ритма речи значительную роль необходимо отводить первому этапу курса коррекции - охранительному режиму, который, к сожалению, зачастую не назначается как логопедами, так и врачами-неврологами.
Этап охранительного режима вводится после глубокого комплексного обследования пациента, подбора методов коррекции заикания и подразумевает оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает режим ограничения речи, режим относительного молчания. Организация и длительность этого режима существенно зависит от возраста пациента, степени тяжести заикания, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа.
Соблюдение охранительного режима на начальном этапе работы с заикающимся, независимо от возраста пациента, стажа и формы заикания на основе медикаментозной терапии создает благоприятные условия для коррекции, сокращает сроки достижения положительных результатов в работе.
Охранительный режим включает в себя:
1. Соблюдение режима дня, который предусматривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха. В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, а у школьников - 8-9 часов ночью и 2-1,5 часа днем.
2. Питание заикающегося должно быть полноценным, рациональным. От состояния питания зависит стойкость образующихся рефлексов, а также течение всех биохимических процессов в организме. Последний прием пищи должен производиться за 1,5-2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно.
3. Витаминотерапия играет значимую роль в нормализации состояния нервной системы заикающегося. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.
4. Нормализация психического состояния пациента: исключение психотравмирующих, стрессовых ситуаций, просмотра телепередач, возбуждающих психику, несоответствующих возрасту заикающегося; создание близкими людьми спокойной, доброжелательной обстановки. Речь окружающих должна быть негромкой, интонированной и ритмичной. При необходимости проводится психотерапия среды или психотерапия средой.
5. Ограничение речевой активности: исключение принятия участия в массовых, зрелищных мероприятиях, посещения гостей, принятия гостей дома. Вербальное общение заикающегося должно быть элементарным по форме, в виде односложных ответов. Рекомендуется шепотная речь.
На этапе соблюдения охранительного режима пациенты знакомятся с речевыми правилами в доступной форме, соответствующей возрасту, которые они должны соблюдать на всех этапах лечения. Одним из важных условий нормализации речи заикающегося является соблюдение правил техники речи близкими окружающими.
Включение охранительного режима в комплекс реабилитационных мероприятий способствует получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.
Пример: Жандос, 2 г., 6мес. (время обращения к логопеду - 2000 год).
Д-з: Заикание, смешанная форма по клоно-тоническому типу тяжелой степени. Причины появления заикания не известны. Стаж заикания - 1мес. По рекомендации логопеда родителями ребенка был создан и соблюдался охранительный режим в течение 1 месяца на фоне медикаментозной терапии. По истечении 1 месяца речь ребенка значительно улучшилась, а вскоре судороги в артикуляционном и дыхательном аппаратах совсем исчезли. На данный момент времени рецидивы заикания не наблюдались.
Пример: Серик, 4 года (время обращения к логопеду - 2002 год).
Д-з: Заикание, невротическая форма по клоно-тоническому типу средней степени тяжести. Стаж заикания - 6 месяцев. Причина появления заикания – психотравмирующие ситуации в семье. По рекомендации логопеда был использован прием «Психотерапия средой», создан охранительный режим на фоне медикаментозной терапии. Вскоре темп, ритм речи ребенка пришли в норму. Рецидивов не наблюдалось.
Пример: Марат, 9 лет (время обращения - 2006 год).
Д-з: Заикание, неврозоподобная форма по тоно-клоническому типу средней степени тяжести. Стаж заикания - 3 года. Охранительный режим соблюдался в течение 10 дней на фоне медикаментозной и психотерапии с включением логопедических занятий, проводимых ежедневно. Состояние речи значительно улучшилось. В течение года ухудшения состояния речи не наблюдалось.
Пример: Нурай, 3 года (время обращения – 2006 год).
Д-з: Заикание, невротическая форма по клоно-тоническому типу легкой степени тяжести. Причиной появления заикания послужило двуязычие. Стаж заикания - 1,5 месяца. На фоне медикаментозной терапии соблюдался охранительный режим в течение 1 месяца. Темп, ритм, плавность речи нормализовались, рецидивов не наблюдалось.
Исходя из опыта работы с заикающимися разного возраста, имеющими различные формы и степени тяжести заикания, и достигнутых результатов, хотим еще раз подчеркнуть огромную значимость охранительного режима, как первого этапа комплексной работы в коррекции заикания.