Реализация педагогической технологии в инклюзивной образовательной среде в дошкольном учреждении комбинированного вида

Главная > Инклюзия > Реализация педагогической технологии в инклюзивной образовательной среде в дошкольном учреждении комбинированного вида

Признание безусловной ценности каждой человеческой личности, независимо от степени ее отдачи, должно обеспечить необходимый уровень взаимодействия и сотрудничества всех групп общества. Идея самоценности личности, развивающейся в условиях недостаточности - физической, психической, интеллектуальной трансформируется в идею равноправия всех людей на реализацию своих потребностей и интересов. Реализация принципа качества жизни в работе с детьми со множественными нарушениями развития предполагает создание широкого спектра медико-психолого-педагогических услуг, осуществляемых в процессе согласованной "командной" работы специалистов разного профиля.

Категория «дети с множественными нарушениями развития» – явление чрезвычайно многогранное. К этой категории относятся дети с сочетанием нарушений опорно-двигательной системы, сенсорной, интеллектуальной, речевой сфер, наличием неврологической и соматической симптоматики. различной степени выраженности интеллектуальной недостаточности. У них отмечается низкий, неравномерный, диспропорциональный темп психо-физического развития, наблюдаются выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов; проявляются нарушения целенаправленной деятельности, эмоционально-волевой сферы, низкий уровень мотивации к любому виду деятельности.

При организации коррекционно-педагогической работы необходимо четко представлять особенности структуры множественного дефекта у детей, который требует дифференцированного подхода, чтобы качественно воздействовать на формирование умений и навыков, оптимизируя социальный потенциал личности. Индивидуальный подход является основным при обучении детей, который выражается в разработке индивидуальных маршрутов обучения.

Основной проблемой при воспитании детей с множественными нарушениями развития является обеспечение процесса социализации – их включение в общество сверстников. В неблагоприятных обстоятельствах у них возникают нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации. Общение со сверстниками позволяет усвоить дошкольникам со множественными нарушениями развития социальный и эмоциональный опыт в разносторонних общественных отношениях.

Процесс социализации лежит в основе управления эмоциональной регуляции поведения. Эмоциональные реакции выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми и предстают как сложная форма поведения и готовность действовать определённым образом по отношению к окружающим людям. Важным моментом в развитии эмоционального реагирования является ситуация, на которой возникает эмоция, и то, как ребёнок действует с этим содержанием.

В социальном взаимодействии происходит контроль за собственными эмоциональными переживаниями, их распознавание, интерпретация и воздействие на переживания партнёров по общению и деятельности. Ребенок со множественными нарушениями развития испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может оперировать теми способами, которыми пользуется нормативный ребенок. Одним из направлений решения проблемы социализации ребенка с множественными нарушениями является развитие эмоционального реагирования. Главный акцент в воспитании и обучении ребенка должен делаться на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы эмоционального реагирования.

С целью изучения особенностей эмоционального реагирования у дошкольников со множественными нарушениями развития было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальной базой явились ГОУ ДС комбинированного вида ЦОУО. В процессе изучения качественного состава групп кратковременного пребывания «Особый ребенок» приняли участие 120 детей со множественными нарушениями развития. Для исследования состояния эмоционального реагирования была разработана специальная методика «Оценка эмоционального реагирования у дошкольников со множественными нарушениями развития». Для оценки результатов учитывались следующие критерии: наличие и характер эмоционального реагирования, его длительность, предметность и адекватность. На основании полученных критериев оценки были выделены 4 уровня эмоционального реагирования: очень низкий, низкий, средний, выше среднего.

Проанализировав результаты исследования, мы отметили, что 32,5% дети в возрасте от 3-5 лет, показали средний уровень развития эмоционального реагирования. У них наблюдались разнообразные эмоциональные проявления и адекватная реакция на взаимодействие со взрослым в процессе игровой деятельности, но они были неустойчивыми, кратковременными и только поддержка и стимуляция со стороны взрослого позволяла сохранить их до конца деятельности. Дети этого уровня имели нарушения опорно-двигательного аппарата - ДЦП разных форм от средних до легких степеней тяжести; задержку психического развития, владели простой фразой; у них сформирована готовность к установлению и расширению эмоциональных контактов.

У 22% детей был отмечен очень низкий с минимальной динамикой развития уровень развития эмоционального реагирования. Это проявлялось в преобладании отрицательного эмоционального реагирования на взаимодействие со взрослым, были равнодушны к совместной деятельности, плакали. В основном они реагировали на удовлетворение или отсутствие физиологических потребностей. Это дети имели ДЦП разных форм от самых тяжелых до легких, со выраженным низким уровнем интеллекта, с несформированными навыками самообслуживания; у них отсутствовали навыки установления социальных контактов с помощью эмоциональных реакций; они не понимали обращенную речь и пользовались отдельными звуками; они манипулировали предметами и проявляли резкие отрицательные аффективные проявления.

Также были отмечены 22,5% детей с низким уровнем, но с возможной положительной динамикой эмоционального реагирования, которое проявлялось в появлении кратковременного интереса и потребности к эмоционально-личностному общению со взрослым, дети могли проявить собственные положительные эмоциональные реакции в ответ и на подражание взрослому, они были кратковременными и удерживались до прекращения стимуляции со стороны взрослого. Дети имели спастическую форму ДЦП, эпилепсию, значительную задержку психического и речевого развития; у них неустойчиво сформированы навыки самообслуживания; понимание речи ограниченное и пользуются отдельными словами, звукоподражаниями, также они понимают и используют небольшое количество изобразительных жестов; частично овладели разными видами предметной и продуктивной деятельности; они спокойно подражали и действовали совместно с взрослыми без ярких эмоциональных проявлений.

13% детей проявили уровень развития эмоционального реагирования выше среднего. У них была сформирована готовность к установлению и расширению эмоциональному контакту, проявляют длительное эмоциональное реагирование в процессе предметно-игровой деятельности, поддерживали эмоциональную инициативу взрослого, но еще недостаточно владели контролем своего эмоционального контроля, что проявлялось или в бурном проявлении эмоций или наоборот его снижение, которое связано с наступлением истощения и утомления. Дети имели ДЦП разных форм от средних до легких степеней тяжести, наблюдалось легкая задержка психического развития, пользовались фразовой речью, сохраняли длительную работоспособность, могли оценить результаты деятельности под контролем взрослого, у них полностью были сформированы навыки самообслуживания, они овладели разными видами предметной, игровой и продуктивной деятельности, они с удовольствием включались в коллектив нормативных детей, то есть в инклюзивную образовательную среду.  Таким образом, содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми со множественными нарушениями развития должно учитывать уровень эмоционального реагирования каждого ребенка со множественными нарушениями развития.

Основная цель коррекционно-педагогической технологии – подготовить детей со множественными нарушениями развития к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков адекватного эмоционального реагирования в различных ситуациях как специально созданных, так и жизненных для более успешного включения во взаимодействие со взрослыми и с детьми в инклюзивной образовательной среде.

Были определены задачи: создание условий развития эмоциональной регуляции в предметно-игровой деятельности и в процессе взаимодействия со взрослым и с детьми; расширение представлений ребенка об окружающей действительности, явлениях, мире; приобретение умений и навыков, позволяющих ребенку быть более самостоятельным и осведомленным в процессе изменения его жизненной ситуации; формирование познавательной и эмоциональной активности ребенка в процессе различных занятий, наблюдений, практических действий за окружающим миром.

В структуре технологии включены традиционные виды работы, направленные на формирование познавательной деятельности, формирование двигательной, сенсорной и речевой сферы, продуктивных форм деятельности и игры: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи и мелкой моторики», «Формирование элементарных математических представлений», «Формирование познавательной деятельности», «Развитие игровой деятельности», «Развитие продуктивных видов деятельности». Обучение обусловлено особым эмоциональным отношением к деятельности, то есть развиваем у детей со множественными нарушениями развития эмоциональное реагирование и поддерживаем его в процессе разных видах деятельности.

Педагогическая технология строится на основе принципов - общенаучных дидактических и учитывающих единство диагностики и коррекции развития. Содержание педагогической технологии позволяет решать проблему индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанию и обучению детей со множественными нарушениями развития. Поэтому материал распределен на 5 годов обучения, что позволяет специалистам и педагогам гибко использовать его в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями и уровнем эмоционального реагирования каждого ребенка со множественными нарушениями развития.

Реализация комплексного подхода – это комплексное решение проблем воспитанников со множественными нарушениями развития. В рамках своего раздела специалисты помогают детям со множественными нарушениями развития овладеть знаниями, умениями и навыками своего предмета и научить использовать этот опыт при общении со своими нормативными сверстниками. Этот подход позволяет определить междисциплинарные связи в работе специалистов и педагогов и учитывать их в воспитательно-образовательном процессе.

Каждый год обучения содержит задачи, методы и приемы по формированию деятельности и эмоционального реагирования, которые будут актуальными и необходимыми для ребенка со множественными нарушениями развития с определенным уровнем развития. Так, учебный материал на 1-2 году обучения дается на практическом, наглядно-действенном уровне, используются методы пассивного наблюдения за педагогом, совместная деятельность, стимуляция подражания, решение простых практических задач на основе манипуляции с предметами. Обучение на 2-3 году предполагает привлечение наглядных, практических, частично словесных методов. Ребенок изучает предметы, наблюдает за изменениями в природе, в деятельности, сравнивать их наглядные изображения, различать разные межсенсорные образы (тактильные, осязательные, слуховые и зрительные), использует предметы-заместители в игровой деятельности. Обучение на 4 - 5 году предполагает использование наглядных и словесных методов. Практические методы применяются в экспериментальной деятельности, при решении проблемных ситуаций, в проектной деятельности с детьми в инклюзивной образовательной среде.

Педагогическая технология предполагает использование тематического перспективного планирования. Каждая тема изучается в течение недели и проходит через каждого специалиста, при этом меняются методы и приемы подачи материала, представляющего интерес для ребенка.

Так, учитель-дефектолог при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром, организует дидактическую игру. Он знакомит детей с новым материалом, используя словесный и наглядный методы, обогащает сенсорный опыт ребенка, формирует пространственные представления у ребенка. Воспитатель закрепляет знания по ознакомлению с окружающим миром, формирует игровую и продуктивную деятельность на основе наглядных методов, наблюдений, практических методов. Логопед, при проведении занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой (совместно с воспитателем), помогает ребенку овладеть лексику и грамматику, словарь по теме, формирует произносительные навыки, развивает фонетическое восприятие.

Перспективное тематическое планирование дает возможность ориентироваться в процессе коррекционно-развивающсй работы и другим специалистам психологу, педагогу дополнительного образования, музыкальному работнику (подбор музыкальных произведений, песен и игр по теме), специалисту по ФИЗО, по ЛФК (например, отработка пространственных представлений, при выполнении ОРУ, тема «Дикие животные» - передача движений животных и др).

Работа по формированию эмоционального реагирования дошкольника со множественными нарушениями развития требует ряд условий: создание в группе эмоционального контакта со взрослыми с обязательным выделением времени для неформального общения как с детьми группы, так и с нормативными детьми. Все специалисты и педагоги осуществляют последовательность в формировании эмоционального реагирования, которое заключается в:

1. Стимуляция эмоционального реагирования. Она включает:

- стимуляция навыков эмоционального реагирования на импрессивном уровне

- формирование навыков эмоционального реагирования на экспрессивном уровне

2. Восприятие и понимание эмоциональных состояний включает:

- формирование процессов восприятия и подражания эмоциональным состояниям на невербальном уровне; понимания и обозначения эмоциональных состояний на вербальном уровне; понимание причинно-следственных связей между изменениями в деятельности и поведением людей и смены их эмоционального состояния

3. Реализация эмоциональных состояний при взаимодействии в деятельности с нормативными сверстниками в инклюзивной образовательной среде

- Стимуляция эмоциональной активности в условиях триадного взаимодействия - со взрослым, - со сверстником

- Реализация эмоциональной активности в условиях диадного взаимодействия (со сверстником)

- Реализация эмоциональной активности в условиях подгруппы и группы в условиях инклюзивной образовательной среды

Педагогическая технология допускает пролонгированный характер обучения детей со множественными нарушениями в развитии. Если ребенок в конце учебного года показывает динамику в развитии, он переходит на следующий год обучения. При отсутствии или минимальной динамике в обучении ребенку рекомендуется обучение, повторяя тот год, который соответствует его уровню развития.

Она предполагает активизацию творческого подхода со стороны педагогического коллектива, способствует созданию соответствующей развивающей среды, которая включает наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдений и экспериментирования, а также спокойной, доброжелательной обстановки, которая позволяет значительно расширить возможности развития эмоционального реагирования ребенка со множественными нарушениями развития.

Реализация коррекционно-развивающей технологии при обучении детей со множественными нарушениями развития показала важность и необходимость специально организованной работы по формированию эмоционального реагирования в предметно-игровой деятельности, позволяет предотвратить формирование негативных качеств личности, а полученный собственный опыт эмоционального реагирования позволяет самореализовываться и самоактуализироваться в процессе общения со взрослыми и детьми. 

Автор: 
О. В. Шохова ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
+7(495) 626-25-20 заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1
info@logoprof.ru

Заказ в один клик

+7