Реализация комплексного подхода специалистов и педагогов к обучению детей с особенностями в развитии в условиях современной школы Е.В. Буланкина ГОУ СОШ №587 , г. Москва
Проблемы все чаще возникающие в обучении современного школьника диктуют педагогу/логопеду свои новые требования и необходимость поиска более эффективных (валидных) форм, приемов и методов обучения.
Результаты современных исследований свидетельствуют о различных отклонениях в созревании и функционировании психической сферы: среди младших школьников Москвы они наблюдаются у 50% детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
По мнению Е.Г. Гришиной, необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей старшего дошкольного возраста.
Уже к окончанию первого класса 44-46% учащихся испытывают неуспешность в обучении, трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа и счетными операциями, конструктивной деятельностью, в усвоении понимания текстов, в логических мыслительных операциях.
Только около 30% учащихся начальных классов имеют соответствующую возрасту функциональную зрелость коры и регуляторных структур (мозга). Значит, у большей части (70%) школьников можно ожидать нарушение процессов организации внимания и целенаправленной деятельности, и это объясняет высокую «уязвимость» факторов концентрации внимания в процессе интеллектуальной и перцептивной деятельности.
Учитель, заинтересованный в результативности своей деятельности рано или поздно понимает, что одних педагогических и методологических приемов для качественного обучения уже недостаточно. Поиск путей решения проблем обучения все чаще приводит нас, педагогов, в пределы смежных дисциплин, таких как: нейропсихология, психофизиология, нейрофизиология, невропатология, психология, психолингвистика и т.д.
В связи с этим назрела проблема тесного профессионального союза педиатров, неврологов, психологов, дефектологов и педагогов. Кроме того, необходимо повышение невролого-психолого-педагогической грамотности родителей (независимо от их профессиональной направленности). И именно специалисты работающие постоянно с детьми (педагоги, школьные психологи, логопеды и др) должны не только владеть ориентировочной информацией об отклонениях в развитии детей, но и уметь своевременно диагностировать эти отклонения, с целью оказания комплексной помощи ребенку имеющему особенности в развитии.
Все эти факторы становятся определяющими для специалиста и педагога, желающего не только научить ребенка, но и получить видимый результат от своей деятельности. Такой педагог собственными усилиями изучает современную литературу, овладевает навыками и приемами работы, способными приносить положительную динамику в развитии и обучении любого ребенка.
Между тем процесс внедрения междисциплинарных технологий проходит гладко только в тех учреждениях, где педагоги не боятся меняться и стараются компетентностно расти, так как добиться успеха в обучении своих подопечных в настоящее время стало гораздо сложнее, чем раньше, благодаря в том числе и внедряемой программе министерства образования в рамках инклюзии. Современный педагог общеобразовательной школы все чаще сталкивается со сложностями связанными с усвоением программы общеобразовательной школы учащимися, приходящих в школу с комплексными невролого-соматическими проблемами. И таких учащихся с каждым годом становится все больше.
Город Москва в плане коррекции и компенсации детей с системными нарушениями вполне благополучен, так как правительство Москвы создает и поддерживает целую сеть коррекционно-развивающих учреждений: Центры ПМСС, сопровождающие службы в общеобразовательных школах (логопедические и психологические) и др, чего нельзя сказать о других регионах России.
Что же может предложить современная московская общеобразовательная школа ученику с особенностями в развитии?
ГОУ СОШ № 587 г. Москвы имеет в своем образовательном пространстве полноценную логопедическую и психологическую службы, способные предоставить комплексное коррекционно-развивающее сопровождение детям, нуждающимся в особом и более внимательном подходе. Кроме этого администрация школы активно способствует компетентностному росту специалистов данных служб, организуя научно- практические семинары и конференции, отправляя специалистов для обучения и обмена опытом в командировки по России и за рубеж.
В 2010-2011 уч.г в ГОУ СОШ №587 получили свое начало две программы коррекционно-развивающего обучения:
1. Системное интегрирование специальных приемов и методов в учебный процесс ( совместные занятия логопеда и педагога по русскому языку и литературному чтению, в ходе подготовки к которым была создана система практически ориентированных упражнений для младших школьников, которая планируется к публикации в качестве рабочих материалов, сопровождающих программу русского языка в 1 классе и ориентированных на повышение качества обученности и профилактику трудностей связанных с формированием навыков чтения и письма)
Пример карточки на формирование зрительно-оптического образа букв Э-Е:
2. Выделение среди дошкольных групп развития – логопедической группы, в которой занятия проводит не только учитель, но и выделен день для 2 часов групповых занятий с логопедом. Это направление интересно и со стороны преемственности между дошкольным и школьным обучением детей с речевыми и другими нарушениями и со стороны своевременно коррекции нарушений речи, так именно речевое развитие в этом возрасте, как нам всем это известно, находится в фазе сензитивного периода.
Практикоориентированным результатом первого года внедрения этих программ стало проведение окружного научно-практического семинара для учителей-логопедов и учителей начальных классов «Возможности использования междисциплинарных развивающих технологий в логопедической/педагогической деятельности», в процессе которого педагоги и специалисты школы познакомили гостей не только с научно-методологическим обоснованием используемых коррекционных и абилитационных приемов, но и продемонстрировали на практике использование инновационных форм работы со школьниками (обучение с использованием междисциплинарных приемов, использование ИКТ, интегрирование межпредметных связей с элементами интерактивного обучения)
Также большим плюсом в реализации программы активного компенсирующего сопровождения является активное сотрудничество общеобразовательных школ с высшими учебными заведениями ( в ГОУ СОШ №587 это- кафедра специальной психологии РГГУ и кафедра логопедии- МСГИ). Это создает условия для постоянного компетентностого роста не только со стороны психологов и логопедов, но и со стороны педагогов.
С точки зрения повышения эффективности деятельности, профессионального роста, обмена опытом, систематизации и актуализации уже имеющихся знаний, специалистам и педагогам важно систематическое посещение научно-практических конференций.
Участие в цикле семинаров и круглых столов в рамках обмена опытом на базе Академии Специальной Педагогики им. Марии Гжегоржевской предоставило возможность специалистам ГОУ СОШ №587 познакомиться с системой работы сопровождающих служб, функционирующих при школах Варшавы.
По результатам этой поездки можно сказать, что в целом система подготовки специалистов не отличается от российской. Среди других дефектологических кафедр традиционно выделена кафедра логопедии, которая готовит специалистов для работы в детских садах, развивающих центрах, массовых и специальных школах. Логопеды в школах так же занимаются коррекцией проблем процессов письма и чтения. Отличие лишь в том, что функциональные обязанности логопедов ограничены рамками требований к специализации учреждения (если это школа- логопед занимается проблемами чтения и письма, а коррекция звукопроизношения/ лексико-грамматической составляющей речи/ формирование фонематического распознавания не входит в пространство его деятельности).
В школах логопеды работают в качестве педагогов- ассистентов учителей начальных классов.
Подобные мероприятия способствуют обогащению методологического опыта, что в свою очередь дает возможность оптимизировать и разнообразить практическую деятельность педагога.
Все направления методической и практической деятельности современного педагога должны отвечать требованиям современного образования и являться эффективными для достижения самой важной задачи любого учителя- реализации права любого ребенка&nbnbsp; на высококачественное обучение.