Реализация комплексного подхода специалистов и педагогов к обучению детей с особенностями в развитии в условиях современной школы Е.В. Буланкина ГОУ СОШ №587 , г. Москва

Главная > Статьи по логопедии и дефектологии > Реализация комплексного подхода специалистов и педагогов к обучению детей с особенностями в развитии в условиях современной школы Е.В. Буланкина ГОУ СОШ №587 , г. Москва

Проблемы все чаще возникающие в обучении современного школьника диктуют  педагогу/логопеду  свои  новые требования и необходимость поиска  более эффективных (валидных)  форм, приемов и методов обучения. 

 

 Результаты современных исследований свидетельствуют  о различных отклонениях в созревании и функционировании психической сферы: среди младших школьников  Москвы они наблюдаются  у  50% детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

По мнению Е.Г. Гришиной, необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей старшего дошкольного возраста.

 

Уже к окончанию первого класса  44-46% учащихся испытывают неуспешность в обучении,   трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа и счетными операциями,  конструктивной деятельностью, в усвоении понимания текстов, в логических мыслительных операциях.

 

Только около 30% учащихся начальных классов имеют соответствующую возрасту функциональную зрелость  коры и  регуляторных структур  (мозга). Значит, у большей части (70%) школьников можно ожидать нарушение процессов организации внимания и целенаправленной деятельности, и это объясняет высокую «уязвимость» факторов концентрации внимания в процессе интеллектуальной  и перцептивной деятельности.

Учитель,  заинтересованный  в результативности своей деятельности  рано или поздно понимает, что одних педагогических и методологических приемов для качественного обучения уже недостаточно.  Поиск путей решения проблем обучения все чаще приводит нас, педагогов, в пределы смежных дисциплин, таких как: нейропсихология, психофизиология, нейрофизиология,  невропатология, психология, психолингвистика и т.д.

 

В связи с этим  назрела проблема  тесного профессионального союза педиатров, неврологов, психологов, дефектологов и педагогов. Кроме того, необходимо повышение невролого-психолого-педагогической грамотности родителей (независимо от их профессиональной направленности). И именно специалисты работающие  постоянно с детьми (педагоги, школьные психологи, логопеды и др) должны не только  владеть ориентировочной информацией об отклонениях в развитии детей, но и уметь  своевременно диагностировать   эти отклонения, с целью оказания  комплексной помощи ребенку имеющему особенности в развитии.

 

Все эти факторы становятся определяющими для специалиста и педагога, желающего не только  научить ребенка, но   и получить видимый  результат от своей деятельности. Такой педагог  собственными усилиями  изучает современную литературу, овладевает  навыками и приемами работы, способными приносить положительную динамику в развитии и обучении  любого ребенка.

 

Между тем  процесс внедрения междисциплинарных технологий проходит гладко только в тех учреждениях, где педагоги не боятся меняться и стараются компетентностно расти, так как добиться успеха в обучении  своих подопечных в настоящее время стало гораздо сложнее, чем раньше, благодаря в том числе и внедряемой программе министерства образования в рамках инклюзии.  Современный педагог общеобразовательной школы все чаще сталкивается со сложностями связанными с усвоением программы общеобразовательной школы учащимися, приходящих в школу с комплексными невролого-соматическими  проблемами. И таких учащихся с каждым годом становится все больше.

Город Москва в плане коррекции и компенсации детей с системными нарушениями вполне благополучен, так как правительство Москвы создает и поддерживает целую сеть коррекционно-развивающих учреждений: Центры ПМСС, сопровождающие службы в общеобразовательных школах (логопедические и психологические) и др, чего нельзя сказать о других регионах России.

Что же может предложить современная московская общеобразовательная школа ученику с особенностями в развитии?

 

ГОУ СОШ № 587  г. Москвы имеет в своем образовательном пространстве полноценную логопедическую и психологическую службы, способные предоставить комплексное коррекционно-развивающее сопровождение  детям,  нуждающимся в особом и более внимательном подходе.  Кроме этого администрация школы активно способствует  компетентностному росту специалистов данных служб, организуя научно- практические семинары и конференции, отправляя специалистов для обучения и обмена опытом в командировки по России и за рубеж.

 

В 2010-2011 уч.г  в ГОУ СОШ №587 получили свое начало две программы коррекционно-развивающего обучения:

1. Системное интегрирование специальных  приемов и методов в учебный процесс ( совместные занятия  логопеда и педагога по русскому языку и литературному чтению, в ходе подготовки к которым была создана система практически ориентированных упражнений для младших школьников, которая планируется к публикации в качестве рабочих материалов,  сопровождающих программу русского языка в 1 классе и ориентированных на повышение качества обученности и профилактику  трудностей связанных с формированием навыков чтения  и  письма)

Пример карточки на формирование зрительно-оптического образа букв Э-Е:

2.  Выделение  среди дошкольных  групп развития – логопедической группы, в которой занятия проводит не только учитель, но и выделен день для 2 часов групповых  занятий с логопедом. Это направление интересно и со стороны преемственности между дошкольным и школьным обучением детей с речевыми и другими нарушениями и со стороны  своевременно коррекции нарушений речи, так именно речевое развитие в этом возрасте, как нам всем это известно, находится в фазе сензитивного периода.

 

Практикоориентированным  результатом первого года внедрения этих программ стало проведение окружного научно-практического семинара для учителей-логопедов и учителей начальных классов «Возможности использования междисциплинарных развивающих технологий в логопедической/педагогической деятельности»,  в процессе которого педагоги и специалисты школы познакомили гостей не только с научно-методологическим обоснованием используемых коррекционных и абилитационных приемов, но и продемонстрировали на практике использование инновационных  форм работы со школьниками (обучение с использованием междисциплинарных приемов, использование ИКТ, интегрирование межпредметных связей с элементами интерактивного обучения)

 

Также большим плюсом в реализации программы активного компенсирующего сопровождения  является активное сотрудничество общеобразовательных школ с высшими учебными заведениями ( в ГОУ СОШ №587 это-  кафедра  специальной психологии РГГУ и  кафедра  логопедии- МСГИ). Это создает условия для постоянного компетентностого роста не только со стороны психологов и логопедов, но и со стороны педагогов.

 

С точки зрения повышения эффективности деятельности, профессионального  роста,  обмена опытом, систематизации и актуализации уже имеющихся знаний, специалистам и педагогам  важно систематическое посещение научно-практических конференций.

 

Участие в цикле семинаров и круглых столов в рамках обмена опытом на базе  Академии Специальной Педагогики им. Марии  Гжегоржевской  предоставило  возможность специалистам  ГОУ СОШ №587  познакомиться с системой работы  сопровождающих служб,  функционирующих  при  школах Варшавы.

По результатам этой поездки можно сказать, что в  целом система подготовки специалистов не отличается от российской. Среди других дефектологических кафедр традиционно выделена кафедра логопедии, которая готовит специалистов для работы в детских садах, развивающих центрах, массовых и специальных школах. Логопеды  в школах так же занимаются коррекцией проблем процессов письма и чтения. Отличие  лишь в том, что  функциональные обязанности логопедов ограничены рамками требований  к  специализации учреждения (если это школа-  логопед занимается проблемами чтения и письма, а коррекция звукопроизношения/ лексико-грамматической составляющей речи/ формирование  фонематического распознавания  не входит в пространство его деятельности).

 

В школах  логопеды работают  в качестве педагогов- ассистентов учителей начальных классов.

 

Подобные мероприятия  способствуют обогащению методологического опыта, что в свою очередь дает возможность  оптимизировать и разнообразить практическую деятельность педагога.

 

Все направления  методической и практической деятельности современного педагога должны отвечать требованиям современного образования и являться эффективными для достижения самой важной задачи любого учителя-  реализации права любого ребенка&nbnbsp; на  высококачественное  обучение. 

Автор: 

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7