Развитие детей раннего возраста в Центре игровой поддержки ребенка

Главная > Статьи по логопедии и дефектологии > Развитие детей раннего возраста в Центре игровой поддержки ребенка

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия.

Потребность в теоретической и практической основе раннего воспитания детей, побуждает психологов – практиков к разработке новых форм работы с детьми раннего возраста на основе интеграции существующих психологических знаний, педагогических технологий и развивающих методик.

Одной из таких новых форм является организация Центров игровой поддержки ребенка, которые создаются как самостоятельное структурное подразделение в государственном дошкольном образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования. ЦИПР осуществляет психолого-психологическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей раннего возраста, на основе современных методов организаций игровой деятельности.

 Исследованиями вопроса руководства игровой деятельностью занимались Н.М. Аксарина, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Е.В. Зворыгина, К.Л. Печора, С.Л. Новосёлова и другие.

Основными задачами ЦИПР являются:

  1. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.
  2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  3. Развитие познавательной, в том числе речевой сферы ребенка.
  4. Развитие двигательной активности ребенка.

В программе игровых сеансов:
-музыкально-ритмические игры
-игры для развития речи
-игры и упражнения для развития крупной, мелкой моторики и координации движений
-первые шаги в рисовании и лепке
-первые кукольные сказки: смотрим и участвуем.

Во время игровых сеансов используются следующие формы совместной деятельности педагога с детьми: 

· сценарии активизирующего общения;

· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

· слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

· инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

· игры на развитие мелкой моторики рук;

· дидактические игры и упражнения;

· бытовые и игровые ситуации;

· элементарное экспериментирование.

Работа с детьми организуется несколькими специалистами одновременно и проводится в присутствии родителей (законных представителей). Поэтому и малыши и их мамы чувствуют себя спокойно, как дома. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкально – ритмический, творческий. В свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом игровом сеансе подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Так он, в основном, овладевает речью, бытовыми навыками и др.  Он многое усваивает, соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельно полученный опыт будит любопытство, умственную активность, оставляет массу впечатлений.

Очень важным в работе игровых групп является становление общения со сверстниками. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети еще слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.

         Организация игровых сеансов в ЦИПР требует индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку всех возрастов. Не только потому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только, то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение,  всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого. 

Положительные эмоции во время игровых сеансов надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. В играх-забавах полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Например, малышам предлагают послушать и посмотреть на фланелеграфе любимую сказку, покружиться в хороводе, или побегать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте.

Предполагаемые результаты работы с детьми в ЦИПР:

- Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.

- Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.

- Умение уважать желание и возможности ребенка.

- Представление ребенка об окружающем мире.

- Накопление сенсорного опыта.

- Становление речи ребенка.

- Развитие мелкой и крупной моторики.

Данная форма работы влияет положительно не только на развитие детей раннего возраста, но и повышает педагогическую компетентность родителей.  

Автор: 
И.А. Фокина ГОУ «Детский сад комбинированного вида № 381», г. Москва

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7