Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей группы риска в условиях центра игровой поддержки ребёнка

Главная > Инклюзия > Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей группы риска в условиях центра игровой поддержки ребёнка

Современная система отечественного дошкольного образования всё более ориентируется на инновационные стратегии в организации педагогического процесса, поэтому получила широкое распространение идея психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста. Идея возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи молодым родителям.

Многолетний  опыт показал, что не все дети могут посещать Центр игровой поддержки ребёнка, успешно влиться в занятия. К нам попадают дети с проблемами в развитии, дети группы риска. Анализ анамнестических данных за последние три года показал, что через наш центр прошли дети с задержкой речевого развития 17% от общего числа воспитанников, 10% дети с задержкой психомоторного развития, 4 % дети инвалиды, дети которым поставлен диагноз ДЦП, дети с РДА. Эти дети с отклонениями в развитии не готовы к групповым занятиям, у них отсутствует интерес к предметно-практическому взаимодействию со взрослым. Поэтому была организована система помощи семье и ребёнку группы риска в условиях Центра игровой поддержки ребёнка для успешной  адаптации в коллективе нормально развивающихся сверстников.

В центре созданы специальные условия: адекватные способы общения взрослых с ребёнком, создание современной предметно-развивающей среды и материально-технического обеспечения, разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития малыша и индивидуального внутреннего образовательного маршрута, активное включение родителей или близких взрослых в процесс воспитания и обучения.

Адекватные способы общения взрослых с ребенком. Ребёнок посещает индивидуальные и групповые занятия вместе с мамой или с другим близким взрослым. Начинается работа с ребёнком с индивидуальных занятиях, где налаживается контакт с новым взрослым, формируется сотрудничество мамы с ребёнком и новым взрослым ( педагогом).

Характер общения и взаимодействия взрослого с детьми  можно отнести к активно – ведущему типу со стороны взрослого, так как показатели социальных умений и навыков детей с ограниченными возможностями здоровья  констатируются как не соответствующие возрасту, и главным инициатором взаимодействия долгое время оставался взрослый.

Включение родителей в педагогический процесс проходит путем демонстрации педагогом способов взаимодействия с ребенком: вербальных; тактильного способа общения: аффективного насыщения содержания общения с ребенком впечатлениями, полученными им во время пребывания на занятиях.

Создание современной предметно-развивающей среды и материально-технического обеспечения. За семь лет работы были разработаны режим, формы и принципы организации занятий, сложились традиции, определены критерии организации предметно-развивающей среды в условиях ЦИПРа с учётом специфики работы. Ведь наш центр ежедневно посещают 60 малышей от года до трёх в сопровождении близких взрослых. Мы принимаем всех детей по заявлению и желанию родителей. В центре создана уникальный современный интерьер и удобный уголок развития для малышей и их родителей совместно с профессионалами- дизайнерами.

Разработка индивидуального образовательного маршрута заключается в следующим. Дети, которые испытывают трудности адаптации к условиям центра и попали в поле зрения психологов по результатам скрининга, приглашаются на индивидуальные диагностические и игровые сеансы, для них и их родителей предлагается индивидуальный образовательный маршрут, который может включать индивидуальные игровые сеансы, индивидуальные консультации, занятии в  «в малых группах» и групповые игровые сеансы в сопровождении психолога и т.д. Так же на каждого ребёнка составляется индивидуальная программ воспитания и развития, которая служит ориентиром для родителей в занятиях дома.

Активное включение родителей в процесс обучении и развития ребёнка раннего возраста. По нашему глубокому убеждению, наша основная задача в период обучения изменить родителей, объяснить и показать, что  это не временные трудности, а проблемы ребёнка, которые, чем раньше начать решать, тем меньше проблем будет в дальнейшем, научить родителей взаимодействовать с ребёнком. Поэтому все занятия проводятся только в присутствии родителей, при этом они не пассивные зрители, а активные участники процесса, они танцуют, поют, лепят и рисуют вместе с малышами. Если говорить о индивидуальных игровых сеансов, часто родитель на дальнейших этапах работы является ведущим участником, а педагог-психолог помощником и наблюдателем.

Психолого-педагогическая работа имеет следующие направления: коррекционная работа с ребёнком и консультативно-рекомендательная работа с родителями. Коррекционная работа с ребёнком включает в себя диагностический и коррекционный этапы. Диагностический этап содержит  скрининг  и психолого-педагогическая диагностика развития ребёнка. Скрининг диагностику проводят педагоги центра совместно с психологом по следующим критериям: уровень общения с близким взрослым, интерес к новому взрослому, способ взаимодействия, наличие реакции на оценку взрослого, интерес к сверстнику, наличие умений взаимодействовать со сверстником [4].

По результатам скрининга проводимся психолого-педагогический консилиум, где определяется дети, которым нужна помощь и таких детей мы приглашаем на индивидуальные диагностические занятия. Так же индивидуальные диагностические занятия проходят дети по инициативе родителей. Психолого-педагогическое обследование осуществляется по методике  «Диагностика психического развития от рождения до 3ех лет», где мы определяем уровень развития общения, речи, предметной и игровой деятельности [1], уровень познавательной деятельности осуществляется по методике «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» [6].

Исходя из полученных данных психолого-педагогического обследования ребёнка определяется содержание коррекционно-педагогической работы с каждым воспитанником на ближайший период по основным линиям развития: социальное (формы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми,  сверстниками; формирование представлений у ребенка о себе); физическое (совершенствование общей моторики, ручной и мелкой моторики); познавательное (развитие восприятия, наглядно-действенного мышления, ознакомление с окружающим, развитие речи); формирование предметно-игровых действий; формирование продуктивных видов деятельности (лепка, конструирование, рисование), музыкальное. [8]

Определяется внутренний индивидуальный образовательный маршрут: индивидуальные, занятия в малой группе, групповые занятия в сопровождении психолога. Индивидуальные занятия проводятся в присутствии родителя, целью которых является формирование потребности у ребёнка взаимодействия с новым взрослым (педагогом), а через него формирование позитивного взаимодействия с близким взрослым. В процессе занятий решаются следующие задачи:

-формирование у ребёнка интереса  к взаимодействию с педагогом  в процессе эмоционального общения и совместных предметно-игровых действий;

-обучение использованию элементарных  коммуникативных средств общения со взрослым;

-формирование элементарных навыков социального поведения (слушать педагога, выполнять действия по показу, подражанию и элементарную речевой инструкции).  

 При решении данных задач специалист постепенно начинает работу с подгруппой детей (два ребёнка и две мамы).  Группа формируется из детей с близким уровнем психофизического развития. Так же  группа может быть сформирована с привлечением братьев и сестёр раннего и дошкольного возраста. На подгрупповых занятиях решаются следующие задачи:

-вызывание интереса к совместным действиям со сверстником либо детьми в семье в ситуации, организованным взрослым;

-обучение использованию коммуникативных средств общения (жесты, мимика, речь), направленных на педагога  и ребёнка;

-формирование навыков социального поведения (умения играть рядом, действовать совместно для достижения положительного результата, действовать по очереди и др.).

 По мере освоения ребёнком социальных навыков и формировании потребности в общении со сверстником ребёнок с проблемами в развитии начинает посещать групповые занятия совместно с нормально развивающимися сверстниками. Особенность этого этапа заключается в том, что эту работу ведут, как психологи, так и педагоги ЦИПРа, совместно планируется организация и содержание занятии, необходимо, чтобы материал, предъявляемый  на первых  занятиях, был знаком ребёнку и отработан на индивидуальных игровых сеансах, был в поле интересов включаемого ребёнка. Ребёнок начинает посещать  групповые музыкальные занятия  и занятия по  развитию двигательной активности, так как эти занятия предполагают большую двигательную активность. Постепенно возрастает нагрузка и ребёнок начинает включаться в занятия по продуктивным видам деятельности,  в групповые игровые сеансы, где требуются навыки социального поведения, совместного взаимодействия. Режим дня постепенно становится насыщеннее, в день проводится  4 вида занятий  по 10 минут. Первоначально психолог  присутствует на занятиях, помогая педагогам с организацией совместной деятельности детей. В дальнейшем психолог проводит консультирование родителей по вопросам воспитания, определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка (продления курса обучения в центре или выбор дальнейшего дошкольного учреждения).

Консультативно-рекомендательная работа с родителями включает в себя как индивидуальное консультирование родителей, так и лекционно-просветительскую,  практическую работу  в рамках семинаров родительского клуба.В начале периода обучения, обычно на родительском собрании, проводиться анкетирование родителей  с целью изучения родительского интереса по вопросам обучения и воспитания ребёнка раннего возраста. Затем на основе анализа проведённого анкетирования составляется курс лекций и практических занятий для родителей. Работа  психолога с родителями проводится по следующим  направлениям: 

-  повышение  педагогической компетентности по созданию  социальной ситуации развития ребенка группы риска в условиях семьи;

- по формированию адекватной позиции родителей по отношению к воспитанию ребёнка группы риска.

По повышению уровня педагогической  компетенции родителей специалистами центра (психологом и старшим воспитателем) проводятся лекции и  по следующей тематике: «Этапы развития ребёнка раннего и дошкольного возраста», «Особенности развития ребёнка раннего возраста с отклонениями в умственном развитии», «Виды общения, его роль в развитии ребёнка», «Этапы становления общения со сверстником у детей раннего возраста», «Организация взаимодействия ребёнка  со сверстниками», «Организация взаимодействия детей (братьев и сестёр) в семье», «Формирование навыков самообслуживания», «Игрушка для детей раннего возраста. Критерии оценки при покупке», «Предметная деятельность. Этапы формирования», «Игра. Этапы её становления», «Организация совместных действий ребёнка с другими детьми на детской площадке», «Приемы для выхода из детских конфликтных ситуаций», «Литература и интернет о детях с ограниченными возможностями здоровья» и т.д.[2]

В рамках решения по повышению уровня педагогической  компетенции родителей организуются родительские конференций.  Магазин развивающих игрушек предоставляет новинки игрушек и товаров для детей. Родителям узнают о новинках, дети играют и «оценивают» новинки. Специалисты центра проводят экспресс-экспертиза игрушек с позиции психолого-педагогических требований к игрушкам раннего возраста. Совместно с магазином детской литературы проводится выставка книжных новинок для детей раннего возраста. Специалисты центра проводят мини-экспертизу новинок.

В рамках решения задачи по формированию адекватной позиции родителей по отношению к воспитанию ребёнка группы риска специалист на индивидуальных, подгрупповых и групповых занимается формированием:

-навыков наблюдения за своим ребёнком  с целью определения и анализа его достижения (широко используются анализ видеозаписей фрагментов занятий, свободной игры ребёнка с близким взрослым, проведения режимных моментов );

-эмоционально-делового общения у близкого взрослого со своим ребёнком (специалист подводят родителей к поиску причин неадекватного поведения ребёнка и его изменения через интересы ребёнка);

-у близких ребенку взрослых положительный настрой на процесс обучения и воспитания в коллективе сверстников, уважительного отношения к своему и другому ребенку;

обучением:

- приёмам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, привлечения внимания, отсроченного речевого сопровождения, поощрения ;

- педагогическим технологиям по взаимодействию со своим ребенком (умению «подключаться»  к действиям  ребёнка с целью создания ситуации совместного позитивного взаимодействия, на основе интересов ребёнка;

- проведению занятий с ребенком в домашних условиях, ориентируясь на составленную специалистами индивидуальную программу;

-приёмам установления эмоционального контакта с другим ребёнком, организации эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстником (на занятиях в «малых» группах специалист учит наблюдать за детьми и «подключать» своего ребёнка к действиям партнёра, на основе интересов детей предлагать различные игры и развивающие задания).

Формы проведения работы  с родителями следующие: индивидуальные беседы и консультации, ведение и разбор дневниковых записей; просмотр и анализ видеофрагментов  занятий, участие родителей в проведении индивидуальных занятий педагога с ребенком. При этом предполагалась различная степень участия родителей (наблюдение, проведение занятия совместно с педагогом, самостоятельное проведение части занятия, когда педагог помогал лишь в планировании занятия и становился наблюдателем). Так же предлагается участие родителей совместно с детьми в практикумах « Игры с песком», «Игры с водой», «Игры на детской площадке», «У нас сегодня день рождение» и т.д., на которых предполагается получение родителями практических навыков в организации взаимодействия детей в конкретных жизненных ситуациях. Родители привлекаются к участию  в праздниках и  досуговых мероприятиях, организованных для родителей и нормально развивающихся детей. Совместное обучение педагогическим технологиям родителей детей группы риска и нормально развивающихся детей способствует налаживанию взаимоотношений их с друг другом, с целью расширения социальных контактов семьи, воспитывающего проблемного ребёнка.

Представленная модель психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка  раннего возраста, одна из задач которой включение ребёнка с проблемами развития в коллектив сверстников пользуется большой популярностью у семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста группы риска. Данная модель стала лауреатом  Московского конкурса педагогических работников «Панорама воспитательных систем:  проекты, модели, программы развития» в 2011 году.

 

Литература

  1. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/-Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, с.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.-144с.
  2. Закрепила А.В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009.- №1.
  3. Коррекционная помощь детям раннего возраста в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 2002.-128.
  4. Пронина Л.В. Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии // Дефектология.- 2009.- №1.- С.69-76.
  5. Пронина Л.В. Пути формирования взаимодействия детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии // Дошкольное воспитание .- 2009.- №10.- С.110-115.
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие/ под.ред. Е.А. Стребелевой,-М.: Просвещение, 2004.-164с.
  7. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста.: Школьная Пресса, 2008.-160 с.
  8. Стребелева Е.А., Браткова М.В.Варианты индивидуальных программ воспитания и обучения ребёнка раннего возраста с психофизическими нарушениями// Дефектология.-2001.№ 1,-С.80-86.
Автор: 
Л.В. Пронина НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт», СОШ № 2045, г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7