Психолого-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Главная > Инклюзия > Психолого-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

 Статья посвящена проблемам подготовки специалистов для работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в рамках профильно-компетентностного подхода в вузе. Автор предпринял попытку описать содержательные компоненты дисциплины «Психолого-педагогическая работа с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья», уделяя особое внимание проблеме оказания консультативной помощи данной категории семей. На современном этапе развития высшего социально-гуманитарного образования в системе подготовки специалистов психологического направления доминирующие позиции занимает профильно-компетентностный подход в обучении как один из основополагающих подходов в процессе профессионального обучения и воспитания личности будущего специалиста. Проблема компетенции, компетентности, профессиональной компетентности специалиста достаточно широко освещена в современной психолого-педагогической литературе в связи с принятием в 2003 году концепции модернизации образования. Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования понятие «компетенция» определено как способность к применению знаний, умений и личностных качеств специалиста для успешной деятельности в определенной области, а «профиль» определяется как совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержания [12]. Методологические и теоретические аспекты развития профессиональной компетентности отражены в работах К.Я. Вазиной, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Ю.Н. Петрова, Н.Л. Солянкиной и др. Различные виды и специфика компетентности, методика ее формирования нашли отражение в работах Н.А. Аминова, Л.Н. Боголюбова - социальная компетентность; Л.Г. Антропова, С.М. Рогожкиной, О.В. Фадейкиной - коммуникативная компетентность; А.С. Белкина, А.Л. Бусыгиной, Н.Н. Лобановой, В.В. Нестерова - педагогическая компетентность; Н.Г. Витковской - информационная компетентность; А.Н. Кузьмицкой, Н.В. Остапчук - психологическая компетентность; О.А. Пановой, А.А. Черемисиной - правовая компетентность; Л.В. Панфиловой - экологическая компетентность; Н.В. Поморцевой - культурологическая компетентность; И.В. Роберта - конфликтная компетентность; П.Э. Шендерей - исследовательская компетентность и др. По мнению современных исследователей данной проблемы: Ф.Э. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк и др.,- профессиональная подготовка студентов в вузе должна представлять собой образовательную среду, внутри которой и происходит формирование основных компетенций обучающихся на основе принципов деятельности, гуманизации, доступности, непрерывности образования, при углубленном (профильном) изучении отдельных дисциплин, дифференциации обучения [3]. Идея профильной подготовки заключается в углублении знаний, склонностей, совершенствовании ранее полученных навыков путем разработки программ специализированных дисциплин, которые студент может изучить в рамках профессионального цикла (компонент «вариативная часть», в том числе дисциплины по выбору студента) и изначально предполагает наличие компетентностного подхода в обучении. Сегодня на рынке труда востребован психолог, который вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Именно профильно-компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса в вузе с преимущественно трансляции определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки студентов к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере. С точки зрения данного подхода специалисты психологических служб учреждений образования и социальной защиты всех типов должны эффективно решать свои профессиональные задачи, в том числе быть способными к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности. Данная профессиональная компетенция предполагает наличие знаний и умений в области работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи важнейшим компонентом профессиональной подготовки психологов в НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» является формирование и развитие у студентов компетенций в области оказания психологической помощи различным категориям семей. Подготовка психологов, отвечающих этим требованиям, проходит по двум взаимодополняющим направлениям. С одной стороны, ведется широкая теоретическая подготовка по дисциплинам профессионального цикла. Второе направление предусматривает разработку профилей в направлении подготовки бакалавров психологии, предусматривающих обучение будущих психологов узконаправленным знаниям и умениям в различных сферах профессиональной деятельности. В отличие от обобщенных профессиональных компетенций в данном случае формируются способности эффективно использовать в профессиональной деятельности конкретные знания и умения по изученным дисциплинам, поскольку, начиная уже с третьего курса, студенты имеют реальную возможность приложить теоретические знания к решению конкретных семейных проблем. Данное направление мы считаем развитием традиционной системы профессионального образования. Как упоминалось выше, одной из профессиональных компетенций, которыми должен владеть психолог в сфере работы с семьями, является способность оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, что в настоящее время, по данным статистики, увеличивается число детей-инвалидов и детей с различными ограничениями развития. Практика показывает, что встречается, к сожалению, немало специалистов, у которых дети с ограниченными возможностями здоровья вызывают нега¬тивизм: раздражает их внешность, эмоциональная и коммуникативная уплощенность, неспособность к усвоению учебной программы. Поэтому от такого ребенка пытаются избавиться путем направления его в учреждения интернатного типа. В то же время известно, что никакой социальный институт, даже если в нем созданы нормальные условия для жизни, не может заменить семью. Отрываясь от семьи, ребенок лишается самого главного фактора развития — ласки, внимания, родительского тепла, каждодневного общения с семьей. Чем раньше ребенок оказывается без семьи, тем в боль¬шей степени страдает его психическое и личностное развитие, которое восполнить в будущем практически невозможно. В настоящее время, в связи с введением в массовых школах практики инклюзивного образования, введены должности специалистов (тьюторы, психологи, учителя-дефектологи), оказывающих детям с ограниченными возможностями здоровья поддержку в развитии. Если они будут подготовлены к работе с семьями таких детей, в том числе обладать знаниями о том, как функционируют эти семьи, в чем их основные проблемы, как найти психологический подход в общении с ними и т.п., то смогут добиться лучших результатов в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая работа с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья - сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Она требует основательной профессиональной подготовки, поскольку затрагивает судьбы достаточно многочисленной категории семей, причем отягощенных различными нарушениями функционирования. В связи с этим нам представилось целесообразным разработать в рамках профиля «Психология семейных отношений» программу учебной дисциплины «Психолого-педагогическая работа с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья». С учетом названных особенностей, а также понимания психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как комплексного процесса, направленного на самореализацию семьи в социальное включение, что подразумевает расширение ее статуса, компетентности, устранение социальных блокировок - определилась тематика, содержание и логика изложения проблем, включенных в данную дисциплину. Содержание рассматриваемой учебной дисциплины раскрывает будущим специалистам технологию эффективной организации психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрение любого вопроса, освещаемого в рамках обучения, дисциплине, осуществляется через призму проблем семьи и в контексте психологических законов поведения человека в социуме [11]. Особое внимание в изучении уделено современным технологиям консультативной помощи. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включает не только директивы и рекомендации, но и процедуру ее психологического обследования. С нашей точки зрения, необходимым и важным этапом любой из форм психологической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является определение характера межличност¬ных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его вос¬питания. Особенности этих взаимоотношений во многом опре¬деляются личностными характеристиками самих родителей, особенностями их мотивационно-ценностной сферы и уровня их семейной самоактуализации. Для изучения детско-родительских отношений в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья мы обучаем студентов использовать следующую систему психодиагностических методик: 1. Социограмма «Моя семья» В. В. Ткачева. Эта методика является адаптированным вариантом теста «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера и модифицирована в соответствии с задачами исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. 2. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений», или «АСВ», в двух вариантах: детском и подростковом, - предназначен для изучения стиля семейнoгo воспитания родителей. 3. Тест-опросник родительского отношения «ОРО» А. Я. Варга, В. В. Столина. Методика ориентирована на изучение родительской позиции матери или отца к своему ребенку. 4. Тест смысложизненных ориентаций Д. Леонтьева. Данная методика определяет содержательную сторону направленности личности с позиции смысложизненных ориентаций по следующим субшкалам: цели, процесс, результат, локус контроля - Я, локус контроля - жизнь. 5. Тест самоактуализации « САМОАЛ» Э. Шострома. Данная методика определяет по двум базовым шкалам: «независимость», «ориентация во времени» и по двенадцати дополнительным - «самоуважение», «самоприятие», «ценностные ориентиры», «контактность», «гибкость поведения», «спонтанность», «сензитивность», «принятие агрессии в себе», «креативность» и «познание», «синергичность» уровень семейной самоактуализации.у родителей. Мы определяем консультирование как практическую помощь родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья как поиск решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального характера. Задачами для психологов-практиков являются: - оказание помощи родителям ясно увидеть проблему и принять необходимые реалистичные решения по ее реализации; - информирование их о состоянии и возможном будущем ребенка; - поддержка членов семьи в переживании кризиса разочарования; - оказание помощи родителям в осознании собственных чувств и в том, чтобы они воспринимали своего ребенка как полноправного человека с его индивидуальностью. Известно, что для процесса психологического консультирования, в отличие от других видов, например, медицинского, юридического, более всего подходит общее представление о консультировании, когда один дает советы, а другой их получает, другими словами, один советует, а другой позволяет себе советовать. Эту модель консультирования можно определить как традиционную модель профессионального влияния или как одностороннюю модель (см. рис. 1), когда клиент, в нашем случае родитель ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сообщает консультанту запрос, в ответ на который получает информацию.

Рисунок 1.

Односторонняя модель консультирования Такая модель психологически основана на следующих предпосылках: тот, кто получает советы, становится объектом для специалиста влияния, клиенту дается определенное понимание и алгоритм направленного поведения. Данная модель консультирования лучше всего подходит для консультаций юристов либо медиков и соответствует распространенному образу односторонне направленного консультационного процесса, который характеризуется авторитетом специалиста, с одной стороны, и зависимостью от авторитета — с другой. Применяемые в таких случаях методы и технологии не учитывают право клиента на свободу решения. Когда речь идет о психологическом консультировании, клиент рассматривается как самобытная система, он должен быть способен на основе собственных ресурсов создавать собственную модель жизни, которая развивается через взаимодействие с окружающим миром. При этом воздействия окружающего мира не предопределяют того, какие изменения будут происходить в человеке: они, скорее, лишь дают толчок таким изменениям. В применении к консультационному процессу это означает, что информация, переданная клиенту, не воспринимается как руководство к действию, а является своеобразным «толчком» к саморазвитию человека. Консультант должен сразу предупредить клиента, что в процессе этой работы с ним могут происходить не только позитивные, но и негативные изменения. Например, действительной проблемой родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто является то, что им прак¬тически не с кем поговорить откровенно, рассказать о том, что их тревожит и беспокоит. Уже то, что консультант может их внимательно выслушать и понять, — необычайно важно, и это само по себе приводит к определенным положительным изменениям. Кроме того, спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, что также является ценным, поскольку служит "пищей" для размышлений о себе и людях, способствует расширению представ¬лений об окружающей человека действительности. Подобную модель консультирования можно назвать моделью наблюдателя, или двухсторонней моделью (рисунок 2). Рисунок 2.

Двухсторонняя модель консультирования Каждый из наблюдателей, которые, по сути, являются участниками консультационного процесса, видит одну и ту же действительность иначе, по-своему. В процессе психологического консультирования родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья перцептивная схема самого ребенка должна играть решающую роль. И такая модель консультирования, центрированная на ребенке, является, на наш взгляд, наиболее адекватной, и в этом случае родители, обратившиеся за помощью к психологу, могут получить наиболее эффективную помощь. Это, так называемая, трехсторонняя модель консультирования родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (рисунок 3), ориентированная непосредственно на ребенка, должна исходить из жизненного мира ребенка, точнее сказать, из его реальных жизненных областей, и соответствовать как можно большему приближению к его жизненному опыту.

Рисунок 3. 

Трехсторонняя модель консультирования Определение жизненного контекста ребенка происходит: - через медицинский анамнез; -через семейную генограмму; - через психологический анамнез посредством сбора информации путем беседы с родителями; - тестирование не только ребенка, но и его родителей. Но это возможно только при создании взаимной доступности для соответствующей информации и опыта. Коммуникативный обмен должен происходить во всех направлениях (психолог-консультант – родитель – ребенок), а значит, все эти стороны должны быть открытыми. Итак, система содержательного обеспечения профессиональной подготовки специалистов для работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях вуза предполагает включение студентов в специально организованный последовательный ряд личностно-ориентированных социально-педагогических ситуаций: творческо-познавательные, субъектно-деятельностные, преобразовательные,- содержание которых способствует усложнению функций профессионализации студента: исполнитель – организатор – инициатор – творец. Выстраивая модель готовности будущих психологов к эффективной профессиональной деятельности в области работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, мы исходили из того, что готовность – это не только предпосылка, но и результат деятельности. В структуру готовности входят не любые знания, а фонд действенных знаний; не любые свойства личности, не набор психических функций, а лишь те, которые обеспечивают наибольшую продуктивность данной профессиональной деятельности. Это целостная система свойств личности, результат действия разносторонних факторов. Для этого необходимо в образовательном процессе соблюдать следующие условия: -разработка учебных планов и программ по специальным дисциплинам на основе современных научных взглядов на теорию работы семьями, с ориентацией на ценности такой работы как профессиональной деятельности; -обязательность изучения опыта работы с семьями во всех специальных дисциплинах и спецкурсах; -раскрытие содержания эффективной профессиональной деятельности специалиста во всех видах учебной работы в вузе; -освоение субъективной позиции будущим специалистом; -обеспечение взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и индивидуально-личностного формирования готовности студентов к данной работе; -развитие таких личностных качеств у студентов, как толерантность, умение эффективного взаимодействия с другим человеком и позитивного общения с ним, стремление к профессиональному самосовершенствованию, твердость в профессиональной позиции; -формирование у студентов потребностей и интересов в подготовке к профессиональной деятельности, их участия в научно-исследовательской работе в области психологической работы с семьями и смежных дисциплин; -предоставление студентам возможности участия в волонтерской деятельности, позволяющей получать объективную информацию о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в режиме реального времени; -осуществление специальной подготовки сотрудников образовательных учреждений и учреждений соцзащиты, к которым обращаются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, к приему практикантов, ориентация их на контакты и взаимное сотрудничество. Только при соблюдении этих условий в образовательном процессе вуза можно надеяться, что будущая профессиональная деятельность студентов по психолого-педагогической работе с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, окажется эффективной. Литература 1. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с. 2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода): Метод. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с. 3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - Москва: МПСИ, 2005. - 216 с. 4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - N 8. 5. Карпичев В.С. Организация и самоорганизация социальных систем [Текст]. Словарь / В.С. Карпичев. - М.: Издательство РАГС, 2004. 6. Лопанова Е.В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации: Учебно-методическое пособие / Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. 7. Н. Лызь А. Лызь Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций. Высшее образование в России, №6, 2009 год. 8. Малер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. - М.: АРКТИ, 2006 9. Олейникова О.Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учебное пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. - М.: Альфа-М, 2005. 10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. 11. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. АП. Голубева.-М. Издательский центр «Академия», 2003. 12. http://www.fgosvpo.ru

Автор: 
Поташова И.И. НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» г. Москва, Россия УДК 159.07

Оставить заявку

CAPTCHA
 
+7(495) 626-25-20 заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1
info@logoprof.ru

Заказ в один клик

+7