Психологическая готовность к интегрированному обучению как компонент профессионализма будущих педагогов-психологов

Главная > Инклюзия > Психологическая готовность к интегрированному обучению как компонент профессионализма будущих педагогов-психологов

В настоящей статье обосновывается необходимость изучения  психологической готовности к интегрированному обучению будущих педагогов-психологов как составляющей их профессиональной готовности и одного из условий успешности ее реализации на современном этапе развития системы образования. А так же представлены результаты исследования и опыт формирования психологической готовности к работе с детьми с ОВЗ студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».

Современный этап развития системы специального образования обуславливает необходимость пересмотра и изменения как самого процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями, так и отношения к ним в целом. Успешность построения и реализации различных форм интеграции зависит от множества условий и факторов, одним из которых выступает готовность общества принять, с одной стороны, новые формы работы, а с другой стороны, новую категорию детей.

  Как отмечает В.З.Денискина «Правильное отношение к дефекту необходимо формировать у всех членов общества… Квалифицированные специалисты могут формировать правильное отношение к психофизическим недостаткам лиц с ОВЗ, их родителей и близких, и все вместе они способны формировать у общества адекватное отношение к лицам с ОВЗ» [4, с. 55].

  В настоящее время проблемами интегрированного образования занимается широкий круг исследователей, которые разрабатывают различные модели и условия организации данной формы обучения. Однако, интегрированное образование в процессе своего внедрения может столкнуться не только с трудностями организации так называемой безбарьерной среды, но и с трудностями социально-психологического характера, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе педагогов, школьников и их родителей принять интеграцию. Последнее условие приобретает особую значимость в последнее время, так как реализация интегрированного обучения предполагает обязательную готовность к нему специалистов массового и специального образования не только в материально-техническом, но и психолого-педагогическом аспектах [1, с.19].

  Особую значимость в данном контексте приобретает проблема готовности к интеграции будущих специалистов, которая в настоящее время является малоизученной и требует детальной проработки. В первую очередь это связано с тем, что современная система специального образования находится на переходном этапе своего развития и успешность построения различных форм интегрированного обучения в будущем, во многом зависит от того, как мы сегодня подготовим специалистов для этой работы. Во-вторых, в современных отечественных исследованиях отмечается неготовность педагогов как массового, так и специального образования к осуществлению инклюзивного обучения (С.А. Алейникова, Н.Д. Шматко, О.А. Денисова, В.Н.Поникарова, О.Л. Леханова).    Современные школы и детские сады в большинстве своем не готовы принять детей с особыми образовательными потребностями. И дело не столько и не только в отсутствии адаптированной для инклюзивного образования среды, сколько в отсутствии педагогов, получивших специальную подготовку и готовых осуществлять инклюзивное образование детей, влияя на всех субъектов образования. При этом, как отмечают данные исследователи, такая подготовка включает решение комплекса взаимосвязанных задач: у педагогов следует формировать адекватное отношение к появлению в детском коллективе особого ребенка, необходимо научить раскрывать потенциальные возможности обучения детей, дать возможность показать и доказать, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников [3, с. 81]. Таким образом, современные отечественные исследования указывают на необходимость проведения специально организованной работы по подготовке педагогов к инклюзивному образованию в настоящее время.

Особую актуальность в данном контексте приобретает проблема изучения профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях интегрированного обучения. Так как, введение инклюзивного образования затрагивает деятельность школьных психологов. А их роль – создание целостной системы поддержки, основанной на экологическом подходе, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей [5, с. 15-16].

В этой связи, нам представляется необходимым проведение исследовательской работы по определению уровня психологической готовности  к профессиональной деятельности в условиях интегрированного обучения у будущих педагогов-психологов. Что позволит нам выявить проблемы, которые могут возникнуть при переходе на новый этап развития системы специального образования, а также определить возможные пути их разрешения.

Профессионально-психологическая готовность будущих педагогов-психологов к интегрированному обучению состоит на наш взгляд из трех взаимосвязанных блоков: когнитивного, мотивационного и научно-методического. Первый блок включает наличие знаний об особенностях психофизического развития различных категорий детей с ОВЗ, второй блок включает наличие мотивации для работы в условиях интегрированного обучения, а так же толерантное отношение к этим детям, и третий блок представлен профессиональными умениями использования современных приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С целью выявления уровня психологической готовности к работе в условиях интегрированного обучения, а так же для  определения круга задач, направленных на формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях интегрированного обучения нами была разработана анкета для проведения констатирующего эксперимента. В результате нами было проведено изучение особенностей отношения к интегрированному обучению студентов 4  курса института психологии и педагогика Алтайской государственной педагогической академии, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Исследовательская работа проводилась посредством анкетирования, в котором приняли участие 56 человек.

Представленные в анкете вопросы были объединены в такие проблемные области как,   отношение к процессу интеграции; необходимость проведения специальной работы по формированию навыков взаимодействия лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с нормальным психофизическим развитием, в каких формах и при каких условиях наиболее эффективно проводить данную работу; а так же оценка собственной готовности к работе в условиях интегрированного обучения.

В результате проведенного анкетирования были выявлены следующие особенности.  Большинство опрошенных (72%) положительно относятся к идее интегрированного обучения, указывая, что оно способствует социализации детей с ограниченными возможностями. Однако наряду с этим имеются ответы отражающие негативное отношение к интеграции (14%), так некоторые респонденты отмечают, что таким детям нужен особый уход, и более того они должны быть изолированы от нормально развивающихся сверстников. Ровно столько же опрошенных (14%) затрудняются выразить свое отношение к интеграции, что может быть обусловлено отсутствием опыта общения с детьми с ОВЗ.

 Наряду с этим 100% опрошенных указывают на необходимость проведения специальной работы направленной на формирование навыков взаимодействия лиц с ограниченными возможностями здоровья и людей с нормальным психофизическим развитием. Большинство опрошенных отмечают, что формами проведения данной работы могут выступать организация внеучебной или досуговой деятельности детей с ОВЗ и детей с нормой развития, проведение психологических тренингов и семинаров.

Однако для проведения такой работы необходим ряд условий, таких как наличие специальных образовательных программ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  знание специалистами особенностей их развития, опыт взаимодействия с ними, а так же проведение специальной работы по подготовке общества и специалистов к работе с такими детьми. Среди психологических условий студенты отмечают необходимость проведения специально организованной работы по формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Относительно готовности будущих специалистов к работе в условиях интегрированного обучения можно отметить следующее. Свою готовность к данной работе отметили лишь 9, 4% опрошенных студентов, что выражалось в желании помочь этим детям, стремлении попробовать новые для себя формы работы. 24% опрошенных отметили свою неготовность к такой работе, обосновав это отсутствием опыта работы с таким детьми, нехваткой знаний об их особенностях и пр. А большинство студентов (66,5%) затрудняются определить свою готовность к работе в условиях интегрированного обучения в настоящее время, что на наш взгляд, так же свидетельствует о неготовности к работе в условиях интегрированного обучения.

Таким образом, на основе полученных результатов мы можем заключить, что будущие педагоги-психологи оказываются психологически не готовыми к работе в условиях интегрированного обучения по всем трем блокам. Во-первых, все респонденты указывают на отсутствие необходимых знаний об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, большинство респондентов затрудняются, либо отмечают свою неготовность к работе в условиях интеграции, в силу отсутствия интереса, страха перед новой формой работы, и высокой ответственности перед детьми и их родителями. И, в-третьих, у всех респондентов оказывается несформированным третий блок, что обусловлено недостаточным объемом знаний о детях с особенностями в развитии, а так же отсутствием опыта взаимодействия с ними.

Исходя из качественно-количественной оценки полученных результатов, мы определили круг задач, направленных на подготовку будущих педагогов-психологов к работе в условиях интегрированного обучения. Во-первых, необходимо сформировать у студентов систему теоретических представлений об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, что может осуществляться в рамках изучения дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии». Во-вторых, необходимо проведение специальной психолого-педагогической работы, заключающейся в формировании интереса и устойчивой мотивации к работе в условиях интегрированного обучения, что может проходить посредством психологических тренингов и семинаров. И, в-третьих, нужно формировать у будущих специалистов навыки профессиональной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями, что можно осуществлять посредством совместных мероприятий и выездных занятий при участии студентов и детей с ОВЗ. Основываясь на полученных результатах мы определили второй этап нашей исследовательской работы, который  будет направлен на создание и реализацию программы подготовки будущих «Педагогов-психологов» к работе в условиях интегрированного обучения.

Таким образом, на основе проведенного анализа литературных источников, мы можем отметить, что проблема изучения психологической готовности к интегрированному обучению является недостаточно освященной в современных исследованиях. При этом, многие авторы указывают на необходимость выявления социально-психологических проблем, обусловленных процессом введения интегрированного образования, а так же на разработку путей их преодоления.  Особую актуальность приобретает проблема исследования и формирования профессионально-психологической готовности к процессу интеграции будущих педагогов-психологов, что связано с переходным этапом развития системы специального образования в настоящее время. Кроме того, на основе проведенного исследования мы установили, что будущие педагоги-психологи психологически не готовы к работе в условиях интегрированного обучения, что проявляется отсутствием специальных знаний, несформированностью мотивации для работы с детьми с ОВЗ, а так же отсутствием опыта взаимодействия с такими детьми. Данный факт обуславливает необходимость организации и проведения целенаправленной работы по формированию психологической готовность к интегрированному обучению как компонента профессиональной готовности будущих педагогов-психологов на современном этапе развития системы специального образования.

 

Литература

1. Алейникова, С. А. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом / С. А. Алейникова, М.М Маркович, Н.Д. Шматко // Дефектология, 2005, № 5, С. 19-30.

2. Бородина, В.А. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к профессиональной деятельности в области социализации детей с особыми образовательными потребностями / В.А. Бородина // Дефектология № 3. -  2008, С. 85-93.

3. Денисова, О.А,  Поникарова, В.Н., Леханова, О.Л. Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования // Дефектология №3 2012 г. С. 81-89.

4. Денискина, В.З. О формировании правильного отношения к дефекту / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -  №1, 2012, С. 55-61.

5. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов// Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. – Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. – С.15-21.

Автор: 
Е. С. Сухотерина ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7