Программа подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации (Приложение 9 к Приказу Минздрава РФ от 28.12.1998 №383)

Главная > Нормативные документы, методические указания > Программа подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации (Приложение 9 к Приказу Минздрава РФ от 28.12.1998 №383)

Приложение 9

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства

здравоохранения

Российской Федерации

от 28.12.98 N 383

ПРОГРАММА

подготовки на курсах тематического усовершенствования

специалистов по патологии речи и нейрореабилитации

 

1. Введение

Неуклонный рост числа взрослых с патологией речи сосудистого и травматического генеза, а также детей с аномалиями развития, и в первую очередь речевого, ставит вопрос оказания специализированной помощи в один ряд с важнейшими проблемами здравоохранения и образования. Дети с патологией речи (задержки речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, алалии, дислалии, трудности обучения грамоте - дизграфии и дислексии), а также взрослые больные с афазией, дизартрией, логоневрозами составляют значительный процент популяции. Данные контингенты больных нуждаются, как правило, в комплексном лечении и реабилитации с широким использованием современных достижений науки и практики. Такой подход предполагает не только наличие у специалистов, принимающих участие в лечебно-реабилитационном процессе высокого профессионализма, но также достаточную их ориентацию в смежных областях знания. Между тем, существующая система их подготовки практически не способа обеспечить потребности учреждений здравоохранения и образования в квалифицированных кадрах. Дефектологи не получают в вузах достаточного объема и качества знаний по психологии, нейропсихологии, основами неврологии, психиатрии и др. Психологи, в свою очередь, мало ориентированы в вопросах специальной педагогики, врачи практически не знакомы с основами нейропсихологии и дефектологии.

Такое положение является следствием обучения специалистов в отрыве от клинической базы, дающей возможность получать знания применительно к конкретным видам патологии речи и на практике освоить методы терапии и реабилитации пациентов. Обеспеченность квалифицированными специалистами лечебно-профилактических и образовательных учреждений в стране крайне недостаточна, что также приводит к невозможности оказания своевременной и эффективной помощи указанному контингенту детей и взрослых в требуемом объеме.

Стихийное проведение разного рода курсов, семинаров, а также "институтов", дающих лишь фрагментарные знания в области патологии печи, только усложняет создавшееся положение. Подобный способ решения проблем подготовки кадров заключает в себе реальную опасность, так как зачастую ведет к дискредитации профессии.

Решением проблемы должна стать система организации процесса последипломного обучения в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу, где специалисты разного профиля получают современные сведения из разных областей знания, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне.

Полипрофессиональный подход к проблеме последипломного образования требует наличия скоординированной программы, сочетающей в себе современные достижения науки и практики с оптимальной методологией преподавания.

2. Основные принципы повышения квалификации специалистов,

работающих в области патологии речи

Система повышения квалификации в области патологии речи и нейрореабилитации сочетает в себе современные теоретические, практические, клинические и экспериментальные разделы, обеспечивающие медико-психолого-педагогическую основу для представления об общих и частных проблемах патологии речи и других высших психических функций человека.

Учебный процесс направлен на развитие творческой активности обучающихся. Форма обучения является как очной, так и очно-заочной.

Учебные программы направлены на:

- активное усвоение теоретических знаний и теоретико-методологических принципов;

- ориентацию в смежных областях знания;

- овладение навыками и приемами диагностики, коррекционной и восстановительной работы с различными контингентами детей и взрослых;

- выработку умения работать с литературой, а также способности к самостоятельному анализу материала, используя опыт собственной работы и проверяя результаты в виде контрольных работ;

- овладение принципами этики и деонтологии;

- овладение основными принципами установления контакта с детьми, взрослыми больными и их родственниками;

- освоение принципов и методов социальной работы с больными и их родственниками;

- адекватное понимание границ профессиональной компетенции, принципов профессионального взаимодействия с врачами и другими специалистами (психологами, педагогами и др.).

3. Общая структура повышения квалификации специалистов

и основные методические приемы, рекомендуемые при обучении

Последипломная подготовка проводится в три этапа: 1) повышение квалификации специалистов по общим проблемам патологии речи и нейрореабилитации; 2) специализация дефектологов: психологов и врачей в частной речевой патологии; 3) получение дополнительной квалификации в области нейропсихологии (для дефектологов и психологов).

В процессе обучения используются лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, клинические разборы, стажировка на рабочем месте, работа с супервизором.

Учебный материал рассчитан на освещение современных отечественных и зарубежных научных достижений в области патологии речи и нейрореабилитации, а также усвоение новых методов и конкретных приемов практической работы с детьми и взрослыми.

По прохождении всего курса подготовки выдается сертификат, который необходимо подтверждать каждые три года.

4. Образовательный минимум последипломной

подготовки специалистов

Общая продолжительность обучения, включая стажировку, 590 часов (440 часов аудиторного курса и 150 часов на рабочем месте).

Аудиторный курс обучения состоит из 6 циклов (продолжительностью 72 часа каждый):

1. Современные проблемы патологии речи и нейрореабилитации.

2. Патология речи у детей.

3. Афазии и дизартрии.

4. Заикание.

5. Дизграфии и дислексии.

6. Основы нейропсихологии и нейролингвистики.

Первый цикл является базовым, необходимым для овладения знаниями на других специальных циклах.

5. Обоснование содержания циклов повышения квалификации

Тема первого цикла "Современные проблемы в области патологии речи и нейрореабилитации" обусловлена необходимостью повышения знаний специалистов в концептуальных, методологических, методических и организационных вопросах.

Патология речи у детей выделяется в отдельный цикл, что связано не только с ее спецификой, но и постоянно растущей численностью страдающих ею детей с задержкой психического развития.

В цикле "Афазии и дизартрии" особое внимание уделяется тем видам речевой патологии, которые проявляются в рамках тяжелых заболеваний центральной нервной системы. Этот цикл рассчитан в основном на специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения. Рассматриваются неврологический, нейропсихологический, нейролингвистический аспекты речевой деятельности и ее нарушений. Подробно освещаются вопросы мозговой реализации речевой функции и патогенетические механизмы ее нарушения при разных формах афазии и дизартрии.

Распространенностью такого вида речевой патологии как логоневрозы, и прежде всего заикание, обусловлено включение в программу повышения квалификации цикла "Заикание". В нем значительная роль отводится не только изучению вопросов этиологии, клиники и патогенеза речевого дефекта, но и психиатрическому и психотерапевтическому аспекту проблемы.

Выделение дизграфий и дислексий в отдельный цикл связано с тем, что обучение грамоте является одной из главных социальных задач. Педагоги, включая дефектологов, часто пытаются решить этот вопрос своими силами, без использования современных достижений в области неврологии, психиатрии, нейропсихологии, нейролингвистики, возрастной психологии других дисциплин. Кроме того, изменение возрастных порогов речевого развития, а именно готовность все большего числа детей 4-5-летнего возраста к обучению грамоте, и вместе с тем отсутствие этой готовности у части нормально развивающихся детей, требует специфических методов диагностики и педагогической работы, учитывающих психологию раннего детского возраста.

Наконец, цикл "Основы нейропсихологии и нейролингвистики" включен в программу в связи с целесообразностью расширения профессиональной компетенции специалиста, который, овладев методикой нейропсихологической и нейролингвистической диагностики, проводил бы наблюдение за восстановлением больного в динамике. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствие необходимого числа нейропсихологов приводит к неточностям в диагностике при нарушении речевой и других высших психических функций и не дает возможности объективизировать результаты реабилитации. В связи с этим ознакомление дефектологов и врачей с методами и приемами нейропсихологической диагностики является необходимым звеном в системе повышения квалификации специалистов.

6. Циклы повышения квалификации

Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации, заключается в том, что они обеспечивают специализированную помощь населению как в области здравоохранения, так и образования. Это требует наличия высококвалифицированного преподавательского состава, всецело владеющей проблемой.

Необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм речевых расстройств, а также нарушений других высших психических функций. В связи с этим в программе подготовки отражены новые взгляды и методы, получившие признание в отечественной и международной практике патологии речи и нейрореабилитации.

1. Тема: "Современные проблемы науки и практики в области патологии речи и нейрореабилитации"

 

Содержание курса

Учебные часы

 

 

лекции

практические

Всего

1.

Современное состояние проблемы патологии речи и нейрореабилитации:

- отечественные и зарубежные достижения науки и практики;

- эпидемиология речевых расстройств у детей и взрослых

6

 

6

2.

Речевая функциональная система:

- неврологический аспект;

- нейролингвистический аспект

12

2

14

3.

Основные этапы созревания

речевой и других высших психических функций (ВПФ) ;

дифференциальные критерии

нормального и патологического развития

4

 

4

4.

Патология речи:

- нарушения речи у детей и взрослых органического и функционального генеза:

клиника, этиология, патогенез;

- локальные поражения мозга различной этиологии;

- классификация нарушений речи;

- нарушения неречевых ВПФ - гнозиса, праксиса, мышления, памяти, внимания;

- диагностика нарушений речевой и других ВПФ

16

2

18

5.

Терапия нарушений речи:

1. Основные принципы комплексной системы лечения и нейрореабилитации речевых расстройств (биологические, психологические, социальные разделы):

- медикаментозное лечение, включая ЛФК, массаж;

- восстановительное обучение:

понятие компенсации нарушений речи и других ВПФ; основные принципы восстановительного обучения больных с афазией и дизартрией;

- психокоррекция

- социально-психологическое направление работы

20

2

22

 

2. Коррекционное обучение:

- специфика коррекционного обучения при разных формах патологии речи у детей;

- предупреждение школьной неуспеваемости

 

 

 

 

3. Комплексная система терапии заикания:

- медико-педагогическое направление работы;

- психолого-педагогическое направление работы

 

 

 

6.

Компьютерные методы диагностики и восстановительного обучения

 

4

4

7.

Организационно-правовые вопросы

2

2

2

 

 

 

Всего

72 часа

 

2. Тема: "Патология речи у детей"

 

Содержание курса

Учебные часы

 

 

лекции

практические

Всего

1.

Речевая функция в норме:

- неврологический аспект; возрастные пороги созревания структур мозга;

- нейропсихологический и нейролингвистический аспекты речевого развития

10

2

12

2.

Патология речевой функции:

- этиология речевых расстройств у детей;

- классификация речевых расстройств;

- виды речевых нарушений: дислалия, задержки речевого  развития, общее недоразвитие речи (ОНР), дизграфия,

дислекция, алалия, дизартрия, афазия у детей;

- дифференциальная диагностика нарушений речи у детей

18

6

24

3.

Психопатология у детей с нарушениями речи:

клиника и терапия

6

4

10

4.

Комплексная терапия нарушений речи:

- медицинское направление;

- психолого-педагогическое направление;

- коррекционное обучение при разных формах патологии речи

12

14

26

                                                                                            Всего 72 часа

 

3. Тема: "Афазия и дизартрия"

 

Содержание курса

Учебные часы

 

 

лекции

практические

Всего

1.

Современные концепции проблемы патологии речи у взрослых

4

 

4

2.

Нарушения речи при локальных поражениях мозга:

1. Афазии:

- этиология;

- патогенез;

- классификация афазий:

нейропсихологическая;

нейролингвистическая ;

- клиника различных  форм афазии по нейропсихологической и

нейролингвистической  классификации;

30

22

52

 

2. Дизартрии:

- этиология;

- патогенез;

- клиника различных видов

 

 

 

3.

Комплексная нейрореабилитация:

- принципы комплексной нейрореабилитации;

- восстановительное обучение;

- медико-психологическое направление;

- модели специализированных учреждений

6

10

16

 

 

 

             Всего

72 часа

 

4. Тема: "Заикание"

 

Содержание курса

Учебные часы

 

 

лекции

практические

Всего

 

1.

Современное состояние проблемы: отечественные и зарубежные концепции заикания

4

 

4

 

2.

Этиология и патогенез заикания:

- физиологический и психофизиологический аспекты;

- неврологический аспект;

- психологический аспект

4

2

6

 

3.

Клиника заикания:

- виды заикания;

- типы судорог при заикании;

-возрастные особенности клиники заикания;

- критерии дифференциальной диагностики разных видов заикания

14

6

20

 

4.

 Логоневрозы:

 виды логоневрозов: заикание, афония (дисфония), мутизм, их этиология и патогенез;

- психиатрический, неврологический,

патопсихологический аспекты логоневрозов

6

2

8

 

 

 

 

 

 

 

5.

Межполушарная асимметрия мозга и проблема заикания

4

 

4

 

6.

Лечение заикания:

1. Медицинское направление.

2. Психологическое направление.

3. Логопедическое направление.

4. Комплексная система лечения заикания:

- логопедическая работа;

- психотерапия: рациональная, суггестивные методы, групповая психотерапия;

- социально-психологическя работа;

- экспертная оценка результатов работы

14

12

26

 

7.

Организация логопедической помощи

2

2

4

 

                                                                                       Всего 72 часа

 

5. Тема: "Дизграфии и дислексии"

 

Содержание курса

Учебные часы

 

 

лекции

практические

Всего

1.

Специфика грамотной речи (лингвистический и нейролингвистический аспекты):

- психологическая структура письма и чтения;

- виды письменности;

- роль различных по иерархии уровней  мозга в организации письменной речи

10

 

10

2.

Проблема обучения грамоте:

12

4

16

 

- возрастные параметры усвоения грамоты;

- критерии готовности к обучению чтения и письму;

- трудности обучения грамоте детей с патологией речи и других высших психических функций

 

 

 

3.

Нарушения письменной речи:

дизграфии и дислексии (первичные и системные нарушения письма и чтения);

- виды дисграфий и дислексий;

- нарушения письменной речи у детей с врожденными дефектами ЦНС (глухота, слепота, умственная отсталость) ;

- дифференциальная диагностика дизграфий и дислексий:

методы обследования и качественный анализ результатов;

- лингвистический анализ структуры дефекта письменной речи;

патогенетические механизмы различных форм дислексии и дизграфии

10

14

24

4.

Коррекционная работа по преодолению дизграфии и дислексии:

-  методы работы при оптической дизграфии и дислексии;

- методы работы при фонологической дизграфии и дислексии;

- методы работы при "орфографической" дизграфии и дислексии;

- методы коррекции почерка

12

10

22

                                                                                                   Всего 72 часа

 

6. Тема: "Основы нейропсихологии и нейролингвистики"

 

Содержание курса

Учебные часы

 

 

лекции

практические

Всего

1.

Современное состояние нейропсихологии

4

 

4

2.

Учение А.Р.Лурии о высших психических функциях (ВПФ):

- различные виды ВПФ и их психологическая структура;

- динамическая локализация ВПФ

4

4

8

3.

Диагностика нарушений речевой и других ВПФ:

- принципы факторного анализа структуры дефекта;

- методы диагностики;

- топическая диагностика;

- дифференциальные критерии диагностики нарушений речевой и других ВПФ у детей и взрослых

10

8

18

4.

Межполушарная асимметрия мозга:

- понятие доминантности и субдоминантности полушарий;

- компенсация нарушений ВПФ и проблема леворукости (амбидекстрии) ;

- варианты речевого развития в зависимости от индивидуальных различий мозговой организации ВПФ

8

2

10

5.

Нейропсихологический и нейролингвистический аспекты восстановительного обучения:

-  принципы системного анализа структуры дефекта;

- патогенетический подход к составлению программы восстановительного обучения;

- индивидуальные особенности восстановления ВПФ;

18

10

28

 

- принципы и методы логотерапии

 

 

 

6.

Организация работы нейропсихолога в системе комплексной специализированной помощи больным с нарушениями ВПФ

2

2

4

                                                                                    Всего 72 часа

 

 

Руководитель Департамента научных и

образовательных медицинских учреждений

В.И.Сергиенко 

Автор: 

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7