Программа подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации (Приложение 9 к Приказу Минздрава РФ от 28.12.1998 №383)
Приложение 9
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28.12.98 N 383
ПРОГРАММА
подготовки на курсах тематического усовершенствования
специалистов по патологии речи и нейрореабилитации
1. Введение
Неуклонный рост числа взрослых с патологией речи сосудистого и травматического генеза, а также детей с аномалиями развития, и в первую очередь речевого, ставит вопрос оказания специализированной помощи в один ряд с важнейшими проблемами здравоохранения и образования. Дети с патологией речи (задержки речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, алалии, дислалии, трудности обучения грамоте - дизграфии и дислексии), а также взрослые больные с афазией, дизартрией, логоневрозами составляют значительный процент популяции. Данные контингенты больных нуждаются, как правило, в комплексном лечении и реабилитации с широким использованием современных достижений науки и практики. Такой подход предполагает не только наличие у специалистов, принимающих участие в лечебно-реабилитационном процессе высокого профессионализма, но также достаточную их ориентацию в смежных областях знания. Между тем, существующая система их подготовки практически не способа обеспечить потребности учреждений здравоохранения и образования в квалифицированных кадрах. Дефектологи не получают в вузах достаточного объема и качества знаний по психологии, нейропсихологии, основами неврологии, психиатрии и др. Психологи, в свою очередь, мало ориентированы в вопросах специальной педагогики, врачи практически не знакомы с основами нейропсихологии и дефектологии.
Такое положение является следствием обучения специалистов в отрыве от клинической базы, дающей возможность получать знания применительно к конкретным видам патологии речи и на практике освоить методы терапии и реабилитации пациентов. Обеспеченность квалифицированными специалистами лечебно-профилактических и образовательных учреждений в стране крайне недостаточна, что также приводит к невозможности оказания своевременной и эффективной помощи указанному контингенту детей и взрослых в требуемом объеме.
Стихийное проведение разного рода курсов, семинаров, а также "институтов", дающих лишь фрагментарные знания в области патологии печи, только усложняет создавшееся положение. Подобный способ решения проблем подготовки кадров заключает в себе реальную опасность, так как зачастую ведет к дискредитации профессии.
Решением проблемы должна стать система организации процесса последипломного обучения в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу, где специалисты разного профиля получают современные сведения из разных областей знания, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне.
Полипрофессиональный подход к проблеме последипломного образования требует наличия скоординированной программы, сочетающей в себе современные достижения науки и практики с оптимальной методологией преподавания.
2. Основные принципы повышения квалификации специалистов,
работающих в области патологии речи
Система повышения квалификации в области патологии речи и нейрореабилитации сочетает в себе современные теоретические, практические, клинические и экспериментальные разделы, обеспечивающие медико-психолого-педагогическую основу для представления об общих и частных проблемах патологии речи и других высших психических функций человека.
Учебный процесс направлен на развитие творческой активности обучающихся. Форма обучения является как очной, так и очно-заочной.
Учебные программы направлены на:
- активное усвоение теоретических знаний и теоретико-методологических принципов;
- ориентацию в смежных областях знания;
- овладение навыками и приемами диагностики, коррекционной и восстановительной работы с различными контингентами детей и взрослых;
- выработку умения работать с литературой, а также способности к самостоятельному анализу материала, используя опыт собственной работы и проверяя результаты в виде контрольных работ;
- овладение принципами этики и деонтологии;
- овладение основными принципами установления контакта с детьми, взрослыми больными и их родственниками;
- освоение принципов и методов социальной работы с больными и их родственниками;
- адекватное понимание границ профессиональной компетенции, принципов профессионального взаимодействия с врачами и другими специалистами (психологами, педагогами и др.).
3. Общая структура повышения квалификации специалистов
и основные методические приемы, рекомендуемые при обучении
Последипломная подготовка проводится в три этапа: 1) повышение квалификации специалистов по общим проблемам патологии речи и нейрореабилитации; 2) специализация дефектологов: психологов и врачей в частной речевой патологии; 3) получение дополнительной квалификации в области нейропсихологии (для дефектологов и психологов).
В процессе обучения используются лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, клинические разборы, стажировка на рабочем месте, работа с супервизором.
Учебный материал рассчитан на освещение современных отечественных и зарубежных научных достижений в области патологии речи и нейрореабилитации, а также усвоение новых методов и конкретных приемов практической работы с детьми и взрослыми.
По прохождении всего курса подготовки выдается сертификат, который необходимо подтверждать каждые три года.
4. Образовательный минимум последипломной
подготовки специалистов
Общая продолжительность обучения, включая стажировку, 590 часов (440 часов аудиторного курса и 150 часов на рабочем месте).
Аудиторный курс обучения состоит из 6 циклов (продолжительностью 72 часа каждый):
1. Современные проблемы патологии речи и нейрореабилитации.
2. Патология речи у детей.
3. Афазии и дизартрии.
4. Заикание.
5. Дизграфии и дислексии.
6. Основы нейропсихологии и нейролингвистики.
Первый цикл является базовым, необходимым для овладения знаниями на других специальных циклах.
5. Обоснование содержания циклов повышения квалификации
Тема первого цикла "Современные проблемы в области патологии речи и нейрореабилитации" обусловлена необходимостью повышения знаний специалистов в концептуальных, методологических, методических и организационных вопросах.
Патология речи у детей выделяется в отдельный цикл, что связано не только с ее спецификой, но и постоянно растущей численностью страдающих ею детей с задержкой психического развития.
В цикле "Афазии и дизартрии" особое внимание уделяется тем видам речевой патологии, которые проявляются в рамках тяжелых заболеваний центральной нервной системы. Этот цикл рассчитан в основном на специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения. Рассматриваются неврологический, нейропсихологический, нейролингвистический аспекты речевой деятельности и ее нарушений. Подробно освещаются вопросы мозговой реализации речевой функции и патогенетические механизмы ее нарушения при разных формах афазии и дизартрии.
Распространенностью такого вида речевой патологии как логоневрозы, и прежде всего заикание, обусловлено включение в программу повышения квалификации цикла "Заикание". В нем значительная роль отводится не только изучению вопросов этиологии, клиники и патогенеза речевого дефекта, но и психиатрическому и психотерапевтическому аспекту проблемы.
Выделение дизграфий и дислексий в отдельный цикл связано с тем, что обучение грамоте является одной из главных социальных задач. Педагоги, включая дефектологов, часто пытаются решить этот вопрос своими силами, без использования современных достижений в области неврологии, психиатрии, нейропсихологии, нейролингвистики, возрастной психологии других дисциплин. Кроме того, изменение возрастных порогов речевого развития, а именно готовность все большего числа детей 4-5-летнего возраста к обучению грамоте, и вместе с тем отсутствие этой готовности у части нормально развивающихся детей, требует специфических методов диагностики и педагогической работы, учитывающих психологию раннего детского возраста.
Наконец, цикл "Основы нейропсихологии и нейролингвистики" включен в программу в связи с целесообразностью расширения профессиональной компетенции специалиста, который, овладев методикой нейропсихологической и нейролингвистической диагностики, проводил бы наблюдение за восстановлением больного в динамике. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствие необходимого числа нейропсихологов приводит к неточностям в диагностике при нарушении речевой и других высших психических функций и не дает возможности объективизировать результаты реабилитации. В связи с этим ознакомление дефектологов и врачей с методами и приемами нейропсихологической диагностики является необходимым звеном в системе повышения квалификации специалистов.
6. Циклы повышения квалификации
Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации, заключается в том, что они обеспечивают специализированную помощь населению как в области здравоохранения, так и образования. Это требует наличия высококвалифицированного преподавательского состава, всецело владеющей проблемой.
Необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм речевых расстройств, а также нарушений других высших психических функций. В связи с этим в программе подготовки отражены новые взгляды и методы, получившие признание в отечественной и международной практике патологии речи и нейрореабилитации.
1. Тема: "Современные проблемы науки и практики в области патологии речи и нейрореабилитации"
|
Содержание курса |
Учебные часы |
||
|
|
лекции |
практические |
Всего |
1. |
Современное состояние проблемы патологии речи и нейрореабилитации: - отечественные и зарубежные достижения науки и практики; - эпидемиология речевых расстройств у детей и взрослых |
6 |
|
6 |
2. |
Речевая функциональная система: - неврологический аспект; - нейролингвистический аспект |
12 |
2 |
14 |
3. |
Основные этапы созревания речевой и других высших психических функций (ВПФ) ; дифференциальные критерии нормального и патологического развития |
4 |
|
4 |
4. |
Патология речи: - нарушения речи у детей и взрослых органического и функционального генеза: клиника, этиология, патогенез; - локальные поражения мозга различной этиологии; - классификация нарушений речи; - нарушения неречевых ВПФ - гнозиса, праксиса, мышления, памяти, внимания; - диагностика нарушений речевой и других ВПФ |
16 |
2 |
18 |
5. |
Терапия нарушений речи: 1. Основные принципы комплексной системы лечения и нейрореабилитации речевых расстройств (биологические, психологические, социальные разделы): - медикаментозное лечение, включая ЛФК, массаж; - восстановительное обучение: понятие компенсации нарушений речи и других ВПФ; основные принципы восстановительного обучения больных с афазией и дизартрией; - психокоррекция - социально-психологическое направление работы |
20 |
2 |
22 |
|
2. Коррекционное обучение: - специфика коррекционного обучения при разных формах патологии речи у детей; - предупреждение школьной неуспеваемости |
|
|
|
|
3. Комплексная система терапии заикания: - медико-педагогическое направление работы; - психолого-педагогическое направление работы |
|
|
|
6. |
Компьютерные методы диагностики и восстановительного обучения |
|
4 |
4 |
7. |
Организационно-правовые вопросы |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
Всего |
72 часа |
2. Тема: "Патология речи у детей"
|
Содержание курса |
Учебные часы |
||
|
|
лекции |
практические |
Всего |
1. |
Речевая функция в норме: - неврологический аспект; возрастные пороги созревания структур мозга; - нейропсихологический и нейролингвистический аспекты речевого развития |
10 |
2 |
12 |
2. |
Патология речевой функции: - этиология речевых расстройств у детей; - классификация речевых расстройств; - виды речевых нарушений: дислалия, задержки речевого развития, общее недоразвитие речи (ОНР), дизграфия, дислекция, алалия, дизартрия, афазия у детей; - дифференциальная диагностика нарушений речи у детей |
18 |
6 |
24 |
3. |
Психопатология у детей с нарушениями речи: клиника и терапия |
6 |
4 |
10 |
4. |
Комплексная терапия нарушений речи: - медицинское направление; - психолого-педагогическое направление; - коррекционное обучение при разных формах патологии речи |
12 |
14 |
26 |
Всего 72 часа
3. Тема: "Афазия и дизартрия"
|
Содержание курса |
Учебные часы |
||
|
|
лекции |
практические |
Всего |
1. |
Современные концепции проблемы патологии речи у взрослых |
4 |
|
4 |
2. |
Нарушения речи при локальных поражениях мозга: 1. Афазии: - этиология; - патогенез; - классификация афазий: нейропсихологическая; нейролингвистическая ; - клиника различных форм афазии по нейропсихологической и нейролингвистической классификации; |
30 |
22 |
52 |
|
2. Дизартрии: - этиология; - патогенез; - клиника различных видов |
|
|
|
3. |
Комплексная нейрореабилитация: - принципы комплексной нейрореабилитации; - восстановительное обучение; - медико-психологическое направление; - модели специализированных учреждений |
6 |
10 |
16 |
|
|
|
Всего |
72 часа |
4. Тема: "Заикание"
|
Содержание курса |
Учебные часы |
|||
|
|
лекции |
практические |
Всего |
|
1. |
Современное состояние проблемы: отечественные и зарубежные концепции заикания |
4 |
|
4 |
|
2. |
Этиология и патогенез заикания: - физиологический и психофизиологический аспекты; - неврологический аспект; - психологический аспект |
4 |
2 |
6 |
|
3. |
Клиника заикания: - виды заикания; - типы судорог при заикании; -возрастные особенности клиники заикания; - критерии дифференциальной диагностики разных видов заикания |
14 |
6 |
20 |
|
4. |
Логоневрозы: виды логоневрозов: заикание, афония (дисфония), мутизм, их этиология и патогенез; - психиатрический, неврологический, патопсихологический аспекты логоневрозов |
6 |
2 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Межполушарная асимметрия мозга и проблема заикания |
4 |
|
4 |
|
6. |
Лечение заикания: 1. Медицинское направление. 2. Психологическое направление. 3. Логопедическое направление. 4. Комплексная система лечения заикания: - логопедическая работа; - психотерапия: рациональная, суггестивные методы, групповая психотерапия; - социально-психологическя работа; - экспертная оценка результатов работы |
14 |
12 |
26 |
|
7. |
Организация логопедической помощи |
2 |
2 |
4 |
|
Всего 72 часа
5. Тема: "Дизграфии и дислексии"
|
Содержание курса |
Учебные часы |
||
|
|
лекции |
практические |
Всего |
1. |
Специфика грамотной речи (лингвистический и нейролингвистический аспекты): - психологическая структура письма и чтения; - виды письменности; - роль различных по иерархии уровней мозга в организации письменной речи |
10 |
|
10 |
2. |
Проблема обучения грамоте: |
12 |
4 |
16 |
|
- возрастные параметры усвоения грамоты; - критерии готовности к обучению чтения и письму; - трудности обучения грамоте детей с патологией речи и других высших психических функций |
|
|
|
3. |
Нарушения письменной речи: дизграфии и дислексии (первичные и системные нарушения письма и чтения); - виды дисграфий и дислексий; - нарушения письменной речи у детей с врожденными дефектами ЦНС (глухота, слепота, умственная отсталость) ; - дифференциальная диагностика дизграфий и дислексий: методы обследования и качественный анализ результатов; - лингвистический анализ структуры дефекта письменной речи; патогенетические механизмы различных форм дислексии и дизграфии |
10 |
14 |
24 |
4. |
Коррекционная работа по преодолению дизграфии и дислексии: - методы работы при оптической дизграфии и дислексии; - методы работы при фонологической дизграфии и дислексии; - методы работы при "орфографической" дизграфии и дислексии; - методы коррекции почерка |
12 |
10 |
22 |
Всего 72 часа
6. Тема: "Основы нейропсихологии и нейролингвистики"
|
Содержание курса |
Учебные часы |
||
|
|
лекции |
практические |
Всего |
1. |
Современное состояние нейропсихологии |
4 |
|
4 |
2. |
Учение А.Р.Лурии о высших психических функциях (ВПФ): - различные виды ВПФ и их психологическая структура; - динамическая локализация ВПФ |
4 |
4 |
8 |
3. |
Диагностика нарушений речевой и других ВПФ: - принципы факторного анализа структуры дефекта; - методы диагностики; - топическая диагностика; - дифференциальные критерии диагностики нарушений речевой и других ВПФ у детей и взрослых |
10 |
8 |
18 |
4. |
Межполушарная асимметрия мозга: - понятие доминантности и субдоминантности полушарий; - компенсация нарушений ВПФ и проблема леворукости (амбидекстрии) ; - варианты речевого развития в зависимости от индивидуальных различий мозговой организации ВПФ |
8 |
2 |
10 |
5. |
Нейропсихологический и нейролингвистический аспекты восстановительного обучения: - принципы системного анализа структуры дефекта; - патогенетический подход к составлению программы восстановительного обучения; - индивидуальные особенности восстановления ВПФ; |
18 |
10 |
28 |
|
- принципы и методы логотерапии |
|
|
|
6. |
Организация работы нейропсихолога в системе комплексной специализированной помощи больным с нарушениями ВПФ |
2 |
2 |
4 |
Всего 72 часа
Руководитель Департамента научных и
образовательных медицинских учреждений
В.И.Сергиенко