Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Китае

Главная > Инклюзия > Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Китае

Что касается инклюзивного образования, в Китае оно зародилось не самостоятельно, а пришло с Запада, возникло в результате столкновения и интеграции культур. Этот вид образования укоренился в уникальной культуре Китая, переступая традиционное образование, и постепенно в Китае зародилась теория инклюзивного образования.

Все знакомы с конфуцианская культурой, как известно, она богата по содержанию и разнообразию.  Теории конфуцианства и инклюзивное образование противоречивы, но такие ключевые понятия в Конфуцианстве, как доброжелательность, справедливость и человечность могут заложить культурный фундамент для развития инклюзивного образования. Вслед за тенденцией развития специального образования за рубежом и потребностями Китая, начиная с конца 80-х годов 20 века китайское правительство способствовало обучению детей-инвалидов в обычных школах. Одной из важных мер по развитию специального образования было создание ряда документов в законодательной базе, а такая практика была определена как одна из основных форм специального образования. Благодаря признанию и поддержке правительства, за последние 20 лет было проведено множество экспериментов по обучению детей-инвалидов в обычных классах по всей стране, и эта практика получила быстрое распространение.

Вот пример инновационного пути введения иклюзивного образования в Китае. В провинции Хэйлунцзян детям с ограниченными возможностями, чтобы поддержать их уверенность в себе и участие в общественной жизни на общих правах, Министерство образования города Хайлунь с 1993 года стартовало независимый образовательный экспериментальный проект девятилетней образовательной программы. Министерство образования города Хайлунь разработало «Образовательную экспериментальную программу распределения детей с нарушениями слуха, закончивших начальную школу», призванную прежде всего соединить начальную и среднюю школу.  

Министерство образования города занимается образованием детей с нарушениями слуха на начальном и среднем уровне методом отбора в интегрированных пятилетних группах.  В случаях, когда у учеников в интегрированных группах возраст ещё маленький, нарушения слуха достаточно слабые, а результаты высокие, после окончания начальной школы можно сразу продолжать обучение в средней школе, получая четырёхлетнее обязательное среднее образование. Напротив, в случаях, когда возраст достаточно большой, слуховые нарушения сильные, и человек не хочет учиться в интегрированной группе, он получает специальное обучение в Центре специального образования с упором на профессионально-техническое образование, также в небольшом объёме изучая культуру, в итоге заканчивая программу девятилетнего обязательное образования.

Каждый год до окончания начальной школы, сотрудники Министерства образования организовывают всестороннее исследование успеваемости выпускающихся детей с нарушениями слуха, учитывая мнения детей и их родителей, распределяя таким образом детей по направлениям подготовки после окончания начальной школы.  После распределения аудио-визуальные и текстовые архивные материалы передаются принимающей средней школе, куратор группы начальной школы передаёт всестороннюю информацию по обучению и жизнедеятельности куратору группы в средней школе, таким образом обеспечивается получение обязательного девятилетнего образования.

Что касается тех учеников с нарушениями слуха, которые сами хотят получить профессионально-техническое образование и ориентированы на развитие своих профессиональных навыков, привлекательность обучения в интегрированных группах можно повысить только так. Для того чтобы более полно предоставлять услуги специального образования, мы перепрофилировали муниципальные школы для глухих в центры специального образования, расширяя сферу их деятельности. В то же время, Министерство образования города также направляет свои усилия ​​на развитие профессиональной подготовки, объединяя интересы образования и промышленности, поэтому сочетание теории и практики, союз образования и производства помогает в реализации обучения детей с нарушениями слуха.

Развитие профессиональной подготовки позволило создать практическую базу для профессионально-технического образования, улучшить условия обучения, помочь студентам с нарушениями слуха завершить свои исследования, повысить жизнеспособность профессионально-технического образования и устойчивость развития обучения в интегрированных группах.

Что касается работы с преподавателями, для повышения профессионализма и преподавательской этики Министерство образования Тяньцзиня приняло ряд следующих мер: организовало курсы повышения квалификации по специальной педагогике для обычных преподавателей, ввело в педагогических учебных учреждениях такой предмет, как специальная педагогика, стартовало усиленное обучение студентов специальной педагогике, заложило основу для развития обучения в интегрированных группах.

Окружное министерство образования написало базовый учебный план для интегрированных групп, отобрало молодых талантливых учителей на курсы повышения квалификации по специальному образованию.Учителям интегрированных групп предоставляются льготы в обучении, количество детей с нарушениями слуха составляет до 1/5 от общего числа учеников, заработная плата учителей в группах для детей с ограниченными возможностями выше на 25% по сравнению с заработной платой учителей в обычных группах.

Чтобы мобилизовать учителей в интегрированных группах, Министерство образования запустило проекты «Надежда», «Десять, сто, тысяча, десять тысяч учителей» и другие, в которых ведётся учёт учителей, создаётся платформа для разработок, предоставляется возможность обмена опытом.

Между тем, для того, чтобы лучше выполнять функции специального школьного образования в интегрированных группах, необходимо придавать большое значение укреплению и развитию специального школьного образования. Поэтому в городах провинции Цзянсу, в районных, окружных государственных и образовательных административных ведомствах придают особое значение финансированию специальных школ.

В последние годы общий объем инвестиций в школы специального образования в провинции Цзянсу достиг 200 млн. юаней, условия в школах принципиально улучшились, проводятся курсы повышения квалификации для учителей, предоставляется средства, оборудование, материалы, услуги консультирования. Как в провинции, так и за её пределами регулярно проводятся научно-исследовательские конференции и выставочные мероприятия, что привело к устойчивому развитию работы интенрированных групп в обычной школе.

Несмотря на то, что интеграция и развитие инклюзивного образования в Китае проходит достаточно гладко, существует ещё много вопросов в его реализации. Система защиты, специальная подготовка кадров, поддержка специалистов, поддержка членов семей необходимы для реализации инклюзивного образования. Исследование показало, что самая большая проблема в дошкольном инклюзивном образовании это кадры, и несмотря на то, что учителя относятся к детям с пониманием, это понимание недостаточно.

С началом специального ухода за ребенком, работники дошкольных учебных учреждений и родители склонны больше хотеть отдать ребёнка в обычный детский сад, но исследования показали, что в обычных детских садах очень низкий процент детей с особыми потребностями, почти половина из обычных детских садов не предоставляют услуг для детей с особыми потребностями, и подавляющее большинство рядовых учителей детских садов не принимают во внимание потребностями детей, нуждающихся в специальном  подходе. Но если родители детей с особыми потребностями выбрают обычный детский сад, почти половина учителей такого детского сада проявляют готовность взять на воспитание детей с особыми потребностями, но надеются получить специальное образование и профессиональную подготовку.

Что касается вопросов специального дошкольного образования, большинство педагогов полагают, что оно должно быть обязательным для детей с особыми потребностями. Исследования показали, что для реализации программ интегрированного образования недостаток социальной и правовой поддержки, воспитателей дошкольных учреждений и сотрудничества между учреждениями специального и традиционного образования препятствует успеху интегрированного образования.

Подавляющее большинство из первой линии учителей считают себя несоответствующими требованиям дошкольного инклюзивного образования, а также не доверяют существующим образовательным ресурсам, и на сегодняшний день инклюзивное образование в Китае являяется довольно сложным процессом для реализации. Кроме того, в традиционной системе образования происходит процесс постоянного скрининга, отсеивая отстающих в жестокой конкуренции. Система образования сегодня не ломает эти рамки, многие из реформ образования скованы системой выпускных экзаменов, что только углубляет затруднительное положение учеников.

В последние годы в Китае против погони за баллами, для повышения качества образования наша нынешняя система образования по-прежнему ставит слишком большой акцент на конкурс и экзамены; принцип отбора по баллам является основным, справедливость отходит на второй план. При таком раскладе лишь малая часть из лучших студентов может получить возможность развития, большинством студентов же пренебрегают (нормальными детьми с низкой успеваемостью, не говоря уже о детях со специальными образовательными потребностями). Инклюзивное образование не только сосредоточено на развитии детей в академической области, но также призвано выявлять личные качества детей, их способности к социальному взаимодействию, регулировать эмоциональное состояние, способствует достижению равенства в области образования, социальной справедливости в конечной цели. Инклюзивное образование нуждается в среде равноправия, когда все студенты имеют возможность получать образование. Наша текущая ориентированность школьных программ на получение учениками максимально высоких баллов на выпускных экзаменах еще далеко не соответствеут целям  интегрированного образования и зачастую является простой формальностью.

Поэтому, если такая подготовка по принципу получения максимальных баллов не поменяется и не будут созданы более гибкие механизмы оценки в инклюзивном образовании, равенство студентов и возможность получить соответствующее образование в обычных школах в реализации интегрированного образования останется лишь перспективным планом далёкого будущего.

Качественно исполнить призвание инклюзивного образрвания - это не только позволить детям с особыми образовательными потребностями "войти" в процесс обучения, но и остаться там, более того, учиться с хорошими результатами. В любой учебной программе специального образования сказано: индивидуальный подход, учёт индивидуальных потребностей в коллективном обучении, индивидуальное консультирование, партнерское обучение, ступенчатое обучение и другие методы преподавания способствуют развитию учеников с особыми потребностями. В то же время, необходимо разрабатывать программы повышения квалификации учителей, и каждый учитель интенрировнных групп начальной школы должен разрабатывать, реализовывать и оценивать учебный план.

В целях удовлетворения особых потребностей учеников интенрировнных групп должны создаваться специальные классы, появляться ресурсы образования. Ресурсы образования – это не только оборудование, специальные пособия, книги и справочные материалы, а также штатные преподаватели.

Консультирование преподавателей и учителей по всем предметам в тесной координации на основе индивидуальных планов обучения, консультирование студентов поможет компенсировать физические и психические недостатки и создать условия для использования потенциала студентов. В то же время необъодимо оказывать методическую поддержку в области специального образования родителям и обычным учителям. Должны предоставляться особые образовательные ресурсы, услуги и поддержка для студентов с особыми потребностями в образовании, что послужит гарантией содействия всестороннему развитию специальных студентов.

Верим, что совместными усилиями правительства, школ, родителей, детей, качество инклюзивного образования в Китае будет стабильно повышаться!

 

Автор: 
Чэнь Сяосяо Восточно-китайский педагогический университет г. Шанхай, Республика Китай Г. Макеева Московский государственный обласной университет, г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7