Применение метода проектов в инклюзивном образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Главная > Инклюзия > Применение метода проектов в инклюзивном образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В свете современных тенденций инклюзивного образования в России и  тенденций развития образования в общем, стремления к достижению его преемственности на всех этапах, интенсификации информационного-коммуникативного пространства на первый план выступает необходимость выстраивания индивидуальной траектории образовательного процесса для каждого ребенка, поскольку, как только учитель начинает учитывать в планировании и реализации своей деятельности индивидуальные особенности  каждого ребенка, все дети становятся «особыми».

Автор статьи работает учителем иностранного языка в средней образовательной школе, которая является участником программы инклюзивного образования в ЦАО. Имея за плечами небольшой, но плодотворный опыт работы с детьми с ОВЗ, прекрасную техническую школьную базу, я разработала курс проектной деятельности на уроках иностранного языка для начальной школы с максимально возможным учетом всех условий для создания доступной образовательной среды детей с ОВЗ, обучающихся в нашей школе. «Доступной» значит здесь полностью интегрированной. Другой особенностью программы является ее сугубая ориентация на открытость и возможность привлечения всех участников образовательного процесса, что особенно важного для школ с инклюзивным компонентом.

Программа внеурочной деятельности «Творим и исследуем, играем и планируем на английском» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников согласно ФГОС второго поколения. В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:  непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;  развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования; системная организация управления учебно-воспитательным процессом. Программа «Творим и исследуем, играем и планируем на английском» реализуется в качестве программы организации внеурочной деятельности учащихся 2-4 классов в 2012-2013 учебном году в ГБОУ СОШ № 1323 г. Москвы с целью рефлективного анализа этой практики, описания ее реальной организационной модели и  последующей корректировки. В процессе реализации программы в группах, где учатся дети с ОВЗ, проходит информирование родителей о ходе реализации программы и постоянный мониторинг результативности форм деятельности.

 Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями базовой программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Тематический материал подбирается дифференцированно с учетом особенностей детей с ОВЗ в группе, данный фактор обосновывает и применения разных педагогических технологий.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само -регуляция. При условии применении технологии этапной реализации проекта ифасилитативного руководства деятельностью,результативность деятельности детей с ОВЗ очень высока.

Педагогическая целесообразность  данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования и развития у младших школьников коммуникативной, социальной, научной компетенций, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает  развитие  универсальных учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Мы обосновывает использования проектного метода в курсе «Творим и исследуем, играем и планируем на английском» следующим образом.Цели и задачи современного образования требуют от учителя иностранного языка постоянного творческого поиска и внедрения в педагогическую практику эффективных методик и образовательных технологий. Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новых информационно-коммуникативных технологий. Использование технологий, строящихся на опыте и творческом потенциале учащегося, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за рамки урочной деятельности.

Одним из эффективных методов, обеспечивающем личностно-ориентированное и деятельностное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически использует многие современные обучающие технологии, например такие, как опережающее обучение, обучение в сотрудничестве и другие. Проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, совместный труд, увидеть реальные результаты своего труда. Согласно ФГОС НОО проектные методы работы должны стать базисными для начальной школы, поскольку обеспечивают личностно-ориентированное обучение, являются базой для использования широкого ряда современных образовательных технологий, создают реальные практические ситуации сотрудничества, формируют коммуникативную компетенцию, открывают возможность международной коммуникации и сотрудничества.

Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, модератора, дополнительного источника информации, с точки зрения развития речевой и социальной компетенции учащихся меняются технологии корректирования учащихся, в сторону мониторинга, взаимной и само – коррекции.

В исследовательской литературе по инклюзивному обучению метод проектов оценивается как один из самых перспективных способов интегрированного и инклюзивного обучения. Задачей, стоявшей перед автором курса, было не только выбрать тот вид проектной деятельности, который имел бы преимущественно межпредметную и метапредметную направленность, полностью базировался на программе основного курса иностранного языка и был интегрирован с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствовал возрастным особенностям младшего школьника, но и был бы легко вариирован под потребности детей с ОВЗ без ущерба общему и индивидуальному конечному результату.Принимая во внимание психологические особенности развития детей младшего школьного возраста, в том числе ограниченный период концентрация внимания, находящиеся в становлении когнитивные, лингвистические, социальные, эмоциональные и физиологические факторы, как то продолжающееся развитие  языковой системы, способов коммуникации,  координации моторных умений и визуальной коррекции, в данной программе автор сознательно ограничил себя использованием лишь ряда проектов с определенными характеристиками, отвечающими  поставленным программой задачам.

Из всех видов проектной деятельности предпочтение было отдано групповому проекту, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы". Структура такого проекта показывает, что он предполагает в основном развитие метапредметных умений в познавательной и регулятивной области. В рамках начальной школы все иные типы проектов можно рассматривать как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.

Пока еще рано обсуждать конкретные результаты реализации программы, проводится постоянный мониторинг и диагностика, однако и автор курса и родители детей с ОВЗ, обучающихся в школе, рассчитывают на ее высокую результативность. В сегодняшней ситуации разработка подобных программ могла бы стать базой проектирования современной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Литература

1. ФГОС Второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. - М., 2011.

2. Инклюзивное образование в России. - М., 2011.

3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. - М., 2009.

4. Ромашина С.Я., Майер А.А.. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании. - М., 2010.

5. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 51-59.

 

Автор: 
Ю.М.Колерова, ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1323, г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7