Повышение эффективности подготовки логопеда к осуществлению профессиональной деятельности

Главная > Инклюзия > Повышение эффективности подготовки логопеда к осуществлению профессиональной деятельности

На современном этапе развития общества возник социальный заказ на подготовку педагогов-дефектологов, владеющих интегративными междисциплинарными знаниями об индивидуально-типологических различиях детей с нарушениями развития, способных на педагогическом уровне со знанием дела решать вопросы, связанные со своевременным выявлением проблем, их грамотной оценкой, обоснованным выбором стратегий и тактики необходимой помощи ребенку с нарушениями развития. В этом плане необходимо внимание к вопросам повышения эффективности профессиональной подготовки дефектолога, путем обновления содержания образования, усиления его качественной составляющей. Важной составляющей образовательной подсистемы становления специалиста являются вузовские технологии, которые определяются как "организационно-методический инструментарий педагогического процесса», способы реализации содержания обучения, систему форм, методов и средств обучения и др. (Б. Т. Лихачев). Инновационный подход к профессиональному образованию предполагает переориентацию всех его компонентов: целей и результатов обучения; содержания образования и технологий; его проектирование, организацию, мониторинг; изменение модели обучения и др. Эти изменения обусловлены постоянно нарастающим потоком информации, усвоение которой не может быть обеспечено традиционной системой обучения; низкой познавательной активностью студентов и д. Традиционная система подготовки предусматривает лекционные, семинарские, лабораторно-практические занятия, выполнение курсовых работ, системы практик и др. Изменения должны касаться, как всей системы профессиональной подготовки, так и отдельных ее составляющих.

Тем не менее, есть  еще достаточно много  нерешенных проблем.  С целью выявления эффективности данного подхода в обучении дефектологов и определения наиболее важных проблем, которые предстоит решить в самое ближайшее время, обратимся к анализу  существующей в настоящее время системы вузовского обучения.

В настоящее время подготовка  логопедов осуществляется согласно  ФГОС ВПО  по направлению подготовки 050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Бакалавр по направлению подготовки - 050700 должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: 1. коррекционно-педагогическая;  2. диагностико-консультативная;  3. исследовательская; 4. культурно-просветительская.

Деятельность бакалавра  направлена на развитие, коррекцию, обучение и воспитание детей и лиц с нарушениями речи, как субъектов образовательного процесса.  Коррекционная деятельность, в силу специфического характера работы специальных учреждений,  признается одной из ведущих, организация которой способствует   более успешному решению проблемы  социальной адаптации детей с нарушениями речи  к условиям окружающей среды и включения их в самостоятельную жизнь в обществе.    Содержательная сторона готовности раскрывается через совокупность представленных в ФГОС  профессионального цикла  учебных дисциплин, изучение которых, в первую очередь,  направлено на формирование у студентов умения осуществлять коррекционную деятельность. Содержательный компонент готовности представлен совокупностью теоретических знаний  и практический умений по блокам изучаемых студентами учебных дисциплин. Наибольший интерес представляют  базовая и вариативные части, непосредственно  ориентированные на формирование готовности  бакалавра   к осуществлению различных видов деятельности, в том числе и коррекционной.

На разных этапах подготовки эта работа осуществляется своеобразно, в зависимости от содержания этапа обучения, структуры входящих в него учебных дисциплин,  содержательной направленности представленного учебного материала, особенностью  образовательно-коррекционных возможностей предмета и др.

 В связи  с переходом высшей школы на позиции, соответствующие Болонской системе,   ФГОС  о подготовке бакалавров – 050700 -  Специального (дефектологического) образования  определяет новые требования  к подготовке дефектолога. В разработанных учебных планах по профилю «Логопедия» обозначены новые подходы к определению стратегии подготовки специалиста, отвечающего требованиям современного общества. Так увеличена доля учебного времени на базовую часть профессиональной подготовки, где в качестве обязательного предусмотрено увеличение аудиторных видов занятий с преподавателем,  интенсивность которых усилена введением интерактива.  В  вариативной части подготовки предусматривается введение новых учебных дисциплин, соответствующих профилю подготовки бакалавра,  четко ориентированных на усиление практической  составляющей готовности к профессиональной деятельности.  Тем не менее, особо остро встают вопросы создания организационно-методической базы, которая нуждается в существенной переработке и обновлении в позиций современного общества. По-прежнему в центре внимания проблема межпредметных связей,  интерес к реализации интегративного  подхода и др.    

В ФГОС обозначен целый ряд компетенций,  требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. В рамках гуманитарного, социального и экономического цикла представлены дисциплины, повышающие общий уровень культуры, формирующие мировоззренческую позицию. Среди них особую значимость имеют «Основы речевой культуры дефектолога», «Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов», «Социология образования», «Логика», «Техника речи», «Культура письменной речи», «Информационные технологии в специальном образовании», «Основы генетики» и др.  Заметим, что здесь ярко обозначена  социальная и правовая  направленность специального образования, вопросы повышения речевой компетентности логопеда, что является инновационным по сравнению с традиционной подготовкой специалиста.

Определенные изменения представлены в цикле дисциплин  профессиональной подготовки   Формирование профессиональной  компетентности студента осуществляется  рамках базовой части   и основных модулей  профессионального цикла.   “Ядро” психолого-педагогической подготовки представлено дисциплинами Базовой части Профессионального цикла: «Психология (общая), «Психология (возрастная, педагогическая)», «Педагогика», «Специальная педагогика», «Специальная психология»,  Модуль «Медико-биологические основы дефектологии».  Эта часть ФГОС относится к общепрофессиональной подготовке дефектолога.  Традиционно основу дисциплин общего и специального назначения составляют знания о закономерностях психического развития нормального и ребенка с нарушениями,  о патогенетических механизмах нарушенного развития, принципах и методах обучения и воспитания, о путях научной организации учебно-воспитательного процесса, о проблемном ребенке, как объекте и субъекте воспитания и др. Долгое время эти направления, при декларации тесной связи между ними существовали, как бы раздельно и читались преподавателями разных кафедр (общей и специальной). При этом наблюдалась разноплановость в чтении курсов,  излишнее дублирование отдельных вопросов, содержание дисциплин общего плана было недостаточно сориентировано на специфические особенности детей с нарушениями развития.  Взаимосвязи носили формальный характер, а степень реализации общих  установок применительно к  особенностям их психофизического развития, чаще лишь провозглашалась.

  В ФГОС эта часть подготовки бакалавра  усилена за счет введения нового модуля «Филологические основы дефектологического образования».  Введение дисциплины «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях»  усиливает специальную педагогическую направленность. Вариативная часть подготовки представлена рядом модулей: «Логопедия», «Логопедические технологии», «Логопедические  практикумы», «Методики обучения детей  с нарушениями речи»  представлена основательно, в строгой логической системе, с тенденцией усиления теоретической и, особенно, практической  направленности.  

   Введение в ФГОС интегральных курсов, объединяющих в себе общие и специальные аспекты, в определенной степени уменьшает  отмеченные выше недостатки,  а значит и позволяет более плодотворно решать вопросы, связанные с подготовкой будущих логопедов к реализации профессиональной деятельности.  С позиций  вышеобозначенного подхода появилась реальная возможность более пристально рассматривать вопросы, касающиеся обучения, воспитания, коррекции детей с нарушениями речи в сравнительном плане с нормально развивающимися детьми и детьми с другие видами нарушений. Это поднимает на совершенно новый уровень решение проблемы готовности будущих  логопедов  к осуществлению  коррекционной деятельности, поскольку по-новому осознаются вопросы стратегии и тактики осуществления коррекционного воздействия. В целом, у студентов более целенаправленно формируется системное видение клинико-психолого-педагогических проблем, системы коррекционно-логопедического воздействия.

Усиление специальной психолого-педагогической составляющей явно выражено в других модулях: «Логопедия», «Логопедические технологии», «Вариативная часть». В новых ФГОС  предусмотрено увеличение доли учебных предметов, повышающих общую и речевую культуру студента, как в базовой, так и профессиональной  части. В связи с этим необходимо  обратить внимание на реализацию данной задачи применительно к организационно-содержательной стороне подготовки будущего логопеда.  Для повышения эффективности  формирования профессиональной готовности необходимо установление системы межпредметных связей, как в плане содержательного, так и технологического (инструментального) компонентов.

В целях совершенствования существующей системы подготовки дефектолога, обладающего системным видением коррекционно-образовательного процесса и умениями его реализовывать с учетом запросов практики, необходимо упрочение методологических позиций теоретической и практической составляющих готовности, выстраивания в единую логическую цепочку  умений прогнозирования и осуществления коррекционной деятельности, наполнения их конкретным содержанием в рамках отдельных дефектологических специальностей. Обобщенное умение педагогически  мыслить и действовать в рамках коррекционной деятельности должно быть адаптировано к содержательной стороне подготовки, конкретизировано с учетом направленности коррекционной деятельности (коррекционно-образовательной, коррекционно-психологической, логопедической) и др. Решение этих вопросов в теоретическом и практическом планах  будет содействовать повышению качественной стороны подготовки высококвалифицированных дефектологов (логопедов), способных грамотно осуществлять коррекционно-образовательную деятельность в современных условиях развития общества.

Тем не менее,  разрешения требует целый ряд проблем, одной из которых является определение направленности интегративных курсов, выявление принципов их построения, решение вопросов, касающихся содержания данных курсов,  логики их изучения,  трансформации интегрируемых  областей научного знания в практику обучения. В процессе разработки и введения в существующую практику вузовского обучения курсов интегральной направленности появляется реальная возможность более целенаправленно осуществлять подготовку логопедов реализации коррекционного воздействия.

 

 

Автор: 
Е. И. Разуван НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7