Постановка звука (Л)
Прежде всего попробуйте вызвать произнесение Л по подражанию, используя зеркало. Если такая попытка окажется безрезультатной, приступайте к следующим упражнениям:
1. Предложить ребенку выполнить упражнение « Наказать непослушный язычок» ,а затем слегка прикусить язык зубами. Язык неподвижен и расслаблен.
- Язычок лежит, как блинчик на тарелке! Теперь откройте рот, а язык пусть лежит по – прежнему. Так. Закрой рот. Пусть ребенок сделает это упражнение несколько раз подряд перед зеркалом.
2. Предложить ребенку в момент, когда он отпускает язык после прикусывания, произнести звук а. Получается звук, близкий к звучанию л. Это упражнение следует повторять перед зеркалом все быстрее и быстрее, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука а. По мере наращивания темпа сначала слышатся слоги - ал, ал, ал,
а затем -ла, ла, ла.
3. Следующий этап предполагает перевод языка в нормальное для звука л положение. Попросите ребенка поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги – лы, лы, лы. Суть этого упражнения в том, что в сочетании со звуком ы звук л слышится более отчетливо.
Если таким образом не будет достигнуто точное звучание л, можно применить другой, а именно:
1. Предложить ребенку вытянуть губы вперед и, длительно произнося звук - у, просунуть кончик языка между вытянутыми губами (получится звук, близкий к л). В этот момент следует пальцами раздвинуть губы ребенка, обнажив зубы - это приведет к произнесению чистого звука л (при межзубном положении кончика языка).
………………………
После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги – ли, ли, ли, обращая внимание ребенка на то, что рот приоткрыт в улыбке, видны верхние и нижние зубы, а кончик слегка напряженного языка ощутимо стучит в бугорки за верхними зубами.