Подготовка специалистов в вузе к психологической практике по адаптации личности к новым социальным условиям

Главная > Инклюзия > Подготовка специалистов в вузе к психологической практике по адаптации личности к новым социальным условиям

В последнее время современный мир пришел к осознанию, что это имеет место быть и в обществе создаются условия равных возможностей для инклюзивных людей, которым необходима поддержка, помощь, образование и многое другое, чего они лишены. Для них социально-психологическая адаптация приобретает особое значение. Влияние болезней, стресса, связанные с информационной перегрузкой и дезориентацией личности, усиливает тенденцию к дезадаптации и создает условия, когда привычные для людей простые методы адаптации становятся недееспособны. В таких условиях необходимы новые ориентиры для понимания процесса интеграции личности в социуме.

Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных  социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Термин "адаптация" возник в рамках физиологической науки и относился к процессу приспособления слухового или зрительного анализатора к действию раздражителя. В дальнейшем он распространился на более широкий круг явлений, характеризующих приспособление строения и функций организма к условиям внешней среды. Несколько десятилетий назад этот термин был заимствован социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной среды. У человека развитие психики включает ее высшую форму сознания, поэтому оно достигло такого уровня, что поведение и деятельность стали определяющим фактором его адаптации. Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует свою внешнюю среду, приспосабливая ее к своим потребностям. То, что значительную часть преобразований он осуществляет осознанно, отличает его от остальных представителей животного мира.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое определяется двояко:

  1. как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;
  2. процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

В целом процесс адаптации направлен на достижение подвижного равновесного состояния системы путем противодействия влияния внутренних и внешних факторов, нарушающих это равновесие. В узком специально-психологическом значении адаптация рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего студенческой или производственной. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами.

Социально-психологическая адаптация можно определить как приспособление к новой среде, включение в систему межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с какой-либо формальной и неформальной группой.

Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа воздействия с привычной средой. Ее можно представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать свое отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения.

В коллективе адаптация выступает как необходимое условие продуктивности социальной активности, а социальная активность не может существовать без адаптации личности в данной социальной среде. Умение быстро находить свое место в совместной деятельности, в новом коллективе, проявление своих способностей и интересов является основным условием для адаптации человека в новой по отношению к нему социальной среде.

Стадии процесса социально-психологической адаптации: ознакомление; ролевая ориентация; самоутверждение. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключается в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованными малыми группами, членом которых является индивид; во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду-сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек.

Одним из важнейших принципов теории социально-психологической адаптации личности мы считаем следующее утверждение: в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Можно предложить следующую - наиболее общую классификацию разновидностей социально-психологической адаптации личности: - нормальная адаптация; - девиантная или нонконформистская адаптация; - патологическая адаптация.

При исследовании роли психологических защит в адаптации личности в малой группе мы рассматривали нормальную адаптацию. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Нормальная социально-психологическая адаптация личности,  в свою очередь бывает двух видов:  защитная и незащитная.

Нормальной защитной адаптацией мы называем те действия личности, которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов (агрессии, рационализации, проекции, регрессии и т.д.), если эти механизмы не стали патологическими.

Незащитные адаптивные процессы отличаются тем, что начинаются в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятие рациональных решений. Они осуществляются без участия защитных механизмов,  т.е. с помощью незащитных адаптивных комплексов. Для достижения адаптированности в условиях возникновения нефрустрирующих проблемных ситуаций используются познавательные процессы личности, процессы целеобразования, групповые социально-психологические механизмы и решения задач, различные формы социальной уступчивости, процессы общения и обмена информации. Как видно из этого краткого перечня, незащитные адаптивные механизмы отличаются большим разнообразием, однако проведенную до сих пор работу по их систематизации и описанию (именно как адаптивных механизмов) следует считать недостаточной.

Поскольку многие реальные проблемные ситуации сложны и включают как фрустрирующие личность факторы, так и такие, которые вызывают к жизни незащитные адаптивные познавательные и эмоционально-волевые процессы, то можно выделить так же третий тип социально-психологической адаптации личности,  который мы называем смешанным или средним.  Смешанный, защитно-незащитный тип социально-психологической адаптации личности осуществляется в тех проблемных ситуациях, в которых она частично фрустрирована, но одновременно стоит перед конструктивными задачами, связанными с ее социальными ролями.

В качестве успешной социально-психологической адаптации личности в новых социокультурных условиях существования на групповом уровне будут выступать:

- удовлетворенность отношениями с новым окружением;

- позитивная социальная идентичность;

- позитивный образ "Мы" и позитивный образ "Они ";

- межгрупповая толерантность.

В качестве показателей успешной социально-психологической адаптации индивида на личностном уровне можно выделить:

- актуализация развитых потребностей в самоуважении и самоактулизации;

- удовлетворенность смыслом жизни;

- удовлетворенность профессиональной деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации;

- высокая активность, эмоциональная стабильность, интернальный локус контроля.

Эффективность психологической адаптации впрямую зависит от организации макросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или служебной сфере, затруднениях в построении неформального общения, нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии.

Для того чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувств, тревоги, стыда, вины, гнева индивид использует ту или иную психологическую защиту, которой он научился, и прибегает к её использованию неосознанно. Люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе "человек-среда", она активизирует адаптационные механизмы и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обусловливает включение и усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Основные защитные механизмы различаются по определенным параметрам:

- по степени обработки внутреннего конфликта;

- по способу искажения реальности;

- по степени количества энергии, затрачиваемой субъектом на поддержание того или иного механизма;

- по степени инфантильности (т.е. зависимости от предыдущей определенной стадии развития данного человека) и, наконец;

- по типу возможного душевного расстройства, возникающего вследствие прибегания к тому или иному защитному механизму.

В настоящее время защитные механизмы не столько классифицируются, сколько попросту включаются в одну группу по одному основному критерию: все они направлены против фрустраторов. Возможность выделения двух подгрупп этой группы психических механизмов появляется благодаря тому, что фрустраторы бывают внешними и внутренними (например, внешние и внутренние конфликты). По этому критерию различаются:

  1. защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов;
  2. защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов.

В целом и тип защиты, и интенсивность, длительность защитно-адаптивных процессов зависят от смысла фрустратора для личности, а индивидуализированное осмысление фрустраторов зависит от структуры мотивационной иерархии и уровня притязаний личности. Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:

-препятствие осознанию факторов, вызывающих тревогу;

-фиксация тревоги на определенных стимулах;

-снижение уровня побуждения, то есть обесценивания исходных потребностей концептуализации.

Важными факторами, улучшающими психологическую адаптацию в коллективах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения. В свою очередь, эффективная психологическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной деятельности.

Изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. Результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект.

С другой стороны, роль защитных механизмов адаптации человека к реальности имеет и положительную сторону, так как они являются в ряде случаев средством приспособления человека к чрезмерным требованиям реальности (или к чрезмерным внутренним требованиям человека к самому себе, что обычно является следствием критического, жесткого, нечувствительного отношения людей, окружавших ребенка в детстве). В случаях различных посттравматических состояний человека,  например,  после серьезной утраты (близкого человека, части своего тела, социальной роли, значимых отношений и т.д.), защитные механизмы нередко играют спасательную (на определенный период времени) роль.

 

Литература

1. Реан А.А. Психология адаптации личности , 2006г., с. 89 -103.

2. Фрейд А. Защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ–М», 2003г., с. 42-46.

 

 

Автор: 
С.В.Кошелева НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7