Подготовка специалистов социальной сферы к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Главная > Инклюзия > Подготовка специалистов социальной сферы к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Социальный заказ на подготовку специалистов социальной работы обусловлен глобальными социокультурными изменениями в обществе, а также кризисными проявлениями в жизненных ситуациях человека. Однако существует ряд противоречий между реальностями образовательного процесса и возрастающими требованиями к личности специалиста социальной работы, призванного разрешать трудные жизненные ситуации в ходе реализации различных видов деятельности (педагогической, правозащитной, коррекционной, мобилизационной, посреднической, управленческой, проектной). Подготовка будущих специалистов социальной работы к выполнению профессиональной деятельности в системе социальной защиты населения направлена на оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что предполагает выполнение многообразных видов деятельности. Сложность ее выполнения заключается в необходимости осуществления профессиональных функций и соответствующих им профессиональных ролей.

            Система социально-педагогической поддержки, в отличие от системы социального образования, рассчитана на детей, интегрированных в общеобразовательную среду, а также детей, не обучающихся в специальных учебных заведениях. Право на социально-педагогическую поддержку – право, которым обладает каждый ребенок, в силу различных причин оказавшийся в трудной жизненной ситуации, имеющий проблемы в обучении, отношениях, в здоровье.

            Можно выделить следующие основные категории детей, которых принято считать «оказавшимися в трудной жизненной ситуации»:

- дети- инвалиды;   - дети-сироты;   - дети-правонарушители;  - «дети группы риска».

            К сожалению, большой процент детей из этой категории попадает в так называемую «группу риска». Отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов, но фактически в силу различных причин, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере их права. Дети самостоятельно  не могут решить свои проблемы, зачастую даже не осознают сложность ситуации или не видят выхода из нее.

Наиболее часто встречаются следующие типы  жизненных ситуаций:

  1. Я и моя семья (отсутствие взаимопонимания в семье, конфликты с родственниками; ситуация ссор и конфликтов между родителями; забота и опека родителей, необходимость оправдывать их ожидания и т.д.)
  2. Я и знакомые взрослые (опасения быть уличенным в неблаговидном поступке, плохом поведении; неудовлетворенность оценкой и отношением взрослых; невозможность убедить, доказать что-либо взрослому человеку и т.д.)
  3. Я и группа сверстников (ситуация острого конфликта в значимой группе сверстников; препятствия при проявлении лидерских качеств в группе сверстников; принятие решения за группу сверстников, оправдание взятых на себя обязательств).
  4. Я и незнакомые мне обстоятельства, люди (знакомство с новыми людьми, приход в новое место, установление первого контакта с незнакомыми людьми, ситуация грубого обращения и поведения на улице и в общественном месте и т.д.).
  5. Я и отношение к себе (ситуация выбора при принятии очень важного решения; проблема преодоления собственных вредных привычек, отрицательных явлений; оценка собственных достоинств и недостатков и т.д.).
  6. Я и близкие друзья (конфликт с близким человеком, объективная оценка поступков друзей, необходимость расставания с друзьями, смена круга общения и т.д.).
  7. Я и интеллектуальная (учебная) деятельность (длительная учебная и интеллектуальная подготовка к выполнению какого-либо задания, невозможность понять и решить какую-либо интересную задачу, новый материал; участие в конкурсных проверках знаний и эрудиции и т.д.).

            К наиболее часто упоминаемым детьми ситуациям относятся типы ситуаций «Я и отношение к себе», «Я и моя семья», «Я и близкие друзья».

            Стоит обратить внимание на тот факт, что если не будет оказана своевременная квалифицированная помощь детям данной категории, то в будущем у них  может возникнуть ситуация «социальной исключенности». По мнению исследователей,  свыше 50% населения России – исключенные, то есть люди, вынужденные существовать на обочине жизни, не будучи включены в активные трудовые, социальные, политические, культурные процессы. Исключение нарастает вследствие интенсивных социально-экономических преобразований в обществе и приоритетно для экономической сферы и рынка труда, оно означает недостаточность ресурсов и перспектив для исключенных.

Анализ литературы показал, что в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, специалисты чаще всего применяют  современные методы индивидуальной, групповой психотерапии и психокоррекции относящиеся к: гуманистической психотерапии; рациональной психотерапии; групповой телесно-ориентированной психотерапии; индивидуальной и групповой гештальт-терапии; психодраме; сказка-терапии; арт-терапии. Кроме того, популярно ведение дневников самонаблюдения; написание сочинений на тему, предложенную специалистом; аутотренинг.

Основное место в работе с детьми в трудных жизненных ситуациях занимает групповая психокоррекция, в ходе которой снижается уровень тревоги и агрессивности. Кроме того, ценным приобретением ребенка в результате данной работы является выработка позитивных стратегий поведения, способствующих эффективному реагированию данного ребенка на трудные жизненные ситуации, которые могут произойти в будущем. Данное направление работы очень важно, так как, если дети, попав в безвыходную ситуацию, не хотят или не могут воспользоваться приемами самосохранения, тогда они зачастую прибегают к самопоражающим стратегиям – наркомании, алкоголизму, суицидам. Увеличение показателей саморазрушающих стратегий у детей в настоящее время свидетельствует о необходимости социально-психологической работы с детьми. Проблема детей, находящихся в трудной жизненной ситуации крайне актуальна и важна, и требует дальнейшего глубокого изучения.[3; с. 196-197]

            Важным моментом при подготовке специалистов социальной сферы к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, на наш взгляд, также является владение рефлексивными технологиями и знаниями в области экзистенциальной психологии.

  Существует несколько вариантов техник совладания с жизненными трудностями. Человек может преодолевать, избегать события или конструктивно совладать с ними. Он может полагаться на свои усилия, прибегать к помощи других или ждать, пока «все образуется само собой».Основными техниками являются: действия преобразующие, реконструирующие или устраняющие трудные ситуации; агрессивное вмешательство в сложные условия и их критика; противостояние негативным событиям; приспособление к сложности предметного мира; адаптация к новому социальному окружению и забота о поддержании позитивных отношений с людьми; самоутверждение; использование шансов; просьбы о помощи; поиск информации; коррекция ожиданий; надежды; временный отказ от удовлетворения потребностей; позитивная интерпретация безвыходных или тяжелых ситуаций. [2; с. 32].  

 

Литература

1.Байчинская К.К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого// Психология личности в социальном обществе: Личность и ее жизненный путь. М., «Наука».-1990.

2.Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии.- М.; СПб.: ИМАТОН-М, 2000.

3.Серегина А.А. Дети в трудной жизненной ситуации//Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г.  /Под ред. Е.А. Петровой – М.: Издательство РГСУ, 2004. –  С. 195-197

 

 

Автор: 
Т.В.Макеева ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7