План-конспект логоритмического занятия для детей с ФФН. Звуки Р, Рь
ПЛАН-КОНСПЕКТ
логоритмического занятия
для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: звуки Р, Рь
Составила логопед ДОУ 381, к. п.н. Шашкина Г. Р.
Цели:
1. Развивать силу голоса.
2. Формировать продолжительный выдох.
3. Формировать умение определять позицию звука Р в словах.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
5. Развивать динамическую координацию движений.
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Двигательная разминка. Музыка -'’Улыбка”.
2. Дыхательная гимнастика с проговариванием слогов (из буддийской гимнастики). Каждое сочетание слогов проговаривается по 4 раза.
А - НА - ХАТ - правая рука поднимается вверх через сторону, левая рука поднимается вверх через сторону, две руки опускаются вниз через стороны.
О - НО - ХАМ - правая рука поднимается вверх через перед, левая рука поднимается через перед вверх, обе руки опускаются вниз через перед.
ОМ - МАХ - 2 взмаха руками через стороны.
ЭМ - ХЭМ - 2 взмаха руками через перед.
1. Упражнение на развитие звуковысотности голоса: музыкальная лесенка - пропевание пяти ступеней лада.
2. Упражнение на динамическую координацию движений, “Самурай”:
ра- ра- ра- поочередное выбрасывание руки в сторону с поворотом туловища из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки у пояса, кисти сжаты в кулак,
ру- ру- ру;
ро- ро- ро;
ры- ры- ры;
рэ- рэ- рэ.
3. Упражнение на ориентацию в пространстве. Дети стоят в шеренге. Надо назвать слово за логопедом и сделать шаг вперед, во втором варианте игры - присесть:
а) “Кто промолвит слово “рысь”, тот выходит из игры”: рыба, рыбак, рыжик, рысь, корыто, рак, рысь, рысак, пары, шары, рысь;
б) “слово повтори тогда, когда названа еда”: метро, горох, пирог, порог, пиры, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирога, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога, крошка, пробка.
4. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Вот готовится в полет (поднимание больших пальцев)
Винтокрылый самолет. (вращение большими пальцами)
Ни разгона, ни разбега - (“кулак - ладонь”)
Раскрутили винт - и в небо! (вращение кулаков перед грудью, раскрывание пальцев вверх).
5. Упражнение на координацию речи сдвижением
Транспорт.
Сидя на полу. Движения выполняются в соответствии с текстом.
а) Наклоны вперед:
Нам проехать не хитро
Через город на метро.
Путь проложен под землей,
Самый быстрый и прямой.
б) Поднимание и опускание коленей:
Трамвай гремит, трамвай звонит.
По рельсам быстро мчится.
В любую сторону домчит.
Кто хочет прокатиться?
в) Разведение и сведение ног на полу:
Грузовик огромный, труженик большой,
Грузы многотонные возит день-деньской.
Наклон к правой ноге:
Кирпичи - на стройку.
Наклон клевой ноге:
Трубы - на завод.
Наклон в центр с разведением рук:
В детский сад игрушки Грузовик везет.
6. Упражнение на координацию движений и речи: 2 наклона головой, 2 приседания:
Ждут воробьи у кормушки кормежки,
Принес им Маркушка в кармане морошки.
7. Пение песни, “Песенка о слогах”.
Что за “трам”? Что за “ва'й”?
Очень трудно догадаться.
А как скажут “трамвай” –
Нам захочется кататься.
Что за “мет”? Что за “ро”?
Догадаться невозможно.
А как скажут “метро” –
Под землей проехать можно.
Что за “са”? Что за “мо”?
Что за “лет”? Не догадаться!
А как скажут “самолет” –
В небо хочется подняться!
Что за “па”? Что за “ро”?
Что за “ход”? Нам непонятно!
А как скажут “пароход” –
По воде плыть так приятно!
Заключительная часть.
1. Упражнение на развитие тонуса мышц. Под медленный вальс “Под небом Парижа” (4/4) напрягать и расслаблять мышцы головы - упражнения “Натянутая струна”, “Стало холодно”; мышцы рук - “Кошка выходит на охоту”, “Не урони вазу”; мышцы ног - “Автобус”, “Тормоз”; мышцы спины - “Сдутый шар”, “Надутый шар”; мышцы губ - “Разговор через стекло”.