Перспективы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Главная > Инклюзия > Перспективы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Отличительной чертой социальной политики Российской Федерации на современном этапе в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья является переосмысление стратегии развития системы специального образования в сторону изменения и дополнения ее элементов – интегрированного (интеграция: лат. Integratio – восстановление, восполнение – объединение каких-либо элементов, частей в целое) и инклюзивного (инклюзия: франц. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю, англ. inclusion – включение, присоединение) образования. 
Интеграция рассматривается как закономерный этап развития системы специального образования, связанный с изменением отношения общества и государства к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Внедрение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в России произошло в начале 90-х годов и закреплено на законодательном уровне – возможность открывать специальные (коррекционные) классы I–VIII видов на базе общеобразовательных школ, при соблюдении всех необходимых условий – кадровом, финансовом и материально-техническом обеспечении. В письме Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» представлены разные модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы в России наряду с интеграцией реализуется инклюзивный подход в образовании детей. Базовым принципом инклюзивного образования, определенным ЮНЕСКО, является прием в обычные школы «всех детей, несмотря на их особенности и создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей». Цель инклюзивной школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, необходима такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей.
Несмотря на то, что в мире накоплен богатый инклюзивный опыт законодательной, организационной, социальной и психолого-педагогической работы, в нашем образовательном пространстве нет единой терминологии, происходит смешивание понятий в вопросах инклюзивного и интегративного подходов к образованию детей, отсутствует методологическая основа и педагогические технологии инклюзивного обучения.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, как и в целом по России, неуклонно возрастает численность детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в округе проживают более 8,5 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0-18 лет, в том числе более 4,5 тысяч детей-инвалидов. В городе Сургуте проживают около 70 тысяч детей, из них – более трех тысяч детей с ограниченными с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – 750 детей-инвалидов. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по двум направлениям: дифференцированное обучение в специальных (коррекционных) школах и интегрированное обучение в специальных (коррекционных) классах (группах) общеобразовательных учреждений. 
Неслышащие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Эти дети нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, у них, наряду с общими образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального образования.
Направление детей в систему общего или специального образования осуществляет городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Специалисты ПМПК на основании комплексного диагностического обследования выявляют причины и формы отклонений в развитии, определяют индивидуальный образовательный маршрут. Ежегодно диагностическое обследование проходят более 1000 детей. 
В муниципальной системе образования г. Сургута осуществляется интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах (группах) образовательных учреждений. В дошкольных образовательных учреждениях функционируют 120 групп компенсирующего назначения (22% от общего числа), в которых воспитывается 2100 детей. Это группы для часто и длительно болеющих детей, детей «группы риска по туберкулезу» и 47 групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В результате ранней комплексной коррекционной помощи около 50% детей с задержкой психического развития и от 90% до 100% выпускников логопедических групп обучаются в системе массового, а не специального образования. 
В муниципальных общеобразовательных учреждениях города Сургута для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье созданы классы коррекционно-развивающего обучения (КРО): I вида (для неслышащих детей), IV вида (для слабовидящих детей), VI вида (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата), VII вида (для детей с задержкой психического развития). 
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с задержкой психического развития, которые обучаются в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных школ. В результате выпускной диагностики обучающихся 4-х классов VII вида установлено, что только 11-19% детей переводятся в общеобразовательные классы, 60-80% – продолжают обучение в классах VII вида по 9-ый класс. Основными причинами низкой результативности коррекционно-развивающей работы в классах VII вида являются: сложные органические и неврологические заболевания обучающихся (задержка психического развития церебрально-органического генеза); позднее выявление и направление в специальные классы, территориальная отдаленность образовательных учреждений, имеющих данные классы, от места жительства обучающихся; отсутствие специального образования у педагогов.
    Вместе с тем, можно отметить позитивные изменения в организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Сургуте: функционирует постоянно действующая психолого-медико-педагогическая комиссия; осуществляется раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и своевременное оказание им квалифицированной помощи; разработаны нормативные документы муниципального уровня, регламентирующие работу классов КРО; организовано интегрированное обучение детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью в специальных (коррекционных) классах (группах) образовательных учреждений; внедрена система обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий; осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей; ведется информационно-просветительская работа с родителями; формируется опыт инклюзивного образования.
Ежегодно более 200 детей-инвалидов (в 2010/2011 учебном году –219 детей-инвалидов), которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют или близки к возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со сверстниками, обучаются в общеобразовательных классах школ города. Образование детей-инвалидов организовано в вариативных формах с учетом заболеваний и медицинских рекомендаций, осуществляется психолого-медико-педагогическое сопровождение, т.е. частично реализуется концепция инклюзивного образования – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития.
В настоящее время в городе Сургуте проводятся операции по установке кохлеарных имплантов неслышащим детям, поэтому возникла необходимость создания условий для инклюзивного образования детей дошкольного возраста со слуховой депривацией после операции кохлеарной имплантации. В 2009/2010 учебном году в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида II категории № 11 «Машенька» открыта группа инклюзивной направленности, которую посещают четверо детей после операции кохлеарной имплантации и 12 детей без нарушений в развитии. Цель работы в данной группе – создание равных стартовых возможностей для подготовки к школе детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей. В детском саду разработана модель инклюзивного образования и положение о группе инклюзивного образования. Для педагогов и родителей проведен обучающий семинар, педагоги данной группы прошли курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования. Установлено взаимодействие с Сургутским центром сурдологии и протезирования, предусмотрено проведение рубежной диагностики развития детей специалистами ПМПК и оказание методической помощи участникам образовательного процесса.
Понимание инклюзивного образования как возможность включения всех детей в общую систему образования, несмотря на их субъективные особенности, нашло отражение в долгосрочной целевой программе «Доступная среда города Сургута на 2012- 2015 годы» (утверждена Постановлением Администрации г. Сургута ХМАО – Югры от 2 сентября 2011 г. № 5768). Цель программы – создание организационных механизмов для формирования к 2016 году условий, обеспечивающих улучшение качества жизни инвалидов и повышение общего уровня комфорта городской среды во всех сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из направлений Программы является доступность образовательных услуг для обучающимся с ограниченными возможностями здоровья: приспособление образовательной среды к их возможностям и образовательным потребностям; создание базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, не имеющих нарушений в развитии; подготовка педагогов для работы в условиях инклюзивного образования. 
В научной лаборатории Инновационных образовательных технологий Сургутского государственного педагогического университета разработан проект Концепции развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования города Сургута. Цель Концепции развития инклюзивного образования – формирование доступной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей их полное и эффективное включение в образовательное пространство, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Основные задачи:
•    совершенствование нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивного обучения;
•    обеспечение архитектурной доступности общеобразовательных учреждений, создание безбарьерной среды, обновление материально-технической базы школ, осуществляющих инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
•    разработка программного и учебно-методического обеспечения, инновационных образовательных технологий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
•    внедрение вариативных моделей инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
•    обеспечение психолого-педагогического, медико-социального сопровождения с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
•    повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса участвующих в процессе инклюзии;
•     совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, работающих в условиях инклюзивного обучения;  
•    привлечение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности
•    формирование социально-психологической культуры населения для развития инклюзивных процессов.
В Концепции определены основные направления развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 
1. Обеспечение доступности услуг по раннему выявлению и оказанию психолого-педагогической помощи ребенку и семье:
- осуществление межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения по вопросам раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание единого муниципального банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;
- включение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в группы кратковременного пребывания дошкольных образовательных учреждений;
- создание службы раннего выявления и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при Центре диагностики и консультирования, оказание диагностико-консультативной помощи родителям.
2. Совершенствование материально-развивающей среды учреждений для повышения качества коррекционной помощи;
- создание безбарьерной образовательной среды и адаптация условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях и в школах;
- оснащение классов (групп) инклюзивной направленности образовательных учреждений необходимым специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата.
3. Подготовка педагогических и управленческих кадров:
- разработка содержания и форм подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе тьюторов;
- повышение квалификации руководителей общеобразовательных учреждений по вопросам инклюзивного образования;
- повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений, обеспечивающих специальную помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, применению современного диагностического инструментария и составлению индивидуальных программ сопровождения;
- проведение курсов повышения квалификации для всего коллектива образовательного учреждения по специальной психологии, специальной педагогике и технологиям инклюзивного образования.
4. Внедрение вариативных моделей инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- определение системы показаний для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (ПМПК, ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования);
- создание в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях классов (групп) инклюзивной направленности;
- введение в общеобразовательные учреждения, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дополнительных ставок психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов;
- психолого-медико-педагогическая поддержка и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами Советов по инклюзии (в дошкольных образовательных учреждениях и школах);
- организация консультативно-методических центров (ресурсных) центров, способных оказывать специальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, методическую помощь педагогам и родителям детей;
- разработка системы измерительных инструментов для оценки сформированности социально значимых качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в рамках инклюзии.
5. Работа с родителями.
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья родителям;
- включение родителей в процесс инклюзии детей в образовательное учреждение;
- создание родительских объединений, клубов для совместного решения проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии.
Реализация Концепции развития инклюзивного образования в системе образования города Сургута будет способствовать:
- обеспечению права детей с ограниченными возможностями здоровья на равный доступ к качественному образованию, их успешной социальной адаптации интеграции в общество;
- созданию условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях всех ступеней, типов и видов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; 
- увеличению числа детей, получающих необходимую им специальную педагогическую помощь в общеобразовательном учреждении;
- обеспечению родителям детей с ограниченными возможностями здоровья права выбора места для получения их детьми качественного образования;
- обновлению содержания, технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- созданию системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми в условиях инклюзивного образования; 
- формированию в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, уважения к различиям между людьми. 
Инклюзивный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья позволит предупредить появление дальнейших отклонений в развитии, скорригировать нарушения, снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции, поможет решать задачу осмысления ценностей жизни, реализовать право чувствовать себя полноценным членом общества

Автор: 
О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7