Особенности работы педагогов в детском саду с дошкольниками из неполных семей

Главная > Инклюзия > Особенности работы педагогов в детском саду с дошкольниками из неполных семей

В настоящее время институт семьи переживает тяжелое время, все больше подвергаясь трансформации. Увеличивается количество разводов, детей рожденных вне брака, отъездов родителей за границу, в связи с чем неполная семья становится одной из типич­ных моделей современной семьи российского общества. Реальность образовательной практики в современном дошкольном образовании такова, что значительная часть детей имеющих особые образовательные потребности приходят в детский сад из неполных семей. Эта категория дошкольников, как правило, относится к числу наиболее проблем­ных с точки зрения обучения и воспитания, часто входит в так называемые «группы риска», требует приложения значительных психолого-педагогических усилий со стороны педагогического коллектива.

Условия воспитания детей в семье с одним родителем все больше при­влекают внимание исследователей. Различные аспекты жизни неполной семьи, особенности развития и воспитания дошкольников, вопросы их психического здоровья рассматриваются в ряде работ психологов и педаго­гов (Е.П. Арнаутова, Т.Ю. Гущина, А.М. Демидов, В.И. Дж. Валлерштейн).

Опыт работы с такими семьями свидетельствует о том, что не каждый родитель, оставаясь в одиночестве, оказывается способен адекватно реагировать на проблемы особого ребенка, помочь его социальной адаптации. У многих это происходит не сразу, и не без помощи педагога или психолога, работающего с ребенком. Это связано с тем, что рождение ребенка с отклонениями в развитии оказывает отрицательное воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных обстоятельствах способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно [2]. Поэтому современному воспитателю для успешной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и живущими в неполной семье, приходится реализовывать не столько дидактические, сколько психологические и порой психотерапевтические функции. Эта работа требует приобщения воспитателя к знаниям и опыту в области семейной психотерапии и психологического консультирования.

Работая с этой категорией детей, педагоги нашего детского сада предположили, что воспитатель, ориентированный на современную концепцию инклюзивного образования, опираясь на педагогический потенциал неполной семьи, обладает значительным воспитательным ресурсом воздействия, как на самого дошкольника, так и на его семью. Между тем, далеко не все воспитатели готовы к этой деятельности, поскольку у них нет специальной подготовки для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе и родителями из неполных семей. К сожалению, педагогическая наука недостаточно освещает вопрос о содержании и методах  работы воспитателя с дошкольниками с особыми образовательными потребностями из неполных семей, и этоотрицательно сказывается на педагогической практике.

Педагогический коллектив детского сада № 1618, г. Москвы строит работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности по трём направлениям:

1) работа с дошкольниками по индивидуальным образовательным маршрутам;

2) педагогическое взаимодействие с семьёй ребенка;

3) повышение профессиональной компетентности воспитателей в области инклюзивного образования дошкольников.

Большое значение мы придаем мотивационному компоненту профессиональной компетентности воспитателей, которая должна быть направлена на полноценное включение ребенка в детский коллектив, педагогиче­скую компенсацию следствий семейной дисгармонии, готовности к оказанию квалифицированной помощи неполной семье. Вопросы эффективности педагогического взаимодействия воспитателя с этой категорией родителей постоянно рассматриваются на педагогических советах, семинарах-практикумах, являются предметом изучения в системе самообразования воспитателей. Главное в этой работе – усилить воспитательный ресурс неполной семьи, помочь ей создать условия для полноценного развития ребенка с учетом типа его отклонения, сформировать у родителя позитивный взгляд на решение проблем, связанных с особенностями ребенка и его будущим. Эта работа требует от воспитателя соблюдения ряда пе­дагогических требований:

  • знание особенностей воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями;
  • знание типичных и индивидуальных особенностей развития и воспитания детей в неполной семье;
  • понимание необходимости вести индивидуальную работу по воспитанию ребенка с учетом особенностей семейной ситуации;
  • создание атмосферы сочувствия, доверия и заботы, ока­зание психологической помощи и поддержки родителю ребенка;
  • расширение ценностей неполной семьи;
  • согласование педагогических усилий всех взрослых, воспитывающих ребенка.

В работе с дошкольниками из неполных семей важным мы считаем работу по гармонизации эмоциональной сферы детей за счёт нейтрализации действия негативных чувств, связанных с уходом из семьи отца или матери (обида, злость, вина, страх, горе, печаль т.п.). Также мы считаем важным работу по  повышению самооценки детей, так как зачастую распад семьи дети связывают со своей личностью, своей болезнью, и сильно переживают по этому поводу [3].

Реализуя рекомендации исследователей Анцута А.Н., Ершовой Н.М. и др. для укрепления чувства безопасности детей воспитателями применяется проективная методика «Волшебная страна чувств», «Азбука настроений», которая помогает им выявить проблемы детей, их страхи и в соответствии с данными диагностики планировать коррекционную работу. С детьми с целью формирования чувства психологической защищенности проводятся беседы, театрализованные сюжетно-ролевые игры, специальные ситуации гуманистического межличностного общения.

Немаловажным условием эффективной работы с ребенком из неполной семьи мы считаем повышение его самооценки. Мы считаем, что вовлечение детей из неполных семей в игровую развивающую среду, компенсирующую недостаток семейного воспитания – это важное педагогическое условие воспитательной работы инклюзивного детского сада. . Связано это с тем, что жизнь и условия воспитания ребенка без второго родителя (как правило, отца) имеют свою специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. В игре дети вступают в общение друг с другом, чувствуют себя членом коллектива, оценивают действия и поступки своих партнеров по игре и свои собственные. Учитывая, что эти дети живут в неполной семье, и испытывают дефицит в знакомстве с полоролевым поведением, то в игровой деятельности они отрабатывают роли, соответствующие мужскому и женскому поведению. Совместные игры мальчиков и девочек помогут воспитать у детей уважение друг к другу, усвоить некоторые навыки хозяйственного труда мужчин и женщин, учат детей помогать и поддерживать друг друга.

В практике работы нашего детского сада психологом осуществляется психотерапевтическая помощь детям и родителям. Мы считаем это очень актуальным, потому что многие дети из неполных семей переживают боль утраты, растерянность, обиду, злость и т.п. Эта работа направлена на изменение представления ребенка о себе, о семейной ситуации, о перспективах семьи;

Педагогическое просвещение и консультирование родителей рассматривается нами, как необходимое условие эффективной воспитательной работы с дошкольниками из неполных семей. Мы стараемся переориентировать родителей на позитивный подход к ситуации проживания в неполной семье, преодоление стереотипов о неполной семье как ущербной, активизировать её возможности в воспитании детей с особыми образовательными потребностями. 

Основной формой работы с родителями являются групповые и индивидуальные встречи, посвященные обсуждению вопросов повышения эффективности семейного воспитания, своеобразию роли матери и отца в воспитании детей, проблеме использования свободного времени, поиску способов улучшения качества общения с ребёнком, приемов гармонизации эмоциональной атмосферы в семье и т.д.

Таким образом, воспитательная работа дошкольного учреждения с детьми из неполных семей,  имеющих особые образовательные потребности, должна быть направлена на формирование единого пе­дагогического пространства развития личности ребенка, посредством построе­ния согласованного воспитательного взаимодействия образовательного учреж­дения и родителей, с учетом особенностей неполной семьи.

 

 

 

Литература

1. Анцута А.Н. Проблема формирования профессиональной готовности педагога к работе с детьми из неполных семей. /Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сб. науч. трудов. Под ред. Е.А. Левановой. - Калининград: 2000.

2. Беляева М.Л., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. - Екатеринбург: 2001. - 120 с.

3. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. - М.: 2000. - 224 с.

4. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чешского. / Общая редакция и послесл. Ершовой Н.М. - М.:1980. - 206 с.

5. Дементьева Е.Г. Формирование модели взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 4 (15). - С. 43-47. 

Автор: 
С. И. Булгакова ГБОУ Детский сад №1618, г. Москва, Россия УДК 373.25

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7