Особенности подготовки педагогов-дефектологов к взаимодействию с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня на всех уровнях обсуждаются проблемы здоровья. По данным статистики лишь 10% молодежи имеет нормальный уровень физического развития, а вот 590 тыс. детей призваны инвалидами и относятся к категории детей с ОВЗ и нуждаются в специальном образовании. Они требуют особого отношения к себе, особого воспитания и развития. Есть убедительные факты, когда и такие дети, если правильно их развивать становятся полноценными членами общества.
Для того, чтобы воспитать таких детей, добиться их полноценности в обществе необходима специальная педагогическая работа, педагоги, способные работать с такими детьми. Развитие ребенка с отклонениями в развитии в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Важно оказать своевременную коррекционно-педагогическую и психологическую помощь и семьям, имеющих детей данной категории. Невозможно успешно развивать ребенка, не учитывая потенциал его семьи. Поэтому особенно важно согласовать способы взаимодействия с ребенком педагогов и родителей.
В последнее десятилетие в отечественной специальной дошкольной педагогике много уделяется внимания такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как работа специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития. Это обусловлено ранним выявлением проблемных детей и ранним началом коррекционной работы с ними (дефектолог, работая в надомной группе, показывает родителям, как и чем необходимо заниматься, так как дошкольное учреждение пока недоступно малышу). Появляются различные новые формы организации коррекционно-педагогического процесса (группы кратковременного пребывания в специальных учреждениях, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, интегрированные группы). А также проявляется активность самих родителей, которые желают понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире [1, с. 15].
Встречаясь с родителями, мы поняли, что у них есть проблемы. Родители не всегда знают эффективные способы взаимодействия с ребенком и не умеют сопровождать развитие детей с ограниченными возможностями здоровья различного возраста. Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка [2]. Поэтому важно подготовить студентов, чтобы они могли взаимодействовать с семьей и помочь родителям в воспитании своего ребенка.
В настоящее время имеется много разработок по организации взаимодействия педагогов с семьей, в тоже время, процесс подготовки остается недостаточно исследованнным. Специальных исследований по данной проблеме нами не обнаружено. Изучив существующую практику образовательной деятельности по подготовке будущих дефектологов к взаимодействию с семьей, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебные планы мы пришли к выводу, что:
- обучение студентов взаимодействию с родителями осуществляется в рамках нескольких учебных курсов;
- возможности этих курсов недостаточно используются для подготовки студентов к работе с семьей, имеющей ребенка с проблемами;
- необходимо организовать специальные курсы.
Мы изучили практический опыт взаимодействия педагогов-дефектологов ДОУ с родителями дошкольников. Это исследование проходило на базе 3-х ДОУ компенсирующего вида и проводилось с помощью студентов 4 курса дефектологического факультета, членов проблемной группы по работе с родителями. Мы увидели, что педагоги затрудняются в организации дифференцированной работы с детьми и их родителями, слабо владеют умением регулировать взаимоотношения родителей и детей, испытывают трудности в установлении доверительных отношений с родственниками ребенка.
Мы провели анкетирование среди студентов, с целью определения трудностей, которые они испытывают при взаимодействии с семьями. Всего в нем приняло участие 98 человек. При анализе анкет мы увидели, что большинство оценили свою готовность к работе с родителями как низкую, отмечая отсутствие необходимых компетенций для успешной работы. При этом в ответах прослеживалось критическое отношение к современным родителям и неготовность конструктивно взаимодействовать с ними.
Мы нашли возможности, где можно усилить этот аспект, через вариативные составляющие основных курсов, но мы также попытались разработать спецкурс «Работа педагога дефектолога с родителями», целью которого было – расширение теоретико-методологических и практических компетенций студентов 4 курса по проблемам взаимодействия с семьей ребенка, и по вопросам семейного воспитания.
Сравнительный анализ полученных данных в ходе эксперимента позволил констатировать, что осуществляемая нами целенаправленная работа по подготовке студентов к взаимодействию с семьей ребенка способствовала достижению положительных изменений. В результате, мы смогли на данный момент сделать:
- разработать методики диагностики уровня подготовленности студентов - дефектологов к взаимодействию c семьями детей с ограниченными возможностями здоровья;
- выявить затруднения, возникающие у будущих педагогов во взаимодействии;
- разработать программу спецкурса «Работа педагога-дефектолога с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
- дополнить программу практик соответствующими заданиями по взаимодействию с семьей.
Мы убедились, что умение педагога-дефектолога взаимодействовать с семьей проблемного ребенка определяет успешность профессиональной деятельности педагога.
Литература
1. Никишина Б.В. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. – М., 2003. – 86 с.
2. Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. 2011. N3. URL: http://psyjournals.ru/issues