Особенности коррекционной работы по подготовке к школе детей с нарушениями аутистического спектра

Главная > Инклюзия > Особенности коррекционной работы по подготовке к школе детей с нарушениями аутистического спектра

Рубеж перехода к школьному возрасту является критическим периодом для каждой семьи, воспитывающей ребенка с нарушением психического развития. Пойдет ли ребенок в школу, удержится ли в ней, продолжится ли коррекционная работа с ним, сохранится ли надежда на улучшение его социальной адаптации в будущем?

   Для семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом, такие вопросы часто возникают вне зависимости от формального уровня интеллектуального развития ребенка, вне зависимости от сформированности его направленности быть учеником, ходить "как все" в школу, от возможного владения некоторыми учебными навыками. Трудности контакта с взрослыми и, особенно, со сверстниками, адаптации к новым условиям, произвольной организации внимания, усвоения социально правильных форм поведения и, наоборот, обилие странных для всех реакций, действий, дезорганизующих поведение других детей, часто ставят под вопрос возможность пребывания такого ребенка в школе.

   Иногда подобные дети получают рекомендацию обучаться индивидуально в условиях дома по программе массовой или вспомогательной школы.  Аутичный ребенок оказывается в ситуации искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности социального развития. Он не видит других детей, других образцов социального поведения, перед ним не встают реальные задачи усложнения взаимодействия с миром и людьми. Другим вариантом является возможность помещения аутичного ребенка в класс обычной массовой или специальной школы, где, опять же, условия обучения специально не приспособлены для него. Поэтому актуальным представляется вопрос определения особых образовательных потребностей детей с аутизмом, которые  задают собственную логику и последовательность коррекционного обучения. В связи с этим невозможно механическое перенесение в работу с аутичными детьми педагогических методик, разработанных для детей с другими проблемами развития. Тем не менее, возможным и эффективным является частичное использование таких методик, при этом направленность их применения иная.

   Чтобы привить нужные навыки аутичному ребенку, требуется совместная работа родителей, врачей, психологов, педагогов. Ранняя диагностика и выявление данного синдрома необходимы и для того, чтобы более успешно проводить психолого-педагогическую работу до поступления ребенка в школу, т.к. "центр тяжести" всех проявлений аутизма (РДА) падает на дошкольный период. Медикаментозная терапия способствует снятию тревоги, страхов, психомоторного возбуждения, подъему общего и психического тонуса, делает такого ребенка более доступным для обучения и воспитания. Специальная подготовка к школе для него еще более необходима, чем для здорового. Даже при желании этого ребенка идти в школу само приспособление его к реальным условиям школы (независимо от ее типа), выработка новых форм поведения проходят очень тяжело. Аутичные дети устают от долгого сосредоточения на уроках, не знают, куда себя деть на переменах, страдают от преследования одноклассников и т.п. Поэтому, повторим, аутичный ребенок должен идти в школу подготовленным, а школа должна создать условия и для таких детей.

 Специфика нашего учреждения как раз в том,  что дети с аутистическими нарушениями проходят подготовку, начиная с младшего дошкольного возраста,  и имеют возможность окончить начальную школу. Именно в таком варианте можно наблюдать преемственность дошкольного образования и школьного, данный вариант организации обучения позволяет конкретно и планомерно готовить дошколят-аутистов к переходу на другую ступень образования. Облегчается переход в школу, за счет того, что дети идут в знакомое им здание, со своими сверстниками из группы, к учителю, с которым они знакомились, ещё находясь в дошкольной группе.

Особенностями коррекционной работы по подготовке аутичных детей к школе является, в первую очередь, выработка стереотипа учебной деятельности.   Пространственно-временная организация. Будущий школьник уже знает, что заниматься с ним будут в определённом помещении. Так,  кабинет дефектолога, в котором проводятся только учебные занятия, трансформируется в «учебный класс». Уже, будучи дошкольником, ребёнок привыкает заниматься, сидя за партой. У каждого будущего выпускника есть своя папка, в которой хранится его личный альбом, материалы для занятий, прописи, карандаши.

 В начале каждого занятия, после приветствия, ребёнку задаются определённые вопросы, помогающие ему формировать представления о себе: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Где ты живёшь?». Ответы на эти вопросы подкрепляются табличками. К школе ребёнок уже, как правило, самостоятельно может выбрать табличку со своим именем из нескольких.

  Особенности подготовки к школе, которая включает в себя: работу по развитию внимания, памяти, общей и тонкой моторики, подготовку к обучению грамоте, письму и формирование элементарных математических представлений, заключается в следующем:

- Специфика обучения  чтению аутичных детей. Для нормально развивающегося  ребенка или ребенка с отставанием в умственном развитии возможен и даже плодотворен путь освоения сначала отдельных элементов отрабатываемого умения и последующее соединение их в целое осмысленное действие. Так к навыку чтения педагог ведет ребенка через освоение букв, работу со слогами, достижение возможности складывать слоги в слова, слова во  фразы. Писать ребенок обучается, освоив написание отдельных элементов букв и только затем — самих букв, слов и фраз. Для ребенка с аутистическим развитием такой путь может оказаться непродуктивным.  Для него проще путь не от «части к целому», а от «целого к проработке его частей».  Если же он освоит сначала буквы или слоги, то в тексте будет стереотипно выделять только их.

 Очень многие дети-аутисты рано запоминают буквы и цифры, но совершенно не умеют этими знаниями пользоваться. Поэтому, целесообразно начинать приучать воспитанников к табличкам со словами – названиями (имена детей, названия предметов).  Изучая определённую лексическую тему, будущим школьникам предлагаются таблички с названиями изучаемых предметов и явлений.  Это так называемое глобальное чтение, чтение целыми словами и предложениями. Обязательно наравне с обучением глобальному чтению, предлагается и традиционный аналитико-синтетический метод обучения, описанный в опыте работы московского Центра лечебной педагогики.  Педагоги этого центра в своей работе с детьми-аутистами начинают знакомство с буквами с буквы «Я». Это очень удачный опыт для помощи детям в самоидентификации: «Я – Вася»…

- Трудности формирования элементарных математических представлений  у детей с аутистическим спектром нарушений. Дети механически заучивают отвлечённый счёт, цифры. Очень трудно даётся обучение пересчёту предметов, называнию итогового числа. На математических занятиях целесообразно использовать механическую память детей данной категории, каждое занятие,  начинается, например, со счёта вслух («Зарядка – лесенка») от одного до трёх и обратно. Затем числовой ряд увеличивается.

Обучение письму. Цель - подготовить детей данной категории к обучению письму в школе. Учитывая, что практически у всех дошкольников есть проблемы с развитием мелкой моторики, сложности произвольной регуляции аутичного ребёнка, первостепенной задачей является «выделение» пальчиков руки. Для этого используются простейшие «тренажёры» (решётка для раковины или пельменница, клавиши печатной машинки, клавиатура компьютера, клавиши фортепиано). Создаются специальные тренажёры – «дорожки» для развития умения прослеживать глазами путь от начала до конца строки, умения довести пальчик до заданной цели (это могут быть различные фактуры  для развития тактильных ощущений:  наждачная бумага, гладкий ледерин, расплавленный воск, колючая липучка). В работе используются профессионально изготовленные тренажёры («Монтессори-материалы»).

   Помимо работы на тренажёрах, педагоги в процессе проведения коррекционных занятий, используют графические упражнения в тетрадях и прописях: штриховку, обводку, рисование различных дорожек (горизонтальных, вертикальных, волнистых и т.д.).

   В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия (предлагаемого ребенку по показу) большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. Постепенно, с усвоением схемы действия физическая помощь уменьшается и увеличивается роль вербальной регуляции.

  Таким образом, необходимо учитывать, что когда мы учим чему-нибудь аутичного ребенка, мы должны сразу, без промежуточных этапов дать ему образец, готовый к использованию: идти к чтению через отработку глобального узнавания простых слов, к письму через освоение сразу написания целых букв и слов; обучать арифметике, сразу начиная с простейших счетных операций.

  В соответствии с особой образовательной потребностью аутичных детей в развитии смыслообразования и для предотвращения механического, неосмысленного усвоения навыков чтения и письма, логика и последовательность коррекционного обучения задаются принципом «от смысла — к технике». Это означает, что:

- в процессе обучения у ребенка необходимо исходно создавать представления о том, что такое «буква», «слово», «фраза», и только после этого возможен переход к освоению аналитического чтения и письма;

- весь учебный материал должен быть тесно связан с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи;

- при обучении аутичных детей максимум времени и внимания педагог должен уделять осмысленности освоения ребенком каждого нового умения при его минимальной технической отработке, что позволяет предотвратить опасность превращения вновь освоенного способа действий в аутостимуляцию (когда приобретенный навык начинает использоваться ребенком механически, неосмысленно, для получения стереотипных ощущений).

Автор: 
С. Ю.Кондратьева Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия И. В. Зенченко ГБОУ Начальная школа-детский сад № 687 «Центр реабилитации ребенка», г. Санкт-Петербург, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
+7(495) 626-25-20 заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1
info@logoprof.ru

Заказ в один клик

+7