Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы в детском саду

Главная > Инклюзия > Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы в детском саду

Данная статья посвящена возможности повышения педагогического, психологического, мотивационного уровня воспитателя инклюзивной группы детского сада в процессе психолого-педагогического сопровождения. Наше практическое исследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида № 2506 г.Москвы в 2011-2012 учебном году. На момент исследования в ДОУ функционировало 12 групп. Из них 1 группа детей с задержкой психического развития и 3 инклюзивные группы (младшего дошкольного возраста).  В группе №6 -1 ребенок  с ОВЗ (асинхронное развитие), в группе №7 – 3  ребенка с ОВЗ (2- с расстройством аутистического спектра, 1- ЗРР + СДВГ) и  в группе № 12 – 3 ребенка с ОВЗ (2- с алалией, 1- педагогическая запущенность на фоне специфического семейного воспитания + СДВГ).

Основой практической работы  в ходе исследования являлось создание необходимых  условий, важных для повышения педагогического и  психологического уровня воспитателя инклюзивной группы детского сада. Специалисты сопровождения:                                                                                         - педагог- психолог;   - учитель; – логопед;- старший воспитатель; - заведующий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Модель инклюзии: полная (инклюзивная группа). Психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось в несколько этапов. 

 1 этап  (июль-август 2011г.) психолого-педагогического сопровождения: безболезненное вхождение воспитателя в инклюзивное образовательное пространство, адаптация к новым условиям профессиональной деятельности. На этом этапе  воспитатель привыкал к новым условиям труда, в свою очередь, ребёнок и его семья знакомились и привыкали к воспитателю. В результате сопровождения  у воспитателя происходила рефлексия своей педагогической деятельности. Педагог изучал нормативную базу, теоретические основы инклюзивного образования.

 2 этап психолого-педагогического сопровождения (сентябрь - октябрь 2011г.) – преобразование и поиск наиболее рациональных методов и приёмов психолого-педагогического сопровождения. Целью данного этапа -  психолого - педагогическая поддержка воспитателя на пути к профессиональному и личностному росту.

Осваивая все новые функции, воспитатель занимался самообразованием, нацеливался на получение специального образования, вел интегрированные занятия, проводил различные игры, начинал постепенно вводить ребёнка с ОВЗ в детский коллектив сначала во время совместных игр, разрабатывал методические рекомендации для родителей здоровых детей и детей с ОВЗ.

3 этап - этап психолого-педагогического сопровождения личности на пути к профессионализму (ноябрь 2011 г. - февраль 2012г.).                                                                                                                 

Целью психолого-педагогического сопровождения этого этапа являлась реализация личности воспитателя инклюзивной группы в его профессиональной деятельности, выработка своего собственного стиля, обеспечивающего ему комфортное нахождение в профессии.

Воспитатель уже свободно ориентировался в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ, видел и владел всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого, умел самостоятельно грамотно подбирать дидактический материал и  мог донести его до ребёнка, методически правильно составлял документацию, самостоятельно грамотно давал  рекомендации родителям, мог самостоятельно решить проблему, безболезненно выйти из конфликтной ситуации, владел своими эмоциями, речью, мимикой, имел педагогический такт, обладал педагогической зоркостью и педагогическим оптимизмом и т.д. Воспитатель инклюзивной группы был нацелен на творческий подход к своей работе, владел способами самоанализа и саморегуляции.

4  этап (март-апрель 2012г.) – заключительный, по формам, функциям, методам и  средствам схож с предыдущим. Здесь психолого-педагогическое сопровождение психолога, старшего воспитателя и других специалистов сопровождения было нацелено на отслеживание результатов деятельности воспитателя через опросы, анкетирование родителей, коллег воспитателей, беседы с детьми, индивидуальное консультирование воспитателя. Воспитатели представляли полученный в результате сопровождения опыт на окружных семинарах.

В ходе исследования проводилась оценка факторов,  влияющих на развитие воспитателя инклюзивной группы (на 1 этапе и на 3 этапе эксперимента).

Следует отметить, что для  достижения результата необходима была  согласованная педагогическая деятельность воспитателей инклюзивных групп и специалистов сопровождения. Результат - повышение педагогического, психологического, мотивационного уровня педагогов.

Мы проводили диагностические исследования с воспитателями инклюзивных групп (6 воспитателей) совместно  со специалистами сопровождения. Следуя за П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой [1] к факторам,  стимулирующим развитие педагогов можно отнести:

- материальные; - социальные; -психологические; -административно- управленческие;

- системность в работе.

Проведя диагностику факторов, стимулирующих развитие педагогов на входе (июль 2011г.) и на 3 этапе (февраль 2012г.), нами было отмечено, что стимулирующими развитие педагога инклюзивной группы являются:

1.  Системность в работе (методическая работа);

2.  Административно- управленческие факторы - установление добрых открытых отношений с руководством, при которых снимаются страх быть не понятым и напряжённость, понимание со стороны руководства, а также тесное взаимодействие с администрацией ДОУ;

3. Материальный фактор;

4.  Психологические факторы (добрая творческая атмосфера в коллективе, доверие, понимание, поддержка, конструктивная проработка конфликтов).

Таким образом, мы видим, что на творческое развитие педагогов в значительной степени влияют административно - управленческие факторы, налаженная методическая работа. Большую роль играет материальный фактор, а также психологический климат в коллективе.

К факторам, затрудняющим творческое развитие педагога (по П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой [1]), можно отнести: - собственная инертность;                                                                                                          - разочарование в результате имеющихся неудач; - отсутствие поддержки со стороны руководителя; - непонимание окружающих; - состояние здоровья;                                                                                       - ограниченные ресурсы; -  недостаточные теоретические знания.

Нами было проведено анкетирование воспитателей на двух этапах психолого-педагогического сопровождения - 1 этапе и 3 этапе.Если на начало исследования ведущими факторами, препятствующими творческому развитию воспитателя были:

1. Состояние инерции 33,3% (у 2 педагогов из 6)                                                                     2. Недостаточные теоретические знания- 66,6 % (4 человека из 6)                                        3. Состояние здоровья- 50% (у 3 человек из 6), то на заключительном этапе исследования, влияние этих факторов значительно снизилось:

1.Состояние инерции 16,6% (у 1 педагога из 6)2. Недостаточные теоретические знания- 33,3% (у 2 педагогов из 6)

3. Состояние здоровья - 16,6% (у 1 педагога из 6)

В результате психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы методом тестирования (самооценка профессионального уровня воспитателя [3]) было выявлено, что самооценка его профессионального уровня стала выше. На 1 этапе:  4 педагога (66,7%) из 6-ти оценили свою профессиональную деятельность средним уровнем, 2 педагога  (33,3%) сочли себя недостаточно компетентными.  На 3 этапе  число педагогов, поставивших себя на высокий уровень значительно выросло (3 педагога- 50%),  и 1 педагог (16,6%) оценил  свою профессиональную деятельность на очень высоком уровне.

В процессе работы проводилась оценка профессионального уровня воспитателя инклюзивной группы по мнению родителей методом анкетирования. Анкетирование родителей проводилось в июне 2011 года и в январе 2012 года, в котором приняли участие 72 родителя. По их мнению, в процессе психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателей инклюзивных групп,  профессиональная компетенция педагогов повысилась и продолжает совершенствоваться, что, несомненно, благоприятно сказывается на уровне работы с детьми  с ОВЗ.

Для конкретизации знаний педагогов в июле 2011 г. и в феврале 2012 г. заведующим ДОУбыл проведён срезовый контроль знаний по теории и методике дошкольного воспитания и образования, который предполагал педагогам вспомнить вопросы теории и настроиться на работу с детьми с ОВЗ [6]. Контроль проводился в форме экзамена, на котором каждый педагог вытягивал билет с двумя вопросами и отвечал на них. Вопросы предлагались педагогам за неделю до начала экзамена для ознакомления и подготовки. Проведенный экзамен показал, что при систематическом самообразовании увеличивается уровень теоретических знаний педагогов, а следовательно,можно уверенно говорить о том, что приобретенные знания позволят воспитателям выстроить правильно работу с детьми с ОВЗ и организовать их деятельность.В процессе психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателей инклюзивных групп повысилсятеоретический уровень педагогов, а следовательно и профессионализм.

Анализируя полученные результаты, видно, что в процессе психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада нам удалось:

  • повысить мотивацию педагогов на творческое развитие;                                     
  • снизить влияние таких мешающих творческому развитию факторов, как состояние инерции, недостаток теоретических знаний, состояние здоровья;          
  • двигаться по пути профессионального и личностного роста воспитателя инклюзивной группы;                                                                                                   
  • повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в инклюзивных группах ДОУ;                                                                                                                                
  • способствовать социализации воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья;                                                                                                 
  • способствовать развитию нравственных качеств здоровых детей инклюзивной группы

Инклюзивное образование, особенно инклюзия в дошкольном образовании,являясь новой формой получения образования, имеет ещё мало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.

Даннаяработа поможет воспитателям, работающим в инклюзивном образовательном пространстве, быстрее адаптироваться к новым условиям, пополнить свой теоретический, практический, личностный уровень и, тем самым, поможет педагогам создать оптимальные условия для воспитания и обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные в ходе исследования данные расширяют представления о возможностях психолого-педагогического сопровождения как средства повышения педагогического, психологического, мотивационного уровня воспитателя инклюзивной группы детского сада и позволяют по-новому посмотреть на проблему обеспеченности услугами ДОУ семьи, где растёт ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Материалы исследования могут быть использованы в качестве методической помощи воспитателям инклюзивных групп ДОУ различного вида. Подобного рода сотрудничество сопроводителей и сопровождённого способствуют сплочению коллектива ДОУ в целом.

 

Литература

1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

2. Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

3. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007. – 156 с.

4. Прохорова, Л.Н. Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ: методическое пособие / Л.Н. Прохорова. - М.: « 5 за знания», 2007. -128 с.

5. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами / Е.А. Стребелева // Администратор образования.-2008. - № 19.- С. 63-71.

6. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: методическое пособие / Н.В. Микляева [и др.]; авт.-сост. Н.В. Микляева. - М.: Айрис дидактика, 2007. – 224 с.

7. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам: библиотека руководителя ДОУ / П.И Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240с.

8.Чурекова, Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений/ Т.М. Чурекова. – Кемерово, 2001. - 262 с.

 

Автор: 
С. Д. Гуменюк ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 2506, г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7