Организация коррекционно-педагогической работы по формированию положительного взаимодействия со сверстниками у детей раннего и младшего дошкольного возрастов с отклонениями в умственном развитии
В ГНУ «ИКП РАО» было проведено исследование особенностей взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии. В результате выявлено следующие: нестойкий интерес к новому взрослому либо его отсутствие; при взаимодействии дети использовали преимущественно экспрессивно-мимические средства общения; при выполнении игровых заданий малыши нуждаются в помощи взрослого (совместные действия); детям безразлична оценка взрослого; дети не проявляют интереса к сверстнику, ведут себя по отношению к нему неадекватно и др.
В дальнейшем на основе проведённого исследования была разработана и активно используется система психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии в условиях Центра игровой поддержки ребёнка на базе ЦО № 2045 г. Зеленограда
Коррекционно-педагогическая работа с детьми проводится в несколько этапов. Первый этап – диагностический, включает скрининг диагностику и психолого-педагогическую диагностику развития ребёнка. Скрининг диагностику проводят педагоги центра совместно с психологом на первых адаптационных групповых занятиях. В ходе, которой выявляются дети, испытывающие трудности при включении в групповые занятия. Эти дети совместно с родителями приглашаются на индивидуальные диагностические занятия с психологом. Параллельно путём анкетирования, наблюдения и беседы с родителями выясняется уровень педагогической компетентности и потребностей семьи в вопросах воспитания и обучения ребёнка. В результате диагностического этапа определяется индивидуальный образовательный маршрут сопровождения семьи. По окончанию диагностического этапа составляется индивидуальная программа развития и обучения ребёнка.
На втором этапе организовываются индивидуальные занятия с детьми, направленные на формирование у них потребности к общению с новым взрослым. Содержание занятий направлено на формирование у ребёнка интереса к взрослому, положительных эмоциональных проявлений; инициативных действиях, в процессе общения со взрослым; чувствительности к отношению взрослого; интересе к совместным действиям с взрослым. Большое значение придаётся формированию умений детей использовать элементарные жесты при взаимодействии с новым взрослым.
После того, как дети начинают активно включаться в совместную деятельность с взрослым, проявлять инициативу на занятиях, коррекционно-педагогическая работа с детьми выстраивается на занятиях в «малых группах» (по два ребенка) – третий этап. В результате коррекционного воздействия решаются следующие задачи: формирование интереса к сверстнику и совместным действиям с ним, в ситуации, организованной взрослым; формирование коммуникативных средств общения (жесты, речь), направленных на нового взрослого и сверстника; формирование навыков социального поведения.
В целях решения задачи по формированию интереса к сверстнику детей обучают ориентировочно - исследовательским действиям: приближаться друг к другу, рассматривать лицо, фигуру, элементы одежды друг друга; учат внимательно относиться к ребёнку, прекращать действия, неприятные для него; побуждают детей проявлять инициативным действиям по отношению друг к другу, демонстрировать свои умения.
При решении данной задачи наиболее эффективными являются следующие приёмы: опосредованное включение во взаимодействие через близкого взрослого; организация детских игр перед зеркалом: малышей побуждают рассматривать себя и сверстника в зеркало, при этом часто используют одинаковые элементы костюмов (шапочки, юбочки, бусы, платочки и т.д.); организуют работу с семейными альбомами, групповыми фотографиями, детей учат находить себя и сверстника по фотографиям, побуждают называть по имени другого малыша.
В целях формирования интереса к совместным действиям со сверстником, дети объединяются в «малую группу» на музыкальных занятиях, занятиях по развитию движений, постепенно включаются в занятия по формированию предметно-игровых действий, по формированию интереса к продуктивным видам деятельности.
Детей последовательно учат: играть рядом, не мешая друг другу; подражать действиям сверстника; совместно выполнять действия для достижения положительного результата; действовать по очереди, уступать и меняться игрушками; обращаться к сверстнику с просьбой и др.
Для решения задачи по формированию интереса к совместным действиям со сверстником наиболее эффективными являются приёмы, используемые последовательно: создание игровых ситуаций, в которых не используются игрушки: групповые пляски, прослушивание музыки, физкультминутки, подвижные игры. В процессе взаимодействия дети имеют возможность включаться в дейятельность, подражая взрослому и сверстнику; организация игровых упражнений, в которых используются одинаковые игрушки: колокольчики, салютики, одинаковые куклы, коляски и т.д.; использование игр с игрушками, предполагающими взаимодействие двоих детей (качалки, качели, прыгунки), совместное выполнение заданий для достижения положительного результата (перемещение больших по размеру игрушек, постройки из крупных деталей конструктора и т.д.); в занятия включаются игры и упражнения, в которых нужно уступать или меняться игрушками; задания, предполагающие очерёдность выполнения действий: катание с горки, групповые поделки, лото, поочерёдные пляски, театр би-ба-бо и т.д.; создание ситуаций, при которых детям необходимо обратиться с просьбой к сверстнику, уступить, поделиться.
В целях решения задачи формирования коммуникативных средств общения малышей учат тактильно-эмоциональным средствам выражения своих чувств к сверстнику; побуждают оценивать действия другого ребёнка, используя жесты одобрения и порицания и сопровождать их словами.
В целях решения данной задачи наиболее эффективными являются следующие приёмы: показ мимики взрослого, пантомимических движений взрослого (воспроизведение указательного жеста, жестов «Дай», «На», «Иди-иди», «Пока» и т.д); голосовые модуляции (разговорный голос, шепотная речь); демонстрация педагогом доброжелательного отношения к детям и мамам: ласковое обращение к ребенку по имени; зрительный контакт «глаза в глаза»; двигательные и тактильные действия (поглаживание ребенка, прижатие к груди, поглаживание руками ребенка глаз, рта, щек мамы, педагога); эмоционально-речевая похвала - оценка действий ребенка на словах или в виде эмоций радости, удовольствия («молодец», хлопки в ладоши). В рамках решения задачи по развитию навыков социального поведения у детей формируют адекватное поведение на групповых занятиях: не мешать другому ребёнку в ходе занятия, совместно со сверстником, помогать педагогу готовить материал для занятий и после занятий помогать педагогу убирать пособия, наводить порядок; самостоятельное выполнение навыков опрятности и гигиены. Наиболее эффективными являются следующие приёмы: создание ситуации, выполнить определенное действие, которое требовало помощь другого ребёнка (при подметании пола: один ребёнок подметает веником, другой держит савок и др.), сюрпризные моменты, предложение любимого вида деятельности, игры в виде поощрения.
В дальнейшем дети постепенно включались в групповые формы работы (третий этап) с целью совершенствования у них средств и приемов общения, совместных игровых действий, активизации познавательной деятельности. В конце периода обучения для ребёнка определяется дальнейший образовательный маршрут, определяется тип дошкольного учреждения необходимый ребёнку.
Выводы:
1. Этап организации взаимодействия детей в «малой группе» позволяет вызывать интерес и потребность в общении к сверстнику путем переноса ранее усвоенных способов взаимодействия со взрослым (педагогом), под его контролем и своевременной помощи.
2. Важными направлениями в работе по формированию взаимодействия между детьми являются следующие: вызывание интереса к сверстнику; формирование умений совместных действий с ним; воспитание у детей навыков социального поведения в группе сверстников.
3. Положительная динамика становления процесса взаимодействия у детей со сверстниками свидетельствует о необходимости систематичного проведения коррекционно-педагогических занятий с детьми, требует разработки специального содержания, определения методов и приемов работы.
Литература
1. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. -М.,1983.-19 с.
2. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Методическое пособие / Под. ред. Е.А. Стребелевой, Е.А. Мишиной.- М.: 2006.-160 c.
3. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания // Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: 2004.-128 c.
- Пронина Л.В. Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии //Дефектология.- 2009.- №1.- С.69-76.
- Пронина Л.В. Пути формирования взаимодействия детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии // Дошкольное воспитание .- 2009.- №10.- С.80-87.