Опыт комплексной медико-педагогической абилитации детей с перинатальной патологией и ее последствиями в условиях специализированного дома ребенка
Среди неврологической патологии у детей от рождения до 4-х лет, наблюдавшихся в доме ребенка в течение 2013 года, 79% составляла перинатальная энцефалопатия (в дальнейшем ПЭП) 1 и 2 степени тяжести (60,6% - 1 степень, 18,4% - 2 степень) и ее последствия. На первом году жизни в структуре перинатальной энцефалопатии отмечались синдромы: двигательных нарушений, гипертензионно-гидроцефальный, задержки психомоторного развития. Без комплексной коррекции наличие этих синдромов тормозило развитие активных движений, комплекса оживления и звуковых реакций. Поэтому с момента поступления в дом ребенка эти дети получали курсовую медикаментозную патогенетическую терапию, что создавало благоприятный фон для проведения систематических коррекционных занятий с дефектологом.
Абилитационную работу с ребенком можно представить в виде дерева, в единстве корней и листвы. Корни представляют собой все грани медицинской абилитации. Листва представляет собой психолого-дефектологическую коррекцию. Без своевременного питания корней невозможно развитие листвы, а без листвы дерево останется голым. Только в единстве корней и листвы дерево расцветет во всей красе.
На основании диагностических методик Л.Г.Журбы, Е.М.Мастюковой и Е.Ф.Архиповой у детей первого года жизни определялось преобладание нарушений развития предпосылок активной речи, манипулятивной функции рук и зрительно-слуховых ориентировочных реакций.
Обязательным условием максимальной эффективности абилитационной работы являлось одновременное применение медицинских и коррекционно-педагогических методик с учетом индивидуального развития ребенка. Диагностика развития детей проводилась ежемесячно, и на ее основе составлялся план дальнейшей работы с ребенком. В структуре перинатального поражения центральной нервной системы у детей первого года жизни наряду с поражением головного мозга наблюдалась симптоматика ишемии шейных сегментов спинного мозга, что обусловило нарушение сосания, глотания, звукообразования и спастичность языка различной степени выраженности. Это требовало медикаментозной, физиотерапевтической, ортопедической коррекции и точечного логопедического массажа языка, шеи, лицевой и губной мускулатуры в комплексе с коррекционными занятиями дефектолога.
Рисунок 1. Схема организации медико-педагогической абилитации.
Организованная таким образом комплексная абилитационная работа позволила достичь у детей первого года жизни максимально возможных положительных результатов: развитие движений, навыков и предпосылок ситуативно-делового общения ребенка с взрослым до возрастной нормы или максимально приблизиться к ней.
Для обследования были взяты дети первого года жизни, находящиеся под наблюдением в течение 2013 года с неврологическим диагнозом: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) 1 степени тяжести с легким синдромом двигательных нарушений (33 человека) и дети с ПЭП 2 степени тяжести с синдромом двигательных нарушений средней степени тяжести, при котором не сформировался детский церебральный паралич (10 человек).
Для анализа были взяты следующие показатели психомоторного развития детей первого года жизни в эпикризные сроки.
Показатели развития голосовых реакций.
1 месяц: Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Отдельные звуки.
2 месяц: Начальное гуление. Крик интонационно-выразительный.
3 месяц: Крик с отчетливыми интонациями. Певучее гуление.
4 месяц: Певучее длительное гуление. Смех.
5 месяц: Певучее гуление с цепочками звуков. Смех. Хныканье.
6 месяц: Начальный лепет. Отдельные слоги.
7 месяц: Активный лепет (2-3 слога).
8 месяц: Активный интонационно-выразительный лепет.
9 месяц: В лепете разнообразные звуковые сочетания. Интонационно-мелодическая имитация фразы. Эхолалии (повторяет слоги, которые есть в его лепете).
10 месяц: Повторяет слоги за взрослым, которых нет в лепете ребенка.
11 месяц: Первые лепетные слова.
12 месяц: Говорит 5-10 лепетных слов. Легко подражает новым слогам.
Показатели развития общих движений.
1 месяц: пытается поднимать и удерживать голову.
2 месяц: поднимает и удерживает голову 5 секунд.
3 месяц: опирается на предплечья, высоко поднимая голову. Удерживает голову в вертикальном положении.
4 месяц: более выражено, чем в 3 месяца. Начинает поворачиваться на бок.
5 месяц: Опирается на ладони, лежа на животе. Поворачивается на живот.
6 месяц: Поворачивается на спину с живота и обратно.
7 месяц: ползает в разных направлениях.
8 месяц: Сам садится, сидит, встает.
9 месяц: Переходит от предмета к предмету, придерживаясь руками.
10 месяц: Идет вперед с поддержкой за обе руки.
11 месяц: Стоит самостоятельно. Первые шаги.
12 месяц: Ходит самостоятельно.
Показатели развития зрительно-слуховых ориентировочных реакций и зрительно-моторной координации рук.
1 месяц: Сосредотачивает взгляд. Длительное слуховое сосредоточение.
2 месяц: Длительное зрительное сосредоточение. Следит за игрушкой в горизонтальной плоскости. Поворачивает голову к источнику звука при длительном звучании.
3 месяц: Прослеживает за игрушкой во всех направлениях, в том числе на руках у взрослого. Направляет руку к объекту.
4 месяц: Узнает мать. Локализует звук в пространстве. Захватывает висящую игрушку.
5 месяц: Четко берет игрушку их рук взрослого. Различает интонацию голоса (строгую и ласковую).
6 месяц: Перекладывает игрушку из руки в руку. Удерживает в каждой руке по игрушке. По-разному реагирует на свое имя.
7 месяц: Различные манипуляции с игрушкой: стучит, размахивает, перекладывает и т.д. Понимает вопрос где? находит взглядом предмет неоднократно называемый, находящийся в определенном месте.
8 месяц: Долго и разнообразно занимается игрушками. На вопрос где? Находит 2-3 предмета. Выполняет «ладушки», «дай, ручку».
9 месяц: Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств. На вопрос где? находит несколько предметов не зависимо от их местоположения. Знает свое имя.
10 месяц: Действия с предметами принимают устойчивый характер. Понимает слово «дай».
11 месяц: Овладевает новыми действиями с игрушками (ставит кубик на кубик, надевает кольца на стержень). По просьбе взрослого выполняет их. Формируются первые обобщения (куклы, мячи).
12 месяц: Выполняет поручения: принеси, дай, положи на место. Знает названия предметов, действий, имена взрослых и детей. Выполняет самостоятельно следующие действия с предметами: катает, водит, кормит. Переносит действия с одного предмета на другой.
Показатели развития коммуникативных функций (социальное поведение).
1 месяц: ротовое внимание при общении.
2 месяц: улыбка в ответ на общение с взрослым.
3 месяц: комплекс оживления.
4 месяц: комплекс оживления. Ищет глазами другого ребенка, издающего звуки.
5 месяц: Ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением.
6 месяц: Четкая ориентировочная реакция.
7 месяц: Дифференцирует «своих и чужих».
8 месяц: Вступает в игровой контакт с взрослым.
9 месяц: Использует жест в общении. Подражает действию другого ребенка.
10 месяц: Действует рядом с другим ребенком.
11 месяц: Избирательное отношение к детям. Реакция торможения при слове «нельзя».
12 месяц: Общается с взрослым при помощи лепетных слов и звукосочетаний. Подчиняется некоторым инструкциям. Взаимодействует с другими детьми.
Результаты динамики этих показателей у обследованных групп детей представлены в виде графиков.
Рисунок 2. Динамика показателей развития голосовых реакций
Графическое изображение показывает, что у детей с ПЭП 1 степени тяжести голосовые реакции развиваются поступательно, но несколько отстают от возрастной нормы показателя уровня первого года жизни и достигает ее к 15 месяцам. У детей с ПЭП 2 степени развитие голосовых реакций происходит неравномерно, выпадают некоторые показатели, связанные с интонационной выразительностью и разнообразием звуковых сочетаний, но при постоянных систематических занятиях может достичь показателя уровня первого года к 30 месяцам.
Рисунок 3. Динамика показателей развития движений
На основании полученных данных можно сделать вывод, что двигательное развитие детей с ПЭП 1 степени тяжести незначительно отстает от возрастной нормы и в отдельные периоды происходит неравномерно, но к концу первого года жизни достигает возрастной нормы. У детей с ПЭП 2 степени тяжести двигательное развитие значительно отстает от возрастной нормы, но происходит поступательно с задержками в отдельные периоды и достигает возрастной нормы показателя первого года к 18 месяцам.
Рисунок 4. Динамика развития зрительно-слуховых реакций и зрительно-моторной координации рук.
Полученные результаты показывают, что у детей с ПЭП 1 степени тяжести развитие зрительно-слуховых ориентировочных реакций и зрительно-моторной координации рук отстает от возрастной нормы незначительно, происходит поступательно по мере исчезновения ассиметричного шейно-тонического рефлекса (АШТР) и достигает возрастной нормы с задержкой на 1-2 месяца. У детей с ПЭП 2 степени тяжести развитие происходит также равномерно, но с большим отставанием от нормы, что связано с более поздней редукцией позотонической активности. Это необходимо учитывать при работе с детьми, чтобы не допустить игнорирование одного из полей зрения и в дальнейшем нарушения письма в школьном возрасте.
Рисунок 5. Динамика развития коммуникативных функций (социального поведения)
Таким образом, у детей с ПЭП 1 степени тяжести развитие коммуникабельности в первое полугодие жизни отстает незначительно (на 1-2 недели); во втором полугодии отставание несколько увеличивается (на 4 недели), что объясняется недостатком индивидуального эмоционально-личностного контакта взрослого и ребенка в условиях коллективного воспитания. Развитие коммуникативных функций достигает возрастной нормы первого года жизни к 14 месяцам.
Коммуникативные функции у детей с ПЭП 2 степени тяжести развиваются в тех же условиях с более выраженной задержкой с первого месяца жизни; во втором полугодии отставание увеличивается и достигает возрастной нормы показателя первого года жизни только к двум годам. Это объясняется наличием резидуальной рассеянной неврологической симптоматики.
Далее представлен сравнительный анализ показателей развития детей с ПЭП 1 и 2 степени тяжести к концу первого года жизни в сравнении с нормой.
Рисунок 6. Сравнительный анализ показателей развития детей с ПЭП 1 степени в сравнении с нормой
Данная диаграмма позволяет нам сделать вывод, что при комплексной медико-педагогической абилитации у детей с ПЭП 1 степени к концу 1-го года развитие движений достигает возрастной нормы. Развитие зрительно-слуховых ориентировочных реакций и зрительно-моторной координации рук приближается к норме на 95,8%, а развитие коммуникативных функций и голосовых реакций приближается к норме на 85%. У детей с ПЭП 1 степени к концу первого года жизни неврологическая симптоматика компенсировалась, что было связано с преобладанием функциональных нарушений со стороны нервной системы. Сохранилась задержка психомоторного развития с неравномерным и незначительным отставанием отдельных функций, поэтому главную роль играла дефектологическая коррекция.
Рисунок 7. Сравнительный анализ показателей развития детей с ПЭП 2 степени в сравнении с нормой
Анализ результатов диаграммы показывает, что у детей с ПЭП 2 степени тяжести к концу первого года жизни сохраняется значительное отставание по всем показателям психомоторного развития (60-65% от возрастной нормы) даже при проведении систематической комплексной медико-педагогической абилитации. Имеет место специфическая тотальная равномерная задержка психомоторного развития. Это объясняется сохраняющейся рассеянной неврологической симптоматикой резидуального характера.
Выводы:
1. Учитывая то, что на первом году жизни функциональные системы организма ребенка имеют максимальный темп развития, необходима их комплексная, адекватная и оптимальная стимуляция, начиная с рождения. Это достигается совместной работой специалистов разных направлений: врачей, учителей-дефектологов, психологов, специалистов музыкальной и песко-аквотерапии, инструкторов ЛФК и массажа, физиотерапевтов, - с учетом индивидуальной программы абилитации каждого ребенка.
2. Дети даже с тотальной специфической задержкой психомоторного развития (ПЭП 2 степени тяжести) при комплексной абилитации дают максимально возможную динамику в развитии движений, сенсорных представлений и речи, что способствуют их социальной интеграции.
3. Дети, поступившие в дом ребенка на втором-третьем году жизни из неблагополучных семей, перенесшие ПЭП 1 степени тяжести, в результате сенсорной депривации отстают в психомоторном развитии больше, чем дети с таким же диагнозом, находящиеся в доме ребенка с рождения. Особенно значительно отстает развитие активного словаря, сенсорных представлений и запас знаний об окружающем мире. Эти дети при постоянной педагогической коррекции дают положительную динамику и реализуют свой интеллектуальный потенциал в течение нескольких месяцев.
4. Дети с одинаковым интеллектуальным потенциалом, но с разной по степени выраженности соматической и неврологической патологией, достигают к 3-4 годам примерно одинакового уровня развития при проведении комплексной медико-педагогической абилитации.
5.Обследованные группы детей позволяют нам сделать вывод, что учиться могут все дети! Ребенок, имеющий даже очень серьезные нарушения в нервно-психическом развитии, учится медленно, однако и он может учиться. Дети с ограничениями жизнедеятельности и с социальной недостаточностью должны овладеть всеми навыками, которые помогут им в общении с окружающими, достижении максимально возможной независимости, что в конечном итоге будет способствовать их социальной интеграции.
Список литературы
1.Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 160 с.
2.Журба Л.Г. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М. «Медицина». 1981.
3.Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных. Методические рекомендации. – М., 1999.
4.Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 224 с. – (Серия «Современная медицина»).
5.Реабилитация детей в домах ребенка: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей педиатров / под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 335 с.: ил.