Опыт и проблемы инклюзивного образования в России
Современное состояние образования в России характеризуется разработкой моделей инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Митчелл Д. отмечает, что интегративное образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба [2, с.15].
Именно этот взгляд на современное интегративное общество отражает новую реальность состояния общества, неуклонно «втягивает» в себя все страны, переживающие системные энергетические, финансовые, социальные кризисы. Все это в значительной степени привлекает внимание к человеческим ресурсам. На передний план выходит образование, которое должно сформировать «нового человека». Это позволяет говорить о необходимости значительного преобразования традиционной системы образования в нашей стране.
В первую очередь подобные изменения должны произойти в сфере образования людей с ОВЗ. Это предполагает принципиальное изменение системы образования в целом. Знаниевая парадигма должна «уступить место» компетентностной, где социальная адаптация получит приоритетное право.
В этом заключается смысл и основная цель инклюзивного образования, которое и должно стать определенным шагом к изменению всей образовательной системы, одним из первых действий на пути построения современного общества.
Медведев Д. А., будучи президентом РФ, выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в которой определил содержание этого понятия: «… Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [1, с. 2].
В связи с этим возникает потребность не только реформирования образовательной системы, а значительного изменения самой модели ее развития.
Наряду с традиционной системой специального (дефектологического) образования, начинается развитие системы инклюзивного образования для лиц с ОВЗ. В связи с этим возникают проблемы и риски развития двух образовательных моделей.
Под влиянием инклюзивных процессов происходит редуцирование специального образования, когда сворачивается и утрачивается традиционная система образования лиц с ОВЗ, где были определены типы, содержание, кадровый и методический потенциал. Отсутствие нормативно – правовой базы и финансирования системы специального образования в новых условиях инклюзии увеличивает риск ослабления и размывания всей системы образования в будущем.
В настоящее время сокращается и количество ставок специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, и количество самих специальных (коррекционных) учреждений. Дети с ОВЗ постепенно включаются в общеобразовательные учреждения, которые абсолютно не подготовлены к возможностям обучения детей с ОВЗ. Лишь отдельные образовательные учреждения в крупных городах РФ имеют такую возможность.
Каждое образовательное учреждение, принимающее детей с ОВЗ, претерпевает значительные сложности, связанные с возможностями организации их обучения:
- количество детей с ОВЗ должно быть соответствующим возможностям учреждения, их не должно быть много в структуре одного класса;
- в учреждение должны вводиться ставки врача и тьютора для оказания лечения и сопровождения детей с ОВЗ;
- весь педагогический персонал должен пройти специальное обучение, связанное с повышением профессиональной компетенции педагогов;
- учреждение должно быть оборудовано подъездными пандусами и лифтами, специальными рабочими местами для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и т.п.
Вариант понимания проблемы интеграции и формирования положительного отношения педагогов к детям с отклонениями в развитии в условиях интегративного образования разработан в СОШ № 518 г. Москвы, где дети с ДЦП обучаются вместе со сверстниками, в СОШ № 587 г. Москвы, где в среду включены дети с девиантным поведением, в СОШ № 8 г. Нефтеюганска, где совместно обучаются дети с нарушением зрения, слуха и опорно – двигательного аппарата.
Преподаватели кафедры специального дефектологического образования МСГИ провели научно – практические семинары в филиалах г. Зеленограда, г. Нефтеюганска и г. Казани на тему «Опыт интеграции в образовательных учреждениях г. Москвы». Педагоги и студенты знакомились с моделью психолого–педагогического сопровождения детей раннего возраста с проблемами развития в условиях центра игровой поддержки (ЦИПРа) г. Зеленограда, с работой специалистов ГБОУ № 2022 ЦАО г. Москвы, в котором обучаются дети со сложными комбинированными отклонениями в развитии, с деятельностью общественной организации «Перспектива».
Результаты работы семинаров и конференций позволили определить перспективы развития специального и инклюзивного образования в нашей стране:
- внедрение инклюзивного образования в нашей стране должно сохранить существующие коррекционные учреждения для организации максимально комфортного образования лиц с ОВЗ;
- обеспечение права лиц с ОВЗ на обучение в образовательных учреждениях шаговой доступности должно сопровождаться качественным образованием, при котором в инклюзию входит не столько ребенок с проблемами и отклонениями в развитии, сколько само учреждение;
- инклюзивное образование должно быть непрерывным (от служб ранней помощи до высшей школы);
- сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении должно быть вариативным, индивидуальным, с хорошим методическим обеспечением;
- современные технологии подготовки будущих специалистов для работы с детьми с ОВЗ должны включать опыт и достижения зарубежной специальной педагогики, традиции и инновации отечественной школы специального образования, вопросы изучения законодательной базы организации и управления специального образования.
Литература
1. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010. Электронная версия: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php.
2. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.