О логопедической ритмике

Главная > Логопедическая ритмика > О логопедической ритмике

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В. А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов. В первой статье по логопедической ритмике В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская (1936) поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи. С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания.

Для понимания содержания понятия логопедической ритмики необходимо определить что такое ритмика вообще и для чего она нужна.

В основе жизни человека лежит движение, являясь одним из основных механизмов уравновешивания в системе «организм – среда» (Г.А.Волкова, 1985). В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно и функционально, изменяет и приспосабливает среду. В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык.

Двигательное умение - это степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.

Двигательный навык - высокая степень овладения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью.

Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие «ритм» применяется в разных случаях и имеет широкое распространение: ритм дыхания, сердца, ритм стихотворной строки, прозы, ритм времен года, дня и ночи, ритм работы. Ритм характеризуется основным признаком - это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов.

В педагогическом аспекте ритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. На ритмических занятиях развивается чувство ритма - способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок в движении: постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой. Телесные ощущения ритма способствуют восприятию ритма музыкального, который имеет и моторную и эмоциональную природу. Музыкально-ритмическое воспитание строится на основе развития музыкально-ритмического чувства - способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведения.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далъкроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.

Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране. В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств - на занятиях по физической культуре.

В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают различные виды деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах. Основные задачи музыкалъных занятий - это воспитание и интереса к музыке, к произведениям разного жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха; совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.

Музыкально-ритмические движения тесно связаны с общими движениями, которые развиваются воспитателем на занятиях по физической культуре. Основными задачами занятий являются развитие основных качеств общей моторики - мышечного тонуса, координации движений, переключаемости, двигательной памяти. Умение владеть своим телом развивается с помощью ходьбы, бега, прыжков, перестроений, спортивных игр.

Задачи по развитию физических умений и ритмических способностей у детей решаются на протяжении всего дошкольного возраста - с 3 до 7 лет, готовя их к возрастающим нагрузкам в школе. Музыкальные занятия и занятия по физической культуре развивают психомоторику детей, что благоприятно сказывается при их обучении в начальной школе.

У детей с нарушениями речи, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.

В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемостъ движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы - общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемостъ, снижены двигательная память и внимание.

У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.

Занятия физической культурой и музыкальные не решают основных коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой.

Коррекция посредством движения предполагает применение различных видов движений в кинезитерапии. С помощью системы физических упражнений под музыку развивается чувство ритма в коррекционн-лечебных целях.

Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А.Волкова (1985) определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией».

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале.

Автор: 
Шашкина Г.Р., к.п.н., НОЧУ ВПО «Московский социально – гуманитарный институт», г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7