Необходимость внесения дополнений в дисциплинарные программы педагогических вузов России в связи с внедрением инклюзивного образования

Главная > Инклюзия > Необходимость внесения дополнений в дисциплинарные программы педагогических вузов России в связи с внедрением инклюзивного образования

Инклюзивная образовательная среда формируется профессиональной командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве. Принцип инклюзивного образования заключается в том, что администрация и педагоги массовых школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994г.): необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы, принимая во внимание широкое разнообразие особенностей и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения таких детей. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр. [2]

По словам методиста по инклюзивному образованию Центрального округа г. Москвы С.И. Сабельниковой, развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации и отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок [2]. Целью инклюзивного образования является создание доступной среды в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Но профессиональная и психологическая неготовность педагогических кадров затрудняют этот процесс.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются участники образовательного процесса, являются не только проблемы профессионального характера, но также психологические проблемы учителей и других специалистов. Они не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Страх и неуверенность связаны с обеспокоенностью учителей тем, что они не смогут полностью контролировать учебный процесс и в связи с этим потеряют работу [1].

Нами был проведен социологический опрос на тему осведомленности  об инклюзивном образовании студентами Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ). В свою очередь мы выявили процент студентов, имеющих какие-либо знания о направлениях работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В опросе приняли участие студенты 1-5 курсов, студенты заочного отделения и магистранты факультетов не специализирующихся в области дефектологии. Общая численность опрошенных составила 100 человек.

По итогам опроса, представление об инклюзивном образовании имеют только 18% опрошенных.Больше половины не знакомы с направлениями работы и психологическими особенностями лиц с ограниченными возможностями здоровья; многие также добавляли, что отвечая «да» на вопросы о знании направлений работы, не знакомы с терминологией и методами, а лишь в целом представляют себе технику ведения занятий.36% не изъявили желания узнать больше о лицах с особыми образовательными потребностями. 18% из всех опрошенных, по их словам, испытывали дискомфорт при ответе на предложенные им вопросы.

Можно сделать вывод о том, что студенты УрГПУ имеют не достаточно знаний для того, чтобы в будущем работать в инклюзивных школах. Требуется не только проводить беседы по развитию толерантности, но и дополнить дисциплинарные программы в связи с тем, чтобы впоследствии выпускники педагогических университетов были готовы обучать как нормально развивающихся детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья.  В систему подготовки учителей массовых школ должны вводиться дисциплины, направленные на изучение подходов и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующие пониманию психологических особенностей данных детей, такие как: «Основы дефектологии», «Специальная педагогика и психология», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Особенности развития и психологии детей с ДЦП», «Особенности развития и психологии детей с нарушениями речи» и т.п.

Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной готовности специалистов:

  • представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством) [1].

По нашему мнению, ввиду всех предъявляемых требований будущим педагогам, целесообразно внести дополнения в дисциплинарные программы всех педагогических вузов страны.

 

Литература

  1. Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт // Инклюзивное образование: перспективы развития в России. -  М., 2003.
  2. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования//Справочник руководителя образовательного учреждения. - М, 2009.- №1.

 

Автор: 
А.А. Иванова «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 123» г. Екатеринбург, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7