Некоторые проблемы терминологии в специальной педагогике

Главная > Статьи по логопедии и дефектологии > Некоторые проблемы терминологии в специальной педагогике

Знание особенностей и возможностей детей с нарушениями развития дают учителю-логопеду, дефектологу, педагогу-психологу средства для коррекции недостатков в условиях детского сада комбинированного вида с тем, чтобы способствовать максимальной компенсации имеющихся у ребёнка проблем. Немаловажную роль в коррекционно-развивающей работе с этими детьми играет реализация индивидуального подхода к каждому ребёнку. Провозглашённый столетия назад, этот подход не потерял своей актуальности и сегодня. Умение найти к каждому ребёнку индивидуальный подход, подобрать методические приёмы, подходящие конкретному ребёнку, уметь варьировать, изменяя их, если нужно, - в этом и состоит то, что мы называем профессионализмом и педагогическим мастерством.

В последнее время считается, что в педагогике главное – это набор некоторых средств воздействия, определяющий маршрут развития ребёнка, технология, применяемая конкретным педагогом. Трактовка понятия технология в педагогике неоднозначна. Одни исследователи под технологией понимают определённый приём, методику, метод. Другие под этим термином понимают содержательную технику, с помощью которой реализуется образовательная или иная педагогическая задача. Третьи рассматривают технологию как описание процесса достижения конкретного результата. Но если обратиться к словарю С.И. Ожегова, технология – это совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства. [2] В БСЭ технологию определяют как совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. Задачей технологии как науки является выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов. [1] Пришедшие в педагогику из весьма отдалённых сфер индустриально-производственные слова (технология, маршрут и т.п.), наверное, призваны были сделать педагогический процесс более эффективным, предсказуемым, с более высоким коэффициентом полезного действия (если уж выражаться производственными терминами). Но если при работе с детьми, не имеющими проблем в развитии это, может быть, в какой-то степени, и оправдано, то в коррекционной педагогике употребление этих терминов иногда просто бессмысленно. Технология предполагает наличие определённого сырья, взятого в определённой пропорции, воздействие на него тем или иным образом какое-то количество времени, и всё вместе это гарантирует (именно гарантирует!) конкретный результат – получение определённого продукта. Причём технологический процесс должен быть многократно воспроизводим, иначе это никакая не технология. В педагогике (и в частности, в коррекционной педагогике) далеко не всё однозначно. Не всегда теоретически правильно подобранный набор методических приёмов приводит к запланированному результату.

Посмотрим, как интерпретирует понятие педагогическая технология Российская педагогическая энциклопедия. Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. [3] Но воспроизведение процессов требует создание одинаковых условий, что в педагогике, а тем более в коррекционной педагогике, невозможно по определению. Педагогика – это наука, граничащая с искусством. Здесь не всегда дважды два четыре. Даже, казалось бы, близкая к понятию «технология» методика постановки и автоматизации звука, имеющая свои закономерности и определённую последовательность, не гарантирует стопроцентную результативность. Иногда в коррекционных целях приходится не просто отходить от чётко прописанных этапов, а заменять их, какие-то пропускать или, наоборот, добавлять. Я уж не говорю о временных рамках: они, как правило, варьируются как в одну, так и в другую сторону в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Всё вышеперечисленное никак не соответствует слову технология. А это, повторюсь, самое предсказуемое, с точки зрения результатов, направление коррекционной логопедической работы.

Часто студенты (а иногда и слушатели на курсах повышения квалификации) говорят о том, что хорошо бы получить точную схему действий при конкретном речевом или любом другом нарушении. По сути, это требование технологической карты для изготовления какой-либо детали или другого промышленного продукта.  Если мы заявляем в педагогике термин технология, мы должны быть готовы к подобным высказываниям. Начинающим педагогам трудно бывает понять, что в каждом конкретном случае (даже при сходных проявлениях первичных нарушений и вторичных отклонений) в коррекционной и логопедической работе будет варьироваться всё, начиная с пропедевтических подходов, заканчивая сроками автоматизации сформированных умений и навыков.

При вольном обращении с терминами, как результат – формальный подход к обучению: всё, что не укладывается в определённые рамки, определённую технологическую схему педагогического воздействия, отторгается. Ребёнок, имеющий трудности с обучении, автоматически попадает в категорию необучаемых или требующих специального образовательного учреждения. И если в детских садах такие дети могут получить квалифицированную помощь со стороны учителя-логопеда, дефектолога, то при переходе в первый класс они сталкиваются с серьёзными трудностями. Во-первых, это трудности, которые возникают у многих детей, даже не имеющих проблем в развитии, при переходе из дошкольного образовательного учреждения в школу (смена ведущей деятельности с игровой на учебную, новый детский коллектив, новый взрослый человек – учитель и т.д.). Во-вторых, это специфические трудности, свойственные конкретному ребёнку, имеющему ту или иную проблему, которую не всегда удаётся преодолеть в дошкольном возрасте. В любом случае такой ребёнок, наряду с основным нарушением, имеет вторичные отклонения, требующие внимания со стороны специалистов, которые обеспечивают сопровождение ребёнка на протяжении иногда нескольких лет. Детей, не укладывающихся в схему, педагоги просто «отсеивают» в спецшколу, на домашнее обучение и пр. Ведь отступать от технологии – невозможно: иначе это уже не технология. Искать новые технологии? Но это тоже в силу ряда причин (недостатка опыта, знаний и т.п.) бывает проблематично. Конечно, проще всего искать возможности и способы вывести ребёнка из класса. Беда в том, что таких детей по объективным социальным причинам становится всё больше.

Педагог, применяя ту или иную методику, видит перед собой возможности варьирования не только методических приёмов, дидактических средств в рамках конкретной методики, но и возможность изменения самой методики. Методика это допускает. Технология – нет, поскольку любое отступление от схемы формально ведёт к нарушению технологического процесса.

С другой стороны, оценить применение технологии проще, чем применение методики: ставь плюсы-минусы при наличии или отсутствии того или иного компонента «технологической схемы». При современной аттестационно-бонусной системе, наверное, это оправдано. Но очень важно, чтобы педагогическая работа не свелась к гонке за накоплением баллов к аттестации, к зарабатыванию «очков», иначе мы скатимся к формализму, от которого пострадают все: и дети, и педагоги, и отечественная педагогика.

Литература

1. Большая Советская Энциклопедия. Электронная версия http//www.big-soviet.ru

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка /под ред.Н.Ю.Шведовой. – М., 1987.

3. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.Г. Панова – М., 1993.

Автор: 
Т. Б. Уварова, к.п.н, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 43», г. Апрелевка

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7