Логопедическая ритмика для детей раннего возраста

Главная > Статьи по логопедии и дефектологии > Логопедическая ритмика для детей раннего возраста

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К.п.н., доцент кафедры логопедии ГБОУ ВПО МГПУ

Шашкина Гульнара Рустэмовна

Разработка методов диагностики нарушений речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязей с характером и степенью выраженности нарушений формирования предпосылок речи, уточнение возможных вариантов речевого дизонтогенеза, а также разработка приемов их коррекции средствами логопедической ритмики является одной из приоритетных задач современной логопедии.

Моторное развитие детей третьего года жизни отличается следующими особенностями:  совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии;  дети могут ходить с предметом в одной руке;  поднимаются по лестнице (делая шаги то правой, то левой ногой);  бросают и ловят мяч, сохраняя при этом равновесие; начинают самостоятельно есть, используя ложку и вилку; у детей развивается представление о схеме тела; в зрительном восприятии начинает доминировать один глаз, дети дифференцируют предметы по массе, форме, цвету и величине; начинают складывать разрезную картинку из двух частей. (Бадалян Л. О. [1])

Речевое развитие детей отличается наличием слов со сложной слоговой структурой, при стечении согласных сочетания звуков могут произноситься искаженно. Звукопроизношение не полностью соответствует норме: отсутствуют шипящие и сонорные звуки. Начинает использоваться система окончаний, вначале наиболее частотных. В основном усваиваются многие грамматические формы и служебные части речи. Используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами бытовой тематики, но и встречаются слова оценочного значения, слова – обращения. Дети оперируют некоторыми родовыми понятиями. Развернутые фразы помогают активно общаться с окружающими. Дети начинают говорить о себе в первом лице и задают много вопросов. Хорошо запоминают текст и дословно его воспроизводят. Свободного пересказа своими словами пока не дают. Начинают устанавливать причинно – следственные связи, понимают несложные сюжетные картинки. (Козырева Л. М.[2]).

Нарушения моторного развития детей от 2 до 3 лет характеризуются следующими особенностями: дети не могут удерживать равновесие при ходьбе, им трудно выполнять действия с предметами, они затрудняются при ориентации в схеме тела и в пространстве. По уровню речевого развития дети третьего года жизни делятся на три подгруппы: с высоким уровнем развития – 25% (контрольная группа из 28 детей), со средним  39,3% и с низким  35,7%  (данные опубликованы в статье «Изучение моторного и речевого развития детей раннего возраста»).

Дети первой подгруппы (с высоким уровнем речевого развития) владеют всеми средствами речи в соответствии с онтогенезом.

Дети со средним уровнем развития речи неточно употребляют в речи предлоги, используют простые двусловные предложения, чаще назывные или указательные. В звукопроизношении наблюдаются пропуски, замены и смешения, твердые звуки произносятся смягченно.

При низком уровне развития речи у детей отмечается нарушение понимания речи, словарный запас беден, с преобладанием слов бытовой тематики, чаще имен существительных. Фразы практически нет. Грамматический строй нарушен. Существительные употребляются в единственном числе именительного падежа, глаголы – в начальной форме. Предлоги в речи не используются. Дети не являются инициаторами общения, не задают вопросов, затрудняются при пересказе знакомой сказки.

При сравнительном анализе состояния моторных и речевых функций не выявляется четкой взаимозависимости между данными параметрами.  Наблюдается группа детей, моторный и речевой уровень которых одинаково высокий. Таких детей немного – 21,4 %. Однако встречаются дети, моторный уровень которых более высокий, чем уровень речевого развития (32,1%).  Есть дети, моторный уровень которых  ниже уровня речевого развития (28,6%).  И последнюю группу составляют дети, моторный и речевой уровень которых одинаково низкий (17,9%).

Преодоление нарушений моторики и речи детей раннего возраста требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций и логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляют «метод сенсорно - двигательной интеграции, слухо - двигательно - кинестетической интеграции, двигательно - кинестетические упражнения».

Проведение логоритмических занятий для детей раннего возраста является желательным. В этом случае осуществляется один из ведущих принципов коррекционной работы - интегративного обучения. Логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня. Продолжительность занятий от 15 до 20 минут в соответствии с возрастной нормой. Материал подбирается  с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

Ходьба,  как средство развития общей моторики используется на протяжении всего курса занятий  как вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы.  Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиночку, парами и стайкой, ходьба с обхождением несложных препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: ходьба в колонне по одному, ходьба с изменением темпа, ходьба с чередованием бега. Например, ходьба со сменой темпа. (Музыка - Т. Ломова, “Ускоряя и замедляя”, размер 2/4).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса проводятся сразу после ходьбы и маршировки.  Эти упражнения способствуют совершенствованию умений управлять своими движениями.  Понятия большей и меньшей силы мускульного напряжения соотносятся с понятиями “громко” и “тихо” в музыке. При выполнении делается акцент на качество выполнения движений. Примером упражнения может быть напряжение и расслабление мышц шеи (“Холодно” - втягивание головы, поднимание плеч; музыкальное сопровождение в размере 4/4 - медленный вальс “Под небом Парижа”).

Упражнения для развития дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Можно использовать дифференцированную дыхательную гимнастику на различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения, направленные на формирование длительности и силы выдыхаемой воздушной струи. Например, упражнение “Прогулка в цветочный магазин”. Под музыкальное сопровождение  4/4 на сильную долю выполнять вдох носом, на слабую – выдох ртом. Каждое упражнение выполняется по 4 раза. (Варианты упражнения в игровой форме: «Погреем ручки» - теплый ротовой выдох с призвуком “ха”; «Дует сильный ветер» - холодный ротовой выдох на ладошку; «Цветы» - теплый длительный ротовой выдох с призвуком “ха”; «Лепестки» - резкий сильный быстрый ротовой выдох с призвуком “ф”.

 Упражнения  для развития  координации движений и речи развивают умение сочетать движения с речевым сопровождением. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение. В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.  Например упражнение «Цветок».  («У меня растет цветок» - наклоны головы к плечам, руки на поясе.  «Он бы море выпить смог - разведение рук в стороны, в и.п. «Дам водички, он глотает - наклон туловища вперед. «И немножко расцветает - приседание, подъем на носочки).

Упражнения для развития речевого внимания помогают детям  вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней.  Слово в этом случае становится сигналом  и руководством к действию. Например, упражнение «Бабочки». (Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу  “Бабочки летают “ дети свободно двигаются по площадке, имитируя полет бабочек. По сигналу “Бабочки садятся на цветок” дети останавливаются, выбирая свободное место в зале, приседают. “Бабочки засыпают” - дети приседают, руки под голову. “Бабочки танцуют” - дети выполняют любые танцевальные движения.

Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения выполняются под речевое или музыкальное сопровождение, движения пальцев соответствуют тексту или сильной доле музыки. Например, упражнение « Цветок». («Шевелились у цветка» - основания кистей прижаты, пальчики медленно  и хаотично двигаются; «Все четыре лепестка» - одноименные пальцы поочередно соединяются; «Я сорвать его хотел» - сгибание и разгибание кулачков; «Он вспорхнул и улетел» - взмахи кистями).

Упражнения с предметами развивают статическую  и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи, мячи, платочки. (Например, упражнение «Передай платочек». Дети стоят по кругу. У одного из них в руках платочек. Под сильную долю музыки на 2/4 надо передавать платочек по кругу, поворачиваясь к соседу лицом).

Упражнения для развития эмоционально - волевой сферы развивают выразительность  и координацию движений, эмоциональность,  чувство прекрасного, мимическую моторику, выполняются под музыку. Например, упражнение «Бабочки на лугу», муз. сопровождение «Вальс цветов». (Первая часть музыкального сопровождения - под легкую танцевальную мелодию (вальс) дети  изображают полет бабочек по кругу или врассыпную. С окончанием музыки дети останавливаются, логопед выбирает самую красивую бабочку, она становится ведущей. Вторая часть музыки -  все дети выполняют движения этой бабочки.

Упражнения, которые используются на логоритмических занятиях для детей раннего возраста, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мелкой моторики, переключаемости движений, чувства ритма, на развитие фонационного дыхания, на обогащение и активизацию словаря, на развитие понимания речи.

Литература.

  1. Бадалян Л. О. Схема нормального психомоторного развития детей. Невропатология. М., «Академия» 2001.
  2. Козыревой Л. М. Показатели речевого развития детей третьего года жизни. Развитие речи ребенка. Дети от рождения до 5 лет, Ярославль, «Академия развития», 2001.
Автор: 
Шашкина Г.Р.

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7