Логопедическая работа с детьми, имеющими ринолалию, в дооперационном периоде

Главная > Инклюзия > Логопедическая работа с детьми, имеющими ринолалию, в дооперационном периоде

Ринолалия (от греч.  rhinos – нос и лат. lalia – речь) – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами и параличами мягкого нёба). Искажения тембра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Через расщелину в мягком и твердом нёбе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа; при этом звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная. Это открытая форма ринолалии[5].

Специалисты выделяют две формы ринолалии: открытую и закрытую. При открытой форме ринолалии все звуки приобретают назальность, то есть  носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у].  При произнесении шипящих звуков прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно.

При открытой ринолалии голосовыдыхательная струя проходит в полость носа и получает в ней резонанс. При закрытой ринолалии,  которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлениях носовой перегородки, опухолях и хронических воспалительных процессах носоглотки. При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса звукообразования и голос лишается ряда обертонов, звучит глухо, с искажением носовых звуков [м], [м'], [н], [н’].

Наиболее распространенными формами патологии челюстно-лицевой области считают расщелины твердого и мягкого нёба. Распространенность довольно велика: на каждую 1тысячу новорожденных рождается один ребенок с расщелиной нёба.

Причинами возникновения ринолалии являются как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребенка (воздействующие на плод на раннем этапе его развития – до 7-9 недель, так как формирование челюстно-лицевой системы происходит именно в это время, поэтому очень важны первые 2-4 месяца беременности женщины). А также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие ядохимикатов, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери.

Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга. Хирургическое вмешательство необходимо в первую очередь для улучшения процесса приёма пищи и для восстановления нормального дыхания ребенка. Для устранения дефектов строения челюстно-лицевого аппарата применяются пластические операции: уранопластика (пластика твёрдого и мягкого нёба)- при расщелине нёба, и хейлопластика (пластика верхней губы)-при врожденной расщелине верхней губы. Оптимальными сроками для операций считают: пластика верхней губы - от 2-3 дней от рождения до года; пластика твёрдого и мягкого нёба – не позже 6лет; все нарушения зубно-челюстного отдела - от 7 до 14лет. В логопедической практике хорошо выполненная операция уранопластика имеет огромное значение. Если нёбо достаточно опущено, нет излишнего его напряжения, имеется хорошая подвижность нёбной занавески и отсутствуют отверстия (свищи) по линии расщелины, то эффективность логопедической работы значительно повышается. И наоборот, отдельные органические нарушения (атрофия мышц мягкого нёба, шов разошёлся, недостаточное нёбно-глоточное смыкание, дефекты челюстно-зубного отдела)  сильно затрудняют логопедическую работу. В отдельных случаях при врожденных расщелинах дети не оперируются (если по объективным причинам операцию сделать нельзя), то им рекомендуется пользоваться обтуратором - пластинкой, закрывающей расщелину.

К сожалению, даже блестяще выполненная операция без логопедических занятий не нормализует речь ребёнка, т.к. он продолжает использовать привычный стереотип артикуляционных движений. Оперативное лечение только создает анатомо-физиологические условия для формирования правильного произношения. Коррекционное воздействие на логопедических занятиях предполагает в первую очередь формирование чистоты звучания речи, но этим оно не ограничивается. Важнейшая задача – коррекция развития личности детей и их социальная реабилитация. Большую помощь в этом оказывает Российский реабилитационный центр «Детство», кафедра поликлинической педиатрии с курсом детской реабилитологии, отделение челюстно-лицевой патологии (санаторий в Подмосковье), куда ежегодно направляются дети с врожденными расщелинами губы и нёба. Таким образом, возможности коррекции дефекта при ринолалии определяются временем и качеством оперативного лечения, особенностями развития личности, степенью выраженности дефекта и правильным выбором методики воздействия.  Необходима помощь и других специалистов: стоматолога, ортодонта, оториноларинголога, невропатолога. Эффективность логопедической работы с детьми с диагнозом ринолалия зависит от ряда условий:                       

– глубина дефекта артикуляционного аппарата;                                                                                  – степень компенсаторных возможностей ребёнка;                                                                                – особенности личности ребёнка;                                                                                                            – влияние речевой среды;                                                                                                                         – состояние интеллекта;                                                                                                                                    – сопутствующие дефекты;                                                                                                                           – возраст ребёнка;                                                                                                                                     – состояние речевого развития.

 В логопедической работе необходимо выполнение ряда специфических задач. Специфические задачи касаются нарушений тембра голоса, необходимо учитывать работу нёбной занавески, для развития голосовых связок подбирают вокальные упражнения, дыхательные упражнения, определённая артикуляционная гимнастика, массаж органов артикуляции. Логопедическая работа строится с учётом особенностей строения артикуляционного аппарата ребёнка и подразделяется на 2 периода: до операции и после операции.

Дооперационный период очень важен в логопедической работе. Задача этого этапа – развитие базы для формирования нормальной речи, которая включает:

–активизацию мышц глоточного кольца, что позволяет в более короткий срок добиться небноглоточного смыкания;

–постановку ротового выдоха;

–постановку физиологического дыхания;

–придание языку правильного положения (оттягивание его вперед в полости рта);

–активизация артикуляционного аппарата;

–развитие слухового внимания, фонематического слуха;

–развитие модуляции голоса;

–устранение патологических компенсаторных привычек;

–постановка звуков, доступных для ребёнка в этом состоянии;

– автоматизация звуков в речи ребёнка.

Сначала изолированные гласные, потом присоединяем согласные – слоги. Контролируется произношение каждого слога, как выходит воздушная струя. Одновременно работаем над интонацией: понижение и повышение голоса, тихо – громко, медленно – быстро (изменения темпа). Используем ряды слов. Можно заучивать маленькие стишки. Порядок работы над звуками:Гласные [а], [э], [о], [у], [ы], [и], [я], [е], [ё], [ю]; Согласные: глухие щелевые, глухие взрывные, звонкие щелевые, звонкие взрывные, смычно-щелевые, соноры. Большой объем работы уделяется артикуляционной и дыхательной гимнастике. Необходим зрительный контроль за мышцами лица (используется зеркало). Значение дооперационного периода: все навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после операции и тем облегчают дальнейшую работу и укорачивают ее сроки. Занятия рекомендуется возобновлять на 15-20 день после операции.

 

  •  
  1.  Вансовская ИМ. Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах
    нёба. - СПб., 2000.
  2.  Гуцан А.Э. Врождённые расщелины верхней губы и нёба. - Кишинев, 1980.
  3. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.,1984.
  4.  Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М,, 1996.
  5.  Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М., 1983.
  6.  Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М., 2002.
  7.  Соболева Е.А. Ринолалия. - М., 2006.
  8.  Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.
  9.  Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М., 1969.
Автор: 
Е. В Грачева НОЧУ ВПО «Московский социально – гуманитарный институт», г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7