Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у Сибирячка»
Цель: Развитие связной речи у детей c использованием образных выражений, эпитетов.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания у детей о природе родного края; формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях. Воспитывать бережное отношение к Сибирскому краю. Формировать целостные представления об окружающей природе, нравственно-патриотические чувства к родной природе.
Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику. Образовывать прилагательные от существительных.
Закрепить и активизировать словарь по теме «Сибирский лес».
Оборудование:
Корзинка с шишками ели, кедра, сосны; еловая, сосновая, березовая ветки; маски медведя, барсука, снега, воды, совы, дрозда; атрибуты к сценкам, мячики «су-джок» по количеству детей; аудиозапись «Звуки природы», «Почему так в России..», Вальс; костюм Сибирячка, мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
Чтение произведений о животных и растениях Н.Сладкова, В.Бианки, К. Паустовского и др.
Наблюдения на прогулках за живой и неживой природой.
Заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет, игр.
Составление описательных рассказов о природе.
Беседы.
Рассматривание иллюстраций.
Продуктивная деятельность – рисование природы, животных, лепка сюжетов «времена года», животных; аппликация – создание коллективных работ на темы «Дары осени», «Золотая осень», «Снегири на дереве» и др.
Труд в природном уголке по уходу за комнатными растениями.
Посадка лука, семян рассады цветов и т.п.
Ход занятия.
Дети проходят в зал.
Педагог: Давайте пригласим мам вместе с нами поприветствовать друг друга.
Дети с родителем встают парами. Под легкую музыку начинают танцевать.
На один хлопок играющие здороваются рукопожатием, на звук бубна – носиками, на звук колокольчика – плечами.
Дети и родители садятся на стульчики.
Педагог: Ребята и взрослые, закройте глаза и прислушайтесь…
(звучит аудиозапись «Звуки природы») Куда мы с вами попали? Что вы услышали?
Ответы детей (Мы попали в лес, на природу, на берег реки и др.)
Стук в дверь. Появление Сибирячка. Приветствие.
Педагог: Ребята, кто это?
Дети: Сибирячок.
Педагог: Правильно, угадали. Сибирячок, наши дети знают, откуда ты появился. Хочешь, они тебе расскажут.
Сибирячок: Конечно, хочу, мне очень интересно.
Дети рассказывают историю появления Сибирячка.
Педагог: А еще ребята знают замечательные стихи о нашем Сибирском крае. Послушай, Сибирячок!
Сибирячок: С большим удовольствием.
(Звучит «Вальс»)
1 ребенок:
В краю чудес – краю Сибирском –
Немало дива для гостей.
А нам здесь довелось родиться,
И всю Сибирь считать СВОЕЙ!
И не сыскать красивей в мире
Таких богатых чудом мест:
Здесь и луга, и по́ля шири,
И буйный первозданный лес.
2 ребенок:
Холмы, как небольшие горы,
А реки все имеют нрав:
Весною – холодны и скоры,
А летом – дремлют среди трав.
Сибирь заботлива и стро́га:
Всех-всех накормит, напои́т,
Но и напомнит: Дела много!
Сибирь лениться не велит!
3 ребенок:
Здесь с детства можно научиться
Рыбачить, овощи растить,
С огромным лесом подружиться –
Его богатства находить.
Ведь этот лес – источник силы:
В нём тысячи лечебных трав,
Поляны ягод витаминных,
Грибы и шишки на ветвях.
4 ребенок:
Здесь даже просто воздух лечит,
Вдохнёшь – и все тревоги прочь!
Сибирь с тобою мы навечно!
И в летний зной, и в хмурый дождь.
Нам по́ сердцу твои метели,
Морозы лютые зимой.
Любимый край берёз и елей…
СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!
Сибирячок: Какие замечательные стихи знаете вы! А в игры Сибирские вы играть умеете?
Педагог: Конечно, Сибирячок, умеют наши ребята играть и очень любят это делать. Давайте поиграем с нашим гостем в игру «Иван косарь и звери».
По песне-считалке:
Иван с косой,
Не ходи босой,
А обутый ходи,
Себе лапти сплети.
Если будешь ты обут –
Волки, лисы не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть! – выбирается Иван-косарь. Остальные играющие выбирают себе образ животного (Зайца, Лисы, Волка, Медведя и т.д.) Иван-косарь берёт в руки палку – «косу» и делает движения, как при косьбе. С ним переговариваются:
– Иван-косарь, что ты делаешь?
– Траву кошу.
– А зачем трава?
– Коров кормить.
– А зачем коровы?
– Молочко доить.
– А зачем молочко?
– Сырцы лепить.
– А зачем сырцы?
– Охотников кормить.
– А зачем охотники?
– В лесу зверей ловить!
После этого ответа ребята разбегаются «горошком». Иван-косарь должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, то пойманный выбывает из игры, а Иван-косарь отгадывает других спрятавшихся ребят.
Сибирячок: В Сибирские игры играть вы любите, а пословицы о лесе вы знаете?
Ответы детей с объяснением смысла пословиц:
Возле леса жить – голодному не быть.
Что в лесу родится – дома пригодится.
Май леса наряжает – лето в гости приглашает.
Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.
Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
Ау, подай голосок, через темный лесок!
Сибирячок: И пословицы вы знаете, молодцы! А мои задания сможете отгадать? Еловую ветку от кедровой, наверное, отличить не сумеете?
Проводится дидактическая игра «С какой ветки шишка и с какого дерева ветка?»
Сибирячок вынимает из корзины мячик Су-джок и спрашивает:
«Что это такое?»
Дети: Это мячик су-джок, мы с ним играем.
Сибирячок: А вы мне покажите? Я тоже хочу научиться!
«Пальчиковая гимнастика»
«Колкие иголки»
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник.
«Орех»
Покачу я свой орех
По ладоням снизу вверх, а потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
(Движения соответственно тексту)
Сибирячок: И загадки мои отгадать сумели, и меня научили играть – настоящие сибиряки.
Педагог: Сибирячок, наши дети очень любят превращаться в животных, и они хотят показать тебе мини-сценки по произведениям Николая Сладкова:
БАРСУК И МЕДВЕДЬ
— Что, медведь, спишь ещё?
— Сплю, барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!
— А может, медведь, нам вставать пора?
— Не пора. Спи ещё.
— А не проспим мы с тобой весну-то с разгону?
— Не бойся! Она, брат, разбудит.
— А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!
— Ого-го! Небось, вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока — небось, не залежишься! Спи уж, пока сухой.
Дрозд и Сова
— Слушай, объясни ты мне, как сову от филина отличить?
— Это, смотря какую сову…
— Какую сову… Обыкновенную!
— Такой совы не бывает. Бывает сова-сипуха, сова-неясыть серая, сова ястребиная, сова болотная, сова полярная, сова ушастая…
— Ну, вот ты – какая сова?
— Я-то? Я неясыть длиннохвостая.
— Ну, вот как тебя от филина отличить?
— Это смотря от какого филина… Бывает филин тёмный – лесной, бывает филин светлый – пустынный, а ещё рыбный филин бывает…
— Тьфу ты, нечисть ночная! До того всё запутали, что и сами, поди, не разберётесь, кто у вас кто!
— Хо-хо-хо-хо! Бу!
Медведь и солнце.
Просочилась в берлогу Вода – Медведю штаны промочила.
- Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
- Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.
- Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался.
Заскрипел с перепугу:
- Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!
- Ах, так это Солнце мне штаны промочило? – рявкнул Медведь. – Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
Сибирячок: Спасибо вам, ребята, большое за то, что лес Сибирский вы любите, знаете много о нем, но мне пора возвращаться, а на прощание я хочу вас угостить вкусным угощением (угощает детей). Давайте мы еще раз закроем глаза и послушаем музыку нашего прекрасного сибирского леса. (Звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в гости к Сибирячку.
Звучит мелодия «Почему так в России…»
Ребенок:
Сибирь, земля моя без края,
Суровой блещет красотой,
Руси любимой дочь родная,
С широкой русскою душой.
Педагог:
Здесь снежное тайги раздолье,
Здесь кедр с сосною говорит,
Здесь среди этого приволья,
Остановившись, время спит.
Педагог: Настоящие мы сибиряки. Много знаем о Сибири, умеем играть в сибирские игры, не боимся трескучих морозов. Так давайте всегда любить и охранять природу нашего любимого края!!!