Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у Сибирячка»

Главная > Конспекты занятий > Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у Сибирячка»

Цель: Развитие связной речи у детей c использованием образных выражений, эпитетов.

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания у детей о природе родного края; формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях. Воспитывать бережное отношение к Сибирскому краю. Формировать целостные представления об окружающей природе, нравственно-патриотические чувства к родной природе.

Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику. Образовывать прилагательные от существительных.

Закрепить и активизировать словарь по теме «Сибирский лес».

Оборудование:

Корзинка с шишками ели, кедра, сосны;  еловая, сосновая, березовая ветки; маски медведя, барсука, снега, воды, совы, дрозда; атрибуты к сценкам, мячики «су-джок» по количеству детей; аудиозапись «Звуки природы», «Почему так в России..», Вальс; костюм Сибирячка, мультимедийная презентация.

Предварительная работа:

Чтение произведений  о животных и растениях Н.Сладкова, В.Бианки, К. Паустовского и др.

Наблюдения на прогулках за живой и неживой природой.

Заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет, игр.

Составление описательных рассказов о природе.

Беседы.

Рассматривание иллюстраций.

Продуктивная деятельность – рисование природы, животных, лепка сюжетов «времена года», животных; аппликация – создание коллективных работ на темы «Дары осени», «Золотая осень», «Снегири на дереве» и др.

Труд в природном уголке по уходу за комнатными растениями.

Посадка лука, семян рассады цветов и т.п.

Ход занятия.

       Дети проходят в зал.

Педагог: Давайте пригласим мам  вместе с нами поприветствовать друг друга.

Дети с родителем встают парами. Под легкую музыку начинают танцевать.

На один хлопок играющие  здороваются рукопожатием, на звук бубна – носиками, на звук колокольчика – плечами.

Дети и родители садятся на стульчики.

Педагог: Ребята и взрослые, закройте глаза и прислушайтесь…

(звучит аудиозапись «Звуки природы») Куда мы с вами попали? Что вы услышали?

Ответы детей (Мы попали в лес, на природу, на берег реки и др.)

Стук в дверь. Появление Сибирячка. Приветствие.

Педагог: Ребята, кто это?

Дети: Сибирячок.

Педагог: Правильно, угадали. Сибирячок, наши дети знают, откуда ты появился. Хочешь, они тебе расскажут.

Сибирячок: Конечно, хочу, мне очень интересно.

Дети рассказывают историю появления Сибирячка.

Педагог: А еще ребята знают замечательные стихи о нашем Сибирском крае. Послушай, Сибирячок!

Сибирячок: С большим удовольствием.

(Звучит «Вальс»)

1 ребенок:

В краю чудес – краю Сибирском –

 Немало дива для гостей.

 А нам здесь довелось родиться,

 И всю Сибирь считать СВОЕЙ!

 И не сыскать красивей в мире

 Таких богатых чудом мест:

 Здесь и луга, и по́ля шири,

 И буйный первозданный лес.

2 ребенок:

 Холмы, как небольшие горы,

 А реки все имеют нрав:

 Весною – холодны и скоры,

 А летом – дремлют среди трав.

 Сибирь заботлива и стро́га:

 Всех-всех накормит, напои́т,

 Но и напомнит: Дела много!

 Сибирь лениться не велит!

3 ребенок:

 Здесь с детства можно научиться

 Рыбачить, овощи растить,

 С огромным лесом подружиться –

 Его богатства находить.

 Ведь этот лес – источник силы:

 В нём тысячи лечебных трав,

 Поляны ягод витаминных,

 Грибы и шишки на ветвях.

4 ребенок:

 Здесь даже просто воздух лечит,

 Вдохнёшь – и все тревоги прочь!

 Сибирь с тобою мы навечно!

 И в летний зной, и в хмурый дождь.

 Нам по́ сердцу твои метели,

 Морозы лютые зимой.

 Любимый край берёз и елей…

 СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!

Сибирячок: Какие замечательные стихи знаете вы! А в игры Сибирские вы играть умеете?

Педагог: Конечно, Сибирячок, умеют наши ребята играть и очень любят это делать. Давайте поиграем с нашим гостем в игру «Иван косарь и звери».

 По песне-считалке:

Иван с косой,

 Не ходи босой,

 А обутый ходи,

 Себе лапти сплети.

 Если будешь ты обут –

 Волки, лисы не найдут,

 Не найдёт тебя медведь.

 Выходи, тебе гореть! – выбирается Иван-косарь. Остальные играющие выбирают себе образ животного (Зайца, Лисы, Волка, Медведя и т.д.)  Иван-косарь берёт в руки палку – «косу» и делает движения, как при косьбе. С ним переговариваются:

– Иван-косарь, что ты делаешь?

 – Траву кошу.

 – А зачем трава?

 – Коров кормить.

 – А зачем коровы?

 – Молочко доить.

 – А зачем молочко?

 – Сырцы лепить.

 – А зачем сырцы?

 – Охотников кормить.

 – А зачем охотники?

 – В лесу зверей ловить!

После этого ответа ребята разбегаются «горошком». Иван-косарь  должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, то пойманный выбывает из игры, а Иван-косарь отгадывает других спрятавшихся ребят.

Сибирячок:  В Сибирские игры играть вы любите, а пословицы о лесе вы знаете?

Ответы детей с объяснением смысла пословиц:

Возле леса жить – голодному не быть.
Что в лесу родится – дома пригодится.
Май леса наряжает – лето в гости приглашает.
Лес да цветы –  земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.
Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
Ау, подай голосок, через темный лесок!

Сибирячок: И пословицы вы знаете, молодцы! А мои задания сможете отгадать? Еловую ветку от кедровой, наверное, отличить не сумеете?

Проводится дидактическая игра «С какой ветки шишка и с какого дерева ветка?»

Сибирячок вынимает из корзины мячик Су-джок и спрашивает:

 «Что это такое?»

Дети: Это мячик су-джок, мы с ним играем.

Сибирячок: А вы мне покажите? Я тоже хочу научиться!

«Пальчиковая гимнастика»

«Колкие иголки»

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

«Орех»

Покачу я свой орех

По ладоням снизу вверх, а потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

(Движения соответственно тексту)

Сибирячок: И загадки мои отгадать сумели, и меня научили играть –  настоящие сибиряки.

Педагог: Сибирячок, наши дети очень любят превращаться в животных, и они  хотят показать тебе мини-сценки по произведениям  Николая Сладкова:

БАРСУК И МЕДВЕДЬ

— Что, медведь, спишь ещё?

— Сплю, барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!

— А может, медведь, нам вставать пора?

— Не пора. Спи ещё.

— А не проспим мы с тобой весну-то с разгону?

— Не бойся! Она, брат, разбудит.

— А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!

— Ого-го! Небось, вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока — небось, не залежишься! Спи уж, пока сухой.

Дрозд и Сова

— Слушай, объясни ты мне, как сову от филина отличить?

— Это, смотря какую сову…

— Какую сову… Обыкновенную!

— Такой совы не бывает. Бывает сова-сипуха, сова-неясыть серая, сова ястребиная, сова болотная, сова полярная, сова ушастая…

— Ну, вот ты – какая сова?

— Я-то? Я неясыть длиннохвостая.

— Ну, вот как тебя от филина отличить?

— Это смотря от какого филина… Бывает филин тёмный – лесной, бывает филин светлый – пустынный, а ещё рыбный филин бывает…

— Тьфу ты, нечисть ночная! До того всё запутали, что и сами, поди, не разберётесь, кто у вас кто!

— Хо-хо-хо-хо! Бу!

Медведь и солнце.

Просочилась в берлогу Вода – Медведю штаны промочила.

- Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

- Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.

- Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался.

Заскрипел с перепугу:

- Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!

- Ах, так это Солнце мне штаны промочило? – рявкнул Медведь. – Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Сибирячок: Спасибо вам, ребята, большое за то, что лес Сибирский вы любите, знаете много о нем, но мне пора возвращаться, а на прощание я хочу вас угостить вкусным угощением (угощает детей). Давайте мы еще раз  закроем глаза и послушаем музыку нашего прекрасного сибирского леса. (Звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в гости к Сибирячку.

Звучит мелодия «Почему так в России…»

Ребенок:

Сибирь, земля моя без края,

Суровой блещет красотой,

Руси любимой дочь родная,

С широкой русскою душой.

Педагог:

Здесь снежное тайги раздолье,

Здесь кедр с сосною говорит,

Здесь среди этого приволья,

Остановившись, время спит.

Педагог: Настоящие мы сибиряки. Много знаем о Сибири, умеем играть в сибирские игры, не боимся трескучих морозов. Так давайте всегда любить и охранять природу нашего любимого края!!!

Автор: 
Учитель-логопед Можжерина Е.В.

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7