Конспект открытого логопедического занятия с детьми подготовительной группы с учетом требований ФГОС. Тема: «Путешествие с Незнайкой».
Цели занятия:
Сформировать у детей представление о цикличности времени в течении недели с помощью наглядной модели.
Закрепить знания детей о последовательности дней недели.
Познакомить с понятиями «сутки», «части суток» («утро», «день», «вечер», «ночь»).
Закрепить умение употреблять глаголы с частицей «ся» («сь»).
Учить детей употреблять названия дней недели в косвенных падежах единственного числа.
Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление.
Организационный момент.
Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний. (Дни недели)
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)
Дети берут веера, обозначающие дни недели. (Модель из семи лепестков: понедельник окрашен в оранжевый цвет, вторник – в желтый, среда – в зеленый, четверг – в голубой, пятница – в синий, суббота – в фиолетовый, воскресенье – в красный. Дети определяют количество дней от понедельника до воскресенья, которые называются неделей.)
Вопросы к детям: Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой день недели будет завтра? В какие дни недели люди не идут на работу, а дети в детский сад? Каким цветом в календаре обозначается воскресенье? Какой день недели идет после вторника? А какой перед субботой и т.д.
Основная часть.
Приходит Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте дети! Сегодня воскресенье и я пришел к вам в гости.
Дети. Нет, ты забыл, что сегодня вторник.
Незнайка. Значит, завтра будет суббота?
Дети. Нет, завтра будет среда.
Незнайка. Давайте я останусь на занятии и выучу с вами дни недели.
Дети. Оставайся, мы тебя научим.
Логопед. С какого дня начинается неделя? А заканчивается каким днем? Сколько дней в неделе? Сколько рабочих дней, а сколько выходных? Давайте назовем рабочие дни. А теперь назовите выходные дни. Давайте зададим вопросы Незнайке и проверим, все ли он запомнил. (Дети задают вопросы Незнайке о днях недели.)
Стук в дверь, появляются двое детей: «день» и «ночь». На голове у детей шапочки «солнце» и «луна». Персонажи загадывают загадки детям.
Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется. (День и ночь)
Стоит кусток, на нем семь листков, снаружи листья белые? C изнанки – черные. (неделя, дни и ночи)
Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется. (День и ночь)
Логопед. Молодцы ребята, отгадали загадки. А как вы думаете, день сразу после ночи наступает или нет?
Дети. Нет, сначала наступает утро, затем день.
Логопед. А после дня сразу наступает ночь?
Дети. Нет, после дня наступает вечер, потом ночь.
Логопед. как вместе называются утро, день, вечер и ночь?
Дети. Сутки.
Логопед. Сколько частей в сутках?
Дети. Четыре.
Логопед. Незнайка, назови части суток по порядку. (Незнайка называет неправильно, дети находят ошибку.)
Логопед. Посмотри, Незнайка, как дети расставят картинки с изображением частей суток по порядку. (Дети выполняют задание.)
Физкультминутка.
Логопед читает стихи, дети выполняют движения, соответствующие тексту.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.
Игра-упражнение «Незнайкина неделя».
Логопед. Сейчас я прочитаю вам предложение и задам вопросы.
В понедельник Незнайка гуляет по городу.
В понедельник Незнайка прогуливается по городу.
Какое слово изменилось?
Дети. Слово-действие «гуляет» поменялось на «прогуливается». В конце слова появилась частица «ся».
Далее логопед читает предложения, задает вопросы, дети отвечают.
Во вторник Незнайка ходит на тренировку в спортшколу.
Во вторник Незнайка тренируется в спортшколе.
В среду Незнайка ходит к озеру.
В среду Незнайка купается в озере.
В четверг Незнайка убирает свой дом.
В четверг Незнайка убирается в своем доме.
В пятницу Незнайка моет себя в душе.
В пятницу Незнайка моется в душе.
В субботу Незнайка ходит в школу.
В субботу Незнайка учится в школе.
В воскресенье Незнайка встретил друзей.
В воскресенье Незнайка встретился с друзьями.
Логопед. А теперь вспомните что делал Незнайка всю неделю и расскажите про себя. (Дети рассказывают.)
Логопед. Что изменилось в словах-действиях, когда вы стали говорить о себе?
Дети. Частица «ся» поменялась на частицу «сь».
Итог занятия.
Логопед. О чем мы сегодня говорили на занятии?
Ответы детей.
Незнайка раздает гостинца детям, благодарит их, прощается.