Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: Обитатели наших лесов
Задачи:
-Закрепление понятий "гласные и согласные звуки", "звонкие и глухие согласные".
-Расширение и активизация словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела и жилищ.
-Развитие мышления на материале описательных загадок.
-Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
-Закрепление умения пересказывать с элементами драматизации.
-Развитие внимания и памяти.
Пособия и материалы:
Домики красного, синего и зеленого цветов, перфоконверты на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков, синие и красные карточки, силуэтные и предметные картинки с изображением диких животных, дидактическая игра "Чей хвост", пособие "Жилища животных", магнитные доски, магниты, карандаши, шапочки с изображениями животных.
Ход занятия:
1.Организационный момент
-Сядет тот, кто назовет слово со звуком [Ч].
(Дети называют слова и садятся за столы.)
2.Проверка пройденного материала
-Ребята, давайте вспомним по какому городу мы путешествуем? (По городу Звуков и Букв)
-В нашем городе все домики разного цвета, а живут в них не люди, а звуки.
-Какие же звуки живут в красном домике? (Гласные звуки)
-Какие звуки живут в синем и зеленом домике? (Согласные звуки)
-Чем отличаются эти домики? (В зеленом домике живут мягкие звуки, а в синем - твердые)
-Возьмите карточки: красную и синюю. Если я называю гласный звук, то вы поднимаете красную карточку, если согласный - синюю. (Дети выполняют задание.)
-А как еще делятся согласные звуки? (На звонкие и глухие)
-Как мы узнаем, что звук звонкий? (Обнимаем ладошкой горлышко и, если оно дрожит, то звук звонкий)
-А теперь возьмите карточки с колокольчиками (перфокарты)
-Я называю звук, а вы должны написать соответствующую букву в нужной ячейке. Т.е. если звук звонкий, то букву пишем в ячейке, где колокольчик не зачеркнут, а если звук глухой - где зачеркнутый. (Дети заполняют перфокрты)
3. Отгадывание загадок
(Стук в дверь)
-Кто там?
-Это я, почтальон Печкин. Принес вам письмо.
-Спасибо почтальон Печкин.
(Из конверта вынимаются карточки с силуэтами животных и цветные изображения животных. Силуэты вывешиваются на магнитной доске)
-Сейчас я вам загадаю загадки.
*Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ежик)
*Великан в бору живет,
Он сладкоежка - любит мед,
Когда испортится погода,
Ложится спать - да на полгода. (Медведь)
*Сидит на ветке, а не птица,
Есть рыжий хвост, а не лисица. (Белка)
*Обитатель леса шустрый
Своровал листок капустный.
У него дрожат реснички:
Нет ли где-нибудь лисички? (Заяц)
*Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая,
Ей не надо пирожка,
Ей бы скушать петушка. (Лиса)
*Кто зимой холодной
Ходит серый, злой, голодный? (Волк)
(Дети после отгадывания загадок цветное изображение животного соотносят с его контуром.)
4. Игра "Назови ласково"
-Ребята, а как этих животных можно назвать ласково?
Лиса-(лисичка) Волк-(волчок)
Белка-(белочка) Заяц-(зайчик, заинька)
Медведь-(мишка) Еж-(ежик)
-Какие это животные? (Лесные, Дикие)
-Где живут эти животные? (В лесу)
5.Игра " Чей хвост, чья лапа?"
-Ребята, посмотрите какой густой лес! В этом лесу много разных животных, но все они спрятались за елочками.
-Чей хвост виден за этой елочкой? (Лисий хвост)
-А это чья лапа? (Медвежья лапа)
-Чьи уши за этой елочкой? (Заячьи уши)
-А это чей хвост? (Волчий хвост)
(Дети, ответив на вопрос, берут изображение части тела и присоединяют его к рисунку животного, у которого она отсутствует.)
6.Физминутка
7.Перессказ сказки с элементами драматизации
-А теперь послушайте сказку, которая называется "Где мой домик?"
Жил в лесу маленький зайчонок со своей мамой-зайчихой. Днем он бегал, играл, резвился на звериной детской площадке. Мама-зайчиха говорила зайчонку:
-Смотри, зайчонок, не заблудись! Не гуляй долго. И запомни: наш домик - заячий!
Зайчонок заигрался, и не заметил, как наступила темнота. Испугался зайчонок, побежал в одну сторону, в другую сторону, видит - заблудился.
Страшно зайчонку, бегает по лесу, стучит в каждый домик и спрашивает, "чей это домик?"
Подбежал к волчьему домику и стучит:
-Чей это домик?
Из окошка выглянул волчонок и спрашивает:
-А тебе чей надо?
-Заячий!
-Нет, это не заячий домик. Это волчье логово.
Заплакал зайчонок и побежал дальше. Видит: чей-то домик.
-Чей это домик?
Из домика выглянул бельчонок и спрашивает:
-А тебе чей нужен?
-Заячий!
-Нет. Это не заячий домик. Это беличье дупло.
И опять побежал по темному ночному лесу бедный зайчонок. Видит: стоит домик.
-Чей это домик?
Из домика вышел медвежонок и говорит:
-Это медвежья берлога.
Наконец, усталый, голодный зайчонок добежал до лисьего домика. И постучал. Выглянул в окошко лисенок и сказал, что это лисья нора. Горько заплакал бедный зайчонок. Лисенку стало его жаль:
-Не плачь, я покажу тебе, где ты живешь.
И они вместе побежали к заячьему домику. Мама зайчиха и зайчонок очень обрадовались.
-Спасибо тебе добрый маленький лисенок.
-А теперь вспомните. Почему зайчонок остался один в лесу? (Потерялся, заблудился)
-В чьи домики стучался зайчонок? (Волчье логово, беличье дупло, медвежья берлога, лисья нора)
-Кто помог зайчонку найти свой домик? (Лисенок)
-А теперь давайте расскажем сказку по лицам. (Дети надевают шапочки с изображением животных и каждый ребенок берет картинку с изображением своего жилища.)
Пересказ сказки.
8.Подведение итогов.