Конспект индивидуального логопедического занятия. Звуки Л, Ш
Тема: Автоматизация звуков Л, Ш.
Цель: закрепление произношения звука Л в словах; закрепление произношения звука Ш в стихотворениях.
Задачи:
Образовательные:
уточнить характеристику и артикуляцию звуков Л и Ш;
закрепить умение правильно произносить звук Л в словах;
закрепить умение правильно произносить звук Ш в стихотворениях.
Коррекционно-развивающие:
развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
развивать речевое дыхание;
развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
развитие общую и мелкую моторику.
Материал и оборудование: предметные картинки со звуком и без звука Л, предметные картинки со звуком и без звука Ш.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед приглашает ребенка в кабинет, просит его сесть за стол.
2. Артикуляционная гимнастика:
Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение.
«Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Чистим верхние зубы», «Лошадка», «Чашечка».
При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение упражнений.
3. Объяснение темы занятия.
- Сейчас я назову слова, а ты скажи, какой звук первый в этих словах: лук, лужа, лыжи (Звук Л первый в этих словах)
4. Характеристика и артикуляция звука Л
- Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (вверху за зубами)
- Мы этот звук произносим легко или с трудом? Можем пропеть или нет? (произносим с трудом, пропеть не можем).
- Какой это звук: гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (твердый)
- При произнесение звука Л губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Развитие фонематического восприятия. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л»:
- в ряду звуков: в,л,ф,р,л,рь,ж,ль,в,л;
- в ряду слогов: ла,ра,фо,лу,ля,ло,во,ла;
- в ряду слов: лак, мак, ложка, мел, заяц, лиса, белка.
7. Изолированное произнесение звука Л.
Как гудит теплоход, который проплывает по реке? (л-л-л)
8. Автоматизация звука Л в слогах
Логопед произносит цепочку слогов, а ребенок повторяет:
ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, лу-лы-лы, ло-лу-ла.
8. Автоматизация звука Л в словах
а) Игровое упражнение «Назови ласково».
Логопед произносит слово, а ребенок должен назвать этот предмет ласково:
лодка-лодочка, белка, яблоко, кукла, булка, иголка.
9. Пальчиковая гимнастика.
Логопед читает стихотворный текст, показывает движения пальцами рук:
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (на каждое название птицы загибают пальцы)
Всем хватило зернышек. (опять сжимают и разжимают пальцы)
10. Автоматизация звука «Ш» в стихотворениях.
Игровое упражнение «Повторяйка».
Логопед произносит стихотворение, а ребенок повторяет:
***
Пишет Школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, Мишутка.
***
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
11. Лексико-грамматическая тема: «Весна».
Логопед читает загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла...(Весна)
- Верно это весна. Весной природа просыпается от зимнего сна.
- Что весной делает солнышко?
- Что весной происходит со снегом? (Снег весной тает)
- Что делают ручейки? (бегут, журчат).
Дидактическая игра «Доскажи»
Ребенок заканчивает фразы, начатые логопедом (с опорой на картинки):
-Греет солнышко, поэтому... (тает снег).
-Тает снег и поэтому... (бегут ручейки).
-Бегут ручейки, и дети... (пускают кораблики).
Итог занятия: Какие звуки мы сегодня повторяли?
(Звук Л и Звук Ш)
Как правильно произносить звук Л?
Как правильно произносить звук Ш?
Вспомни слова, в которых звук Ш в начале слова, в середине, в конце?