Комплексные методы коррекции минимальных дизартрических расстройств у детей младшего школьного возраста

Главная > Дизартрия > Комплексные методы коррекции минимальных дизартрических расстройств у детей младшего школьного возраста

Проблема нарушения устой речи у младших школьников остается одной из актуальных проблем школьного обучения, поскольку речевые дефекты влияют на успешное обучение и дальнейшую социализацию учащихся. Подобные трудности могут явиться причиной школьной дизадаптации, снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в общении со сверстниками.

Как показывает теория и практика, в основании нарушения речи при минимальной дизартрии лежат следующие механизмы: органические поражения центральной и периферической нервной системы, нарушение иннервации речевого аппарата, парезы  лицевой мускулатуры.

Цель нашей работы заключается в выявлении составляющих компонентов нарушения речи, и апробации новых методов комплексной коррекции минимальных дизартрических расстройств.

Анализ логопедической литературы по данной проблеме показывает, что в настоящее время довольно часто встречается нарушение речи  в форме дизартрии, которые по своим проявлениям достаточно сложны. Эта проблема остается актуальной и на сегодняшний день.

Симптомами минимальных дизартрических расстройств являются негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов и оральной диспраксией, что в свою очередь, может приводить к вторичным нарушениям всей речевой системы в целом.

         Дифференцировать минимальную дизартрию от других речевых нарушений позволят тщательное углубленное обследование детей, учитывающее не только все компоненты речевой деятельности, но и ряд неречевых функций[5,6,10].

         Проблема минимальных форм дизартрии актуальна и встречается довольно часто.          Дефекты имеют стойкий характер, и сложны в исправлении. Этиологией минимальных дизартрических расстройств является пренатальная и постнатальная патология развития ребенка, которая ведет к  нарушению функционирования различных систем головного мозга,  и как следствие нарушению памяти, внимания, мышления, речевого развития, и других психических процессов, это является следствием минимальной мозговой дисфункции. Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Современные методы логопедического воздействия при минимальных дизартрических расстройствах имеет комплексный характер, и проводится по следующим направлениям: 1. Нормализация мышечного тонуса. 2. Развитие общей и мелкой моторики. 3. Развитие артикуляционного аппарата. 4. Коррекция голоса и дыхания.

         Для выявления компонентов речевой организации при минимальных дизартрических расстройствах, мы провели  эксперимент на базе муниципального образовательного учреждения Ивняковской средней общеобразовательной школы, в период с 1сентября 2007 года по 30 декабря 2007 года  нами было обследовано 55 учащихся первых и вторых классов. 

Обследование проводилось по комплексной методике: стандартный неврологический осмотр проводился врачом-неврологом, нейропсихологическое обследование по методике А.В.Семенович, оценка состояния речевой функции, по методике логопедического обследования для детей с дизартрией Г.А. Волковой[6,8,10].

2.      В результате обследования детей 1-х, 2-х классов, минимальные дизартрические расстройства были выявлены у 19 детей 7-8 лет, в результате первичного обследования их удалось диагностировать только у 9 детей, у остальных минимальные дизартрические расстройства были выявлены после комплексного обследования.

         В результате проведения эксперимента, нами были выявлены следующие  компоненты речевой системы, нарушаемые при минимальных дизартрических расстройствах:

  • Общая моторика
  • Мелкая моторика
  • Артикуляторная моторика
  • Импрессивная речь
  • Экспрессивная речь

Лексико-грамматический строй речи

  • Звукопроизношение
  • Слоговая структура
  • Фонематические процессы

 

Так же часто встречались вегетативные нарушения.

Используя результаты констатирующего эксперимента нами была составлена «Комплексная медико-психолого-педагогические методика коррекции минимальных дизартрических расстройств у детей младшего школьного возраста», и проведено обучение детей по данной методике.

Эксперимент проводился с 15 сентября 2008г. по 15 мая 2009г. на базе муниципального образовательного учреждения Ивняковской средней общеобразовательной школы с двумя группами детей. С группой А по традиционной методике для исправления речи детей младшего школьного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами, с группой Б по предложенной нами «Комплексной медико-психолого-педагогической методике коррекции минимальных дизартрических расстройств у детей младшего школьного возраста».

В предложенной нами методике направления работы были следующие:

  • Развитие мелкой и общей моторики  - игры с подручным материалом: складывание картинок, геометрических узоров из спичек; вырезание из бумаги картинок, шнуровка, вязание, сопряженное проговаривание слогов, слов и предложений, пальчиковая гимнастика. [3]
  • Физическое воспитание детей - использование потенциальных возможностей физической культуры предпосылок для успешной адаптации к реальным условиям жизни, их потенциальной адаптации в обществе нормально развивающихся сверстников.[2,12]
  • Логопедическая ритмика - соединяющая музыкально-двигательные, речедвигательные и музыкально-речевые игры и упражнения, осуществляемые в целях логопедической работы.[11]
  • Артикуляционная моторика - дифференцированная артикуляторная гимнастика, самомассаж и логомассаж. Логопедический массаж осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка.[1]
  • Коррекция звукопроизношения. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наиболее просты. И, соответственно, автоматизация звуков проводится совместно с развитием общей и мелкой моторики[6,9,12].
  • Лексико-грамматический строй речи корректируется на подгрупповых занятиях по методике Е.В. Мазановой[4,7].

Таким образом, проведя работу с группой А по традиционной методике и с группой Б по комплексной  коррекционно-логопедической программе, мы получили следующие результаты.

Все учитываемые нами компоненты речевой системы у детей младшего школьного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами, группы Б, имеют выше результат, чем у детей группы А.

 

Таблица 1.

Результаты первичного  обследования

 

общая моторика

мелкая моторика

артикуляторная моторика

звукопроизношение

ЛГСР

Группа А

3,2

2,4

2

0,1

4

Группа Б

2,8

2,2

2,1

0,3

2,4

 

 

         Результаты итогового обследования

 

общая моторика

мелкая моторика

артикуляторная моторика

звукопроизношение

ЛГСР

Группа А

3,7

3,4

3,2

3,6

4,4

Группа Б

4,9

4,5

4,6

4,7

4,6

 

В соответствии с полученными данными мы можем утверждать, что синдром минимальных дизартрических расстройств является поликомпонентным, а комплексное развитие элементарных и сложных двигательных актов, а именно, общей, мелкой и артикуляционной моторики, воспитание навыков правильного дыхания и голосообразования, применение методов медицинской коррекции (медикаментозная терапия, приемы ЛФК, и т.д.) создают предпосылки для успешного преодоления речевого дефекта у детей младшего школьного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

 

Литература

  1. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  2. Боброва Г.А. Игры с элементами художественной гимнастики. - М.: Педагогика, Физическая культура в школе, №6, 1983.С 33-37
  3. Краузе Е. Логопедия – 3-е издание-СПб.: КОРОНА принт, 2006.
  4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство Гном и Д, 2006.
  5. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.,1972.
  6. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. – М., «Просвещение», 1968.
  7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.,1994
  8. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., 2002
  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М., «Просвещение», 1971.
  10. Хрестоматия по логопедии. // Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.,1998, Ч.1.
  11. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Изд. Центр «Академия»,2005.
  12. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: Кн. для учителя-логопеда. – М.. 1984. 
Автор: 
И.А. Филимонова Филиал НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт», г. Ярославль

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7