К вопросу о необходимости модификации программ переподготовки дефектологических кадров

Главная > Статьи по логопедии и дефектологии > К вопросу о необходимости модификации программ переподготовки дефектологических кадров

В данной статье рассматривается вопрос, касающийся необходимости модификации программ переподготовки дефектологических кадров, что обусловлено актуальностью социально-значимых перемен, происходящих в образовательных системах. В рамках проводимого нами исследования, считаем целесообразным: охарактеризовать современное состояние специального и общего образования, определить те изменения, которые, на наш взгляд, не могли не отразиться на системе и практике переподготовки дефектологов. Ориентируясь на специфику образовательных систем, мы рассмотрим факторы, детерминирующие развитие системы переподготовки дефектологических кадров, и определяющие необходимость обновленного структурирования учебных планов переподготовки и адресного конструирования дополнительных профессиональных образовательных программ.

Переподготовка педагогов-дефектологов в России, имея более чем полувековой опыт, всегда была ориентирована на кадровые запросы специальной коррекционно-образовательной отрасли. Потребность в переподготовке педагогов системы специального образования остается актуальной и по сегодняшний день. Однако это не единственный фактор, детерминирующий потребность в переподготовке педагогов системы специального образования, есть еще несколько моментов, на которые следует обратить пристальное внимание, - это:

- изменение квалификационных требований к работникам специальных образовательных учреждений, в которых акцентируется внимание на соответствии профессиональной подготовки педагога занимаемой должности, новый порядок аттестации педагогических кадров и новые подходы к оплате их труда;

- возрастающее, к сожалению, число детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в помощи педагога-дефектолога, знающего особенности детей с отклонениями в развитии и владеющего коррекционно-образовательными технологиями;

- включение новых категорий лиц с ограниченными возможностями в коррекционно-образовательную среду (дети с тяжелой двигательной патологией, с синдромом Дауна, с глубокими интеллектуальными нарушениями, со сложной структурой дефекта, с РДА, дети-билингвы);

- расширение возрастного диапазона лиц, которым оказывается психолого-педагогическая помощь, социальная и трудовая поддержка (раннее выявление, диагностика и коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии на первом году жизни и в период раннего детства; решение проблем социализации подростков и взрослых; коррекционная помощь лицам зрелого возраста с нетипичным состоянием интеллектуального, физического или психического здоровья);

- расширение сферы профессиональной деятельности педагога-дефектолога. В связи с этим возникает вопрос о способности и готовности педагога-дефектолога работать не только в коррекционных образовательных учреждениях, но и в условиях образовательной интеграции, в структурах здравоохранения, и социальной поддержки;

- появление новых типов коррекционно-образовательных учреждений и новых организационных форм коррекционно-педагогического воздействия (психолого-педагогические реабилитационные центры, консультативно-диагностические службы, лекотеки, группы кратковременного пребывания в ДОУ комбинированного или компенсирующего вида, школы надомного обучения, классы для детей с синдромом Дауна, психолого-педагогические кабинеты в условиях стационара, частные коррекционно-образовательные учреждения).

Рассмотренные нами факторы со всей очевидностью свидетельствуют, что в связи с изменениями в системе специального образования профессиональная переподготовка оказалась востребованной и как возможность освоения новой профессии (для педагогов с недефектологической подготовкой), и как потребность в получении дополнительной квалификации при совмещении профессий (для педагогов-дефектологов). Следовательно, возникает необходимость в модификации программ переподготовки дефектологических кадров, программ, ориентированных на потребности и запросы системы специального образования и потребности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Одним из ключевых моментов реформирования современной системы общего образования является образовательная интеграция и инклюзивное обучение, которые предусматривают создание и внедрение модели комплексной системы сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычной школы. Мы разделяем позицию Н.М.Назаровой [1, с. 60], которая утверждает, что переход на интегрированное образование заключается не только в активном включении детей и подростков с особыми образовательными потребностями в массовый образовательный процесс, но и в перестройке всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей и подростков.

Анализ многочисленных исследований (Н.Н.Малофеев, Н.М. Назарова, В.И.Трифонова и др.) позволяет говорить о том, что к показателям, стимулирующим развитие образовательной интеграции и инклюзивного обучения, относятся: налаженная работа системы ранней комплексной помощи; личностно-ориентированная направленность образования; стандартизация специального образования и сертифицирование образовательной среды; отечественный и зарубежный опыт положительно зарекомендовавших себя форм инклюзивного обучения и образовательной интеграции; желание родителей обучать своего ребенка с ОВЗ в массовом образовательном учреждении.

К группе факторов, препятствующих развитию образовательной интеграции и инклюзивному обучению, исследователи (Н.М.Назарова, В.И. Трифонова) относят: отсутствие законодательного реформирования массовой системы образования под задачи образовательной интеграции и инклюзии; стандартизированную модель общего образования, нацеленную на однородные по успешности учебные группы; закрытие классов компенсирующего обучения; попытки сохранения количественного контингента детей из-за адресного финансирование образовательных учреждений; перенос дефектоориентированного подход в массовую образовательную среду; внедрение образовательной интеграции и инклюзивного обучения без подготовки учителей и администрации к работе с детьми с ОВЗ; отсутствие социально-профессионального партнерства между учителями массовых школ и педагогами-дефектологами, неготовность нормально развивающихся сверстников к взаимодействию; преобладание у родителей нормально развивающихся сверстников негативных социальных установок и стереотипов в отношении детей с ОВЗ. Наряду с этим в исследовании В.И.Трифоновой [2] было установлено, что у детей с ОВЗ, интегрированных в массовую образовательную среду, возникают серьезные психологические проблемы, а именно - трудность адаптации в условиях класса и школы, снижение потребности в общении  со сверстниками, неуверенность в себе. 

Из сказанного следует, что проблем по внедрению образовательной интеграции и инклюзивного обучения еще слишком много, а их решение носит в большей мере системный характер. Однако, не дожидаясь кардинальных организационно-педагогических преобразований в массовой школе, учитывая, что механизм образовательной интеграции и инклюзивного обучения уже запущен, важно понимать, что на данный момент избежание ряда трудностей представляется возможным в связи с повышением профессиональной компетентности педагогических работников.

Система переподготовки дефектологических кадров способна гибко и мобильно реагировать на запросы образовательных учреждений, создавать условия для овладения учителями массовых школ современными активными технологиями, методиками коррекционно-развивающей и воспитательной работы, позволяющими обеспечить права детей с особыми образовательными потребностями на получение доступного и качественного образования и достижение ими максимально возможного уровня социализации. Модификацию образовательных программ переподготовки для учителей массовой школы следует проводить с ориентацией на расширение их профессиональной компетентности, с учетом удовлетворения личностных, социальных и профессиональных потребностей в знаниях о новейших достижениях в области обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, передовом отечественном и зарубежном опыте образовательной интеграции и инклюзивного обучения. В этом случае, педагогический коллектив образовательного учреждения будет иметь четкие представлений о детях с ОВЗ, создаст для них адекватные средовые условия  и, что не менее важно, в арсенале учителей будут  диагностические, дидактические и методические материалы для обеспечения учебно-воспитательного процесса в условиях образовательной интеграции. В связи с решением обозначенных проблем, мы можем констатировать, что социально-объективные условия функционирования рассматриваемых нами образовательных систем обусловливают внесение изменений в структуру учебных планов дополнительных образовательных программ переподготовки дефектологов.

Традиционно программы переподготовки разрабатывались на основе ГОС ВПО и строились на блочно-модульной основе, сегодня встает вопрос о необходимости приведения их в соответствии с новыми квалификационными требованиями к педагогу-дефектологу и учителю массовой общеобразовательной школы, вовлеченному в образовательную интеграцию и инклюзию.

При сохранении блочно-модульной основы считаем возможным:

- расширить диапазон установленных профилей посредством разработки модулей содержательно предполагающих более узкую специализацию;

- подчинить содержание и логику изучения учебного материала профессиональным видам деятельности и формируемым компетенциям;

- обеспечить индивидуализацию процесса переподготовки, создавая возможность выбора индивидуальной траектории дополнительного профессионального обучения с учетом личностных и профессиональных потребностей педагогов в знаниях;

- конструировать содержание программ в соответствии с целевой  переподготовкой  педагогов по запросам образовательных учреждений.

 

Литература

  1. Назарова Н.М. Образовательная интеграция: проблемы внедрения / Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды: международная научно-практическая конференция. Т.II – М.: ГОУ ВПО МГПУ. 2008.
  2. Трифонова В.И.Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимодействия со сверстниками / В.И.Трифонова автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: МПГУ. – 2008.
Автор: 
Е.С. Тушева ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва

Оставить заявку

CAPTCHA
 
+7(495) 626-25-20 заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1
info@logoprof.ru

Заказ в один клик

+7